Оценивание образовательных результатов обучающихся по математике в условия реализации ФГОС ООО


Оценивание образовательных результатов обучающихся по математике в условия реализации ФГОС ООО
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».
 Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
С 2014-2015 учебного года работаю в 5 классах, это моя первая практика реализации ФГОС ООО. Работая по ФГОС, передо мной возникла проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся. Система оценки образовательных достижений школьников является одним из инструментов реализации стандарта и привязывается к планируемым результатам деятельности освоения ООП ООО. Система оценки, основанная на комплексном подходе к оцениванию, должна охватывать оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Для текущего оценивания в своей практике использую такие методы, как наблюдение, оценивание процесса выполнения задания, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ и др., а чтобы соотнести запланированные результаты с полученными, использую следующие инструменты оценивания: критериальное описание, сравнение с эталоном, «вопросники», памятки, линейки достижения (примеры) Необходимо отметить, при целенаправленном использовании системы оценивания, то многие ребята уже через полгода свободно могут сами разрабатывать критерии для оценивания, например, математических диктантов, презентаций (критерии всегда объявляются до выполнения задания).
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, презентаций, выставок математических моделей и т.п.) используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов).
Например, сформированности вычислительных умений, умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Для повышения мотивации школьников, для выявления «дефицитов», для составления индивидуальных маршрутов обучения на уроках, при выполнении домашнего задания, при выполнении диагностических работ использую самоанализ, самооценку и взаимооценку. Ребята учатся анализировать, аргументировать свою точку зрения, планировать свою дальнейшую деятельность. Результаты оценки учащиеся заносят в лист контроля (самооценки) (таблица 1).
Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год). В своей практике использую в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности, а затем выводится среднее арифметическое и отметка выставляется в классный журнал (таблица 2).При оценивании я чаще выступаю в роли консультанта, помощника (кроме проверочных, контрольных работ). Несомненно, использую словесную оценку деятельности обучающихся.
При подготовке к ОГЭ мной используется карта индивидуальных достижений (приложение 1), в которых можно проследить динамику каждого обучающегося. Для получения независимой оценки предметных знаний использую Интернет-ресурсы: сайт «Решу ГИА», «http://www.mathsolution.ru» и другие. Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные им задания, а их родители имеют возможность проконтролировать процесс обучения.
В заключение следует отметить, чтобы иметь стабильные, хорошие результаты учащихся, учителю необходимо иметь желание, терпение, опыт, проявлять творчество. В итоговую оценку по математике входят и комплексные работы, а также тестирования по предмету. На мой взгляд, данные работы должны быть разно уровневые, дабы не потерять личностную составляющую и ориентировать на дальнейший успех.
Накопительная оценка действует на протяжении всего процесса обучения в школе и характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по математике, а также уровень овладения мета предметными действиями.
Таким образом, на уроках стремлюсь выстраивать такую систему оценивания, которая способствовала бы реализации одного из наиболее важных принципов обучения в соответствии с требованиями ФГОС- принцип успешности ученика.
Приложения
Таблица 1
Лист самооценки
Фамилия _______________ Имя ___________ Класс ______
Умение № заданий из к/рУровень усвоения Возникшие трудности
Умею Решаю с трудом Не умею Выполнять арифметические действия с натуральными числами А1Сравнивать натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби А4, А5 Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел А2, В4 Решать текстовые задачи арифметическим способом А8 Выполнять арифметические действия с десятичными дробями А3, В2, В3 Решать простейшие уравнения В1Находить значения буквенных выражений А7, В3 Решать задачи на проценты А6, В5, С1 Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения С2Таблица 2
Лист контроля
Класс: ФИ:
Блиц-опрос Верно ли? Домашнее задание Работа в парах Самостоятельная работа Проверочная работа Итог
Приложение 1