Программа по литературному чтению Моё чтение
Программа
Моё чтение
Автор разработки:
Тимонина Г.Р.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №94» г.Казани
Пояснительная записка
Программа факультативного курса "Моё чтение" является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей 7-8 лет.
Прежде чем переработать эту программу, мной был сделан анализ учебников "Литературное чтение" 1 - 2 классов.
Далее провела анкетирование среди родителей. По результатам анкетирования родителей и детей был сделан вывод, что имеют домашнюю библиотечку 43% учащихся из класса, любят читать книги только 42%, на вопрос родителям: "Часто ли вы читали детям книги?" - ответили "да" - 13 человек из 30. Вывод, что "книга" в семье потеряла свою актуальность на сегодняшний день.
Цель данного факультативного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа).
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
3. в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка.
4. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
Тексты разнообразны по содержанию.
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Программа «Мое чтение " состоит из трёх разделов:
Народное творчество.
Авторские прозаические произведения.
Авторские поэтические произведения.
Каждый раздел программы заканчивается викториной, игрой-путешествием, конкурсом.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.
При ознакомлении с поэтическими произведениями педагог должен стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение произведения, его образность, ритмичность.
Данная программа ориентированна на детей 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Тематическое планирование:
Народное творчество 10 ч.
№ п/п
Автор, название произведения
Виды деятельности
Кол-во часов
"Алёша Попович и Тугарин Змеевич". " Как Илья из Мурома богатырём стал".
Беседа , кроссворд
1
Зарубежный фольклор
Разучивание песен
1
"Проба пера".
Составление загадок
1
Русские народные сказки
"Хаврошечка" (рус.),
"Лиса и журавль" (рус.),
Просмотр мультфильма и сравнение с текстом.
1
"Летучий корабль" (укр.),
Чтение и беседа
1
"Три поросёнка"
(англ, в переводе С. Михалкова.),
Составление виртуального диафильма
1
"Большое путешествие маленького мышонка" (эскимосская сказка),
"Поможешь ты - и тебе помогут (афганская сказка).
Чтение и викторина
1
Считалки и дразнилки.
Творческая работа. (Сочинить свои дразнилки)
1
Пословицы "О труде" - разными народами мира.
Составление книжки - малышки.
1
"В сказку дверь мы приоткроем".
Викторина по разделу "Устное народное творчество"
1
Авторские прозаические произведения (12 ч.)
11
Е. Пермяк "Пичугин мост".
Чтение о том, чем понравилось, чем запомнилось произведение.
1
12
М. Пришвин "Хромка", "О чём шепчутся раки".
Конкурс на лучший рассказ
1
13
В Катаев "Цветик - семицветик" (Диафильм)
Просмотр диафильма, беседа
1
14
Н. Сладков "Лесные шорохи"
Кроссворд "Сказки леса"
1
15
В. Бианки "Приключения Муравьишки".
Чтение по ролям,
кроссворд
1
16
М. Абрамцева "Шёлковая сказка".
Творческая работа:
"Продолжи сказку по началу".
1
17
В. Медведев "Обыкновенный великан".
Фронтальная беседа
1
18
А. И. Солженицин "Утёнок", "Шарик".
Составление рассказа
1
19
Л. Воронкова "Грушевое яблочко".
Иллюстрирова
ние и воспроизведе
ние этого отрывка.
1
20
Л. Пантелеев "Честное слово"
Нахождение и чтение предложений, которые читаются в разном темпе, с разной интонацией.
1
21
" К.Г. Паустовский «Стальное колечко»
Тест
1
22
"Люби книгу!"
Игра - путешествие
1
Авторские поэтические произведения (12 ч.)
23
"Мама - главное слово"
(А. Барто, Н. Саконская,
Е. Благинина).
Конкурс стихотворений о маме
1
24
С. Михалков "А что у вас?"
Инсценирование
1
25
К. Чуковский "Мойдодыр". "Тараканище , "Айболит" (диафильм)
Просмотр диафильма с последующей беседой
1
26
С. Маршак "Вот какой рассеянный".
Выразительное хоровое чтение, викторина
1
27
А.Фет "Матылёк мальчику"
Заучивание наизусть
1
28
И. Такмакова "Разговоры", "Дуб".
Расстановка пауз
1
29
Р. Кудашева "Два зайчика"
Конкурс на лучшее выразительное чтение
1
30
А. Пушкин "Сказка о Золотом Петушке"
Составление диафильма
1
31
А. Блок "Зайчик".
Расстановка пауз, заучивание наизусть
1
32
С. Чёрный. «Детский остров.
Конкурс на лучшее чтение стихотворений
1
33
А. Барто Стихи.
Викторина по произведениям
1
34
"Любимые стихотворения"
Поле чудес
1
Итого:
34 ч.
Прогнозируемые результаты:
выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать содержание литературных текстов
драматизировать небольшие произведения;
рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.
Литература
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва "Школьная Пресса" 2004.
2. Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005
3. Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение во 2 классе. М. 1983
4. И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999.
5. Хрестоматия по литературе для 1 - 4 классов. Ростов - на - Дону. 1994.
6. К. П. Шестипалова. Изучение поэтического произведения в начальных классах. М. 2004.
7. Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа
№ 4-6 2005.
8. "Праздники в детских садах и начальной школе". В.2003.
9. Классные часы. М. 2007.
10. О. Н. Тишурина "Писатели в начальной школе". М. 2004.
11. Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2 Класс. М. 2006.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 215