Статья СОВРЕМЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
СОВРЕМЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ПЕСНЯ
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ»
Аннотация
Статья затрагивает проблему использования песен при обучении английскому языку старших школьников. Работа с песней оказывает неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин: «способствует лучшему запоминанию лексики и отработке грамматической структуры, активизации мыслительных процессов, побуждает учеников к изучению культуры англоязычных стран» [3], способствует более полному раскрытию творческих способностей каждого. Хорошая песня помогает создать благоприятный психологический климат, активизировать языковую деятельность, повысить эмоциональный тонус, поддержать интерес к изучению английского языка.
«Что делать, чтобы урок был интересным и эффективным, чтобы ученик чувствовал себя активным участником процесса обучения?» Кто из нас не задавался подобным вопросом? Может быть, песня поможет в решении проблемы? Я думаю, что давно уже нет необходимости убеждать учителей в целесообразности использования песен на уроках английского языка. Действительно, сегодня песня на уроке – это так естественно!
На учительских порталах часто обсуждается эта проблема. Недавно на форуме http://www.englishteachers.ru я прочитала: «Хорошую затронули тему! Об эффективности использования песен много сказано и написано, но есть и обратная сторона медали. Я не являюсь большим поклонником использования песен на старшем этапе обучения – много уходит времени, почти нет песен, связанных с тематикой, учебники не предлагают никаких заданий, кроме «спеть и выучить». Кроме того, возраст уже такой, что не все поют с энтузиазмом» [2].
А ведь действительно - часто ли мы используем песни, обучая старших школьников? Ну разве что как средство релаксации. Вот почему я решила посвятить свою статью проблеме использования песен именно на старшем этапе обучения английскому языку.
Естественно, необходимо принять во внимание возраст учеников, их вкусы, интересы и музыкальные пристрастия, но при этом не пойти у них на поводу. Ведь, чего греха таить, часто песни, которые подростки слушают, предлагать на уроке просто нельзя из этических соображений.
Итак, задача № 1 – тщательный отбор песен, которые планируешь предложить подростку. Песни должны быть аутентичными, доступными в информационном и языковом плане, эмоциональными, актуальными, проблемными, должны отвечать задачам, которые ставит перед собою учитель, уровню речевой компетенции, возрастным особенностям и интересам учеников, возможностям учебного плана.
Следующая задача – подобрать упражнения, которые бы способствовали не только лучшему запоминанию лексики и отработке грамматической структуры, но и активизации мыслительных процессов, побуждали учеников к изучению культуры англоязычных стран, способствовали более полному раскрытию творческих способностей каждого.
Хорошая песня поможет создать благоприятный психологический климат, снизить психологическую нагрузку, активизировать языковую деятельность, повысить эмоциональный тонус, поддержать интерес к изучению английского языка.
Предложенные ниже упражнения помогают реализовать поставленные задачи.
Песня «ENJOY THE SILENCE», группа DEPECHE MODE [2, с. 10].
Words like violence
Break the silence,
Come crashing in
Into my little world.Painful to me
Piercing right through me.Can’t you understandOh my little girl.
All I ever wanted,
All I ever needed
Is here in my arms.Words are unnecessary
They can only do harm.
Vows are spoken
To be broken.Feelings are intense,
Words are trivial.
Pleasures remain,
So does the pain.
Words are meaningless
And forgettable.All I ever wanted,
All I ever needed
Is here in my arms.Words are unnecessary
They can only do harm.
Pre listening activities
1. Look at the title. Can you predict what the song will be about?
2. People who can enjoy silence. What do you think these people are like?
3. Make a list of words you expect to hear in the song.
While listening activities
1. Listen to the song. While listening, tick the words you have in your list. How many words have you ticked?
2. Practise the pronunciation of the following: like violence; come crashing in; right through; all I ever…; very unnecessary; vows; trivial; meaningless.
Post listening activitiesПервый этап работы начинается с языковых упражнений. Данные упражнения строятся на единицах текста песни на уровне предложения. Цели этих упражнений:
- проверка адекватности понимания учениками определенных высказываний песни;
- формирование умения высказываться иными (в сравнении с теми, что представлены в песне), языковыми средствами.
1. Give the Russian equivalents:
words like violence; painful to me; all I ever needed; vows are spoken; enjoy the silence.
2. Eхpress the same in English:
входят, разрушая все; пронзая меня насквозь; не нужно слов; слова обыденны; слова ничего не значат.
3. Complete the sentences using the vocabulary of the song:
a) Every morning sergeant’s words … and woke up everybody.
b) Olga’s eyes … and made me feel uncomfortable.
c) … is to sleep, to eat and to do nothing.
d) We believe you, Kate, but … , so sign the document.
4. Find the antonyms:
noise –
important –
unusual –
keep –
be useful –
weak –
sorrow –
5. Express the same in other words:
causing a pain;
force a way into, penetrate;
solemn promise or undertaking;
of small value or importance.
6. Paraphrase using the vocabulary of the song:
a) Don’t disturb your granny while she’s sitting in the yard after her usual 5 o’clock tea.
b) There’s no need telling everything to the dean. He’s known the truth.
c) His last words brought much pain to me.
d) It’s impossible to steal something from this blondie. It seems her eyes look through me.
e) Helen’s friends rush into the room knocking the chair over.
Формирование и совершенствование лексических и грамматических навыков продолжается в условно-речевых упражнениях:
1. Formulate what the main information of the song consists of.
2. Say what additional information plays also a definite role in the song.
Развитие навыков устной неподготовленной речи осуществляется во время выполнения речевых упражнений. Речевые упражнения должны:
- быть проблемными;
- обеспечивать переход от подготовленных высказываний к неподготовленным;
- стимулировать развернутые высказывания учеников, предусматривать диалог-обмен мнениями.
1. What would be the alternative title of the song?
2. Do you consider this song is mainly for women, for men or for both? Why?
3. Which of the given human feelings are prevailing in the song: love, jealousy, independence, kindness, selfishness, envy, faithfulness?
4. Which sentences in your opinion serve as the clues to the whole song?
5. Which phrases from the song can be used as proverbs or sayings?
6. Draw the portrait of a man, who can be the hero of the song
И последним видом работы на данном этапе являются речевые упражнения, направленные на обсуждение абстрактных тем. Ученики строят самостоятельные развернутые высказывания, а также принимают участие в диалоге по проблемам, которые обсуждаются:
1. You’ve been running from reality. But from yourself? ...
(Данная проблема может также служить темой мини-проекта)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Игорь Максимов, Listen to the songs and improve your English, ВК «Зирка», Киев – 2010.
http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=9623. http://karasevaov.ru/english_songs/#ixzz2l59svsck