Статья «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Морфология. Имя прилагательное как часть речи»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов самарской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Итоговая работа
на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Морфология. Имя прилагательное как часть речи»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ.
ИБ: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
04.03.2013г.-09.03.2013г.;18.03.2013г.-22.03.2013г.
Выполнила:
Пашкова Галина Ефимовна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 107 Советского района
г.о. Самара
г. Самара, 2013г.
1
Оглавление.
1.Пояснительная записка 2- 5 с.
2.Технологическая карта урока. 6-
3.Заключение
3.Список использованной литературы и ресурсов ____
2
Пояснительная записка.
Образование в нашей стране перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт 2-го поколения (ФГОС). В его основу легла новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который должен будет учиться всю свою жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
Особенностью ФГОС нового поколения стал деятельностный характер, следовательно, главной задачей можно назвать - развитие личности ученика. Формулировки современного стандарта указывают на реальные виды деятельности, т.к. традиционные представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков представляются теперь размытыми и абстрактными. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под ними понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:
личностные
3
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
Развивающая функция обучения стала приоритетной, она должна обеспечить становление личности школьника, умение применять знания, раскрытие его индивидуальных возможностей.
         Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от  выбора адекватных инструментов их  усвоения  и передачи.
Именно поэтому современные учителя начали использовать инновационные технологии. При их использовании на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с художественными, популярными научными текстами на лингвистические темы, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.Технологическая карта — это вид методической разработки урока, которая помогает мне эффективнее и качественнее преподавать курс русского языка в школе и позволяет достигать планируемых результатов освоения программы в соответствии с ФГОС 2-го поколения.
Обучение с использованием технологической карты дает возможность организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальныхучебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку к уроку.
4
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта позволяет мне как учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС 2-го поколения;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год ;на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия учителя и учеников;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.)
При этом неизменными остаются конкретные задачи ученика и учителя при изучении русского языка – сформировать прочные умения применять лингвистические знания в работе с языковым материалом.
Предлагаемая  технологическая карта урока русского языка в 5 классе представляет собой пример организации учебной деятельности школьников в соответствии с ФГОС 2-го поколения и ориентирована на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля
5
мышления,  развитие широкого кругозора, а также навыков критического  мышления через чтение и письмо.
Таким образом, в предлагаемом уроке был реализован принцип деятельности – т.е, ученики, получали знания не в готовом виде, а добывли их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимали и принимали систему ее норм, активно участвовали в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и  деятельностных  способностей, общеучебных умений.
При подборе учебного материала я ориентировалась на возрастные психологические особенности развития детей и старалась использовать их на всех этапах урока.
17
Список использованной литературы и интернет-ресурсов1.Русский язык.5 класс. Учебник в трех частях,Часть2,Львова С.И., Львов В.В.,М.:Мнемозина,2011.
2.Русский язык. Практика: 5 класс. Учебник / Под редакцией Купаловой А. Ю. , М.: Дрофа, 2011.
3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010.
5. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
6.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова, М.:Просвещение,2011.
7.Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.
8. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В.Боровской, М.:Кнорус, 2011.
9. www.pnpo.akipkro.ru/files/2006/dejatel_podhod.docx статья Мазуриной С.Е. «Использование технологии деятельностного метода на уроках русского языка».
10. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm статья Хуторского А.В «Что такое современный урок».
11. http://eidos.ru/journal/2001/0519-01.htm Статья Власенкова А.И «Включение учебных задач в контекст жизненных проблем и личностная ориентированность обучения русскому языку»