Презентация по литературе на тему А.С.Пушкин.Капитанская дочка. История создания.
Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» История создания.
Пушкин и историяВ начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории . Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в « Истории Пугачева» и в качестве писателя в « Капитанской дочке ».
Историческое произведениеСначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого груда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.
«…по совести исполнил долг историка…»«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».
«Капитанская дочка»Работа над повестью продвигалась с трудом — и пушкинских бумагах сохранилось шесть различных планов повести « Капитанская дочка ». И даже последний из планов имеет много различий с тем произведением, которое мы знаем.
Варианты сюжетаТрижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич — офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами. Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. «Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин.
Окончательный сюжетИ все же дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкому к типу романтического злодея. Поиск героя продолжается. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и «отличается против Пугачева». Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Далее временно. Появляется новый прототип героя. Это живой современник Пушкина — Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери П. А. Вяземского. Но и этот план был отвергнут. Наконец появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа — Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М. Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными».
Сравнительная характеристика героев1.Потомственный дворянин2.Богат, 300 душ крепостных3.Патриархат в семье4.Послушливый служака5.Полуграмотный, добрый человек, открытый характерИ.К.МироновА.П.Гринёв1.Из солдатских детей2. Беден3.Матриархат в семье4. Оппозиционер по отношению к правительству5.Образованный, жёсткий, строгий
Встречи Гринёва с Пугачёвым Глава II «Вожатый»
Встречи Гринёва с Пугачёвым Глава VII «Приступ» Глава VIII «Незваный гость»
Встречи Гринёва с Пугачёвым Глава XI «Мятежная слобода»
Встречи Гринёва с Пугачёвым Глава XII «Сирота»
Путь Петра Гринёва и Маши Мироновой
ppt_xppt_y
ppt_xppt_ystyle.rotation
style.rotation
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Повесть закончена за 100 дней до смерти её автора Каковы главные заветы Пушкина?
«Пушкин и Пугачёв»Политическая ненависть поэту не дана. Дана только человеческая. Дан только божественный и божеский гнев — на всё то же, которое он узнает всюду и не узнавая которого он противнику распахивает рукиМарина Цветаева 1892-1941
Труд Пушкина — историка и автора « Капитанской дочки » — был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.« Капитанская дочка » одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас — тех, кто будет жить после него.
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!
«Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачеву не противопоставил… В лучшем случае, другие — хорошие люди» (М.Цветаева)«В “Капитанской дочке” единственное действующее лицо — Пугачев»«Все встречи Гринева с Пугачевым — ряд живых картин, нам в живое мясо и души вожженных. Ряд живых картин, освещенных не магнием, а молнией. Не магнием, а магией»
«Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы еще раз одарить: сначала — жизнь, потом — власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить — не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева, так бы не любил. Что именно за эту невозможность его так и любит» (М.Цветаева)
«Гринев Пугачеву нужен ни для чего: для души»«Только Гриневу было тяжелее сказать и сделать: от Пугачева — отказаться. Гринев Пугачеву был благодарен — и было за что. Пугачевым Гринев с первой встречи очарован — и было чем. Ответ Гринева — долг: отказ от любимого»«Пугачев Гриневу с первой минуты благодетель…сам-то Гриневский тулуп — благодарность Пугачеву за то, что на дорогу вывел. Пугачев первый сделал Гриневу добро. Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. — Вожатый!» (М.Цветаева)
Сравним Пугачева и Екатерину въяве: “ — Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь”. (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.) “ — Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе...” Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку. И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит — как солнце. Ласковость же Екатерины …казалась сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив. Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу» (М.Цветаева)
«Контраст между чернотой Пугачева и ее <Екатерины II> белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее — снисходительной, его мужичеством и ее дамством не мог не отвратить от нее …Ни доброта ее, ни простота, ни полнота — ничто, ничто не помогло…»«Весь Пугачев — этот тайный жар. Этого тайного жара в контр-фигуре Пугачева — Екатерине — не было. Была — теплота» (М.Цветаева)
...Странные есть мужики... Вот он с дорожной котомкой, Путь оглашает лесной Песнью протяжной, негромкой, И озорной, озорной... ...В славную нашу столицу Входит — господь упаси! — Обворожает царицу Необозримой Руси... «Пугачев царицы необозримой Руси не обворожил, а на нее в другую и — славнейшую нашу столицу — пошел, в столицу не вошел, — и столицы разные, и царицы разные — но мужик все тот же. И чара та же... И так же поддался сто лет спустя этой чаре — поэт» (М.Цветаева)
Схема маршрута Пушкина в путешествии 1833 года fill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.on