Обучение ознакомительному и изучающему чтению на уроках немецкого языка
Обучение ознакомительному и изучающему чтению на уроках немецкого языка
Учитель немецкого языка
Штулберг Марек Раймондович
Покровская средняя общеобразовательная школа
2007Содержание
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
II. ТРИ ВИДА ЧТЕНИЯ:
1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ;
2. ИЗУЧАЮЩЕЕ;
3. ПОИСКОВОЕ.
III. УМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ УЧАЩИЕСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЯМ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
IV. РАБОТА ПО ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
V. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ.
VI. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО АНАЛИЗУ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА.
VIII. ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ.
1. ЗАДАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОНТРОЛЕМ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
2. ЗАДАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОСТАВЛЕНИЕМ ПЛАНА К ТЕКСТУ.
3. ЗАДАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.
IX. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ В 7 КЛАССЕ.
X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
XI. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
(
Штулберг Марек Раймондович
(учитель немецкого языка Покровской средней общеобразовательной школы)
Обучение ознакомительному и изучающему чтению на уроках немецкого языка
(Творческий отчет)
I Вступление
В процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников: книг, журналов, газет, давая возможность удовлетворять потребность в познании окружающего мира.
Роль чтения в формировании личности школьника возрастает от этапа к этапу обучения. Особенно велика роль чтения в старших классах. Старшеклассники проявляют большой интерес к политическим, историческим событиям не только в нашей стране, но и зарубежом, к достояниям науки, техники, к жизни молодежи различных стран и, прежде всего, стран изучаемого языка, тем самым приобщаясь к чтению художественной, научно-популярной литературы, а также газет, журналов на иностранном языке.
Поэтому я выдвигаю чтение на одно из самых важных мест в обучении речевой деятельности. Роль чтения всегда велика еще и потому, что оно является важнейшим средством для развития других видов иноязычной деятельности, а именно, говорения и письма.
II Три вида чтения
В процессе обучения учащиеся 5-ых классов должны овладеть двумя видами чтения:
1. чтение текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);
2. чтение с извлечением полной информации из текстов или изучающее чтение;
3. в 9-11-х классах добавляется поисковое чтение.
Овладение умением ознакомительного чтения, по-моему, должно стоять на первом месте, так как именно оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.
В своей работе я считаю важным подробно остановиться именно на ознакомительном и изучающем видах чтения, так как на практике я уделяю этим видам чтения большее время.
Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Направленность внимания читателя на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, запоминание прочитанного.
При ознакомительном чтении ученик решает следующие задачи:
1. Выяснить в результате быстрого чтения, какие проблемы рассматриваются в тексте.
2. Что именно говорится в нем по тем или иным вопросам.
3. Представляет ли прочитанный текст определенный интерес для учащегося.
Таким образом, читающий должен извлечь из текста содержащуюся в нем основную информацию и оценить ее с точки зрения своих знаний и интересов.
Чтение с извлечением полной информации из текста (или изучающее чтение) представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на уже понятном предложении, с тем, чтобы показать учащимся, как «ведут себя» те или иные грамматические правила, изученные ранее. Такой же анализ можно проводить и на основе еще не понятного предложения, когда через анализ учащийся идет к его пониманию. Во втором случае желательно выделить лишь формы, грамматические признаки, так как это лучше поможет пониманию текста.
Изучающее чтение, или чтение с полным пониманием текста, является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению, так как в жизни читатель часто может попасть в положение, когда ему нужна точная информация, например, при чтении научно-популярных текстов. Изучающее чтение является одновременно средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения, при которой оттачиваются все приемы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста. Оно практикуется обычно на небольших по объему текстах определенной степени сложности, так как главная задача – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.
III Умения, которыми должны овладеть учащиеся при переходе к различным уровням понимания текста
В своей работе я выделяю следующие умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения чтению.
I. Умения, связанные с оперированием языковым материалом:
1. определять значение слов с опорой на языковую догадку;
2. игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста;
3. ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.
II. Умения, связанные с пониманием содержания текста:
1. определять тему текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);
2. ориентироваться в композиции текста с целью извлечения фактологической информации;
3. членить текст на смысловые части, установить соотношения между ними, исходя из композиции текста;
4. выделять в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию;
5. выделять в тексте ключевые слова (смысловые вехи);
6. устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;
7. определять оценочную информацию;
8. давать оценку полученной информации.
IV Работа по овладению навыками чтения на начальном этапе
Чтобы учащиеся в полной мере овладели всеми этими умениями, надо грамотно построить работу по обучению чтению, особенно на начальном этапе. Роль учителя здесь велика, ведь сначала учащиеся овладевают техникой чтения вслух, а уже потом чтением про себя.
При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить дотекстовый и текстовый периоды.
Цель дотекстового периода заключается в отработке графики. Элементы графики вводятся еще во время устного курса в последовательности, позволяющей сначала прочесть слоги, а затем уже слова и словосочетания, усвоенные в устном водном курсе.
Так, например, первыми я ввожу буквы A a, O o, I i, U u, а затем к ним присоединяю D d, что дает возможность составить сочетания, состоящие из собственных имен: Ada, Ida, Udo – материал первых шагов чтения на немецком языке.
В дотекстовый период учащиеся учатся читать не только слова, но и словосочетания и простые предложения. Для правильного чтения предложений я даю некоторые правила: не ставить ударения на служебные слова (артикли, связки, предлоги); не делать пауз между артиклем и последующим словом, между предлогом и относящимся к нему словом. Дотекстовый период длится, пока учащиеся читают отдельные слова, слоги, словосочетания и предложения, то есть элементы текста, не отражающие ситуацию. С появлением простых предложений, которые в совокупности образуют текст, наступает текстовый период, который распространяется на все этапы обучения. Задача текстового периода чтения вслух заключается в том, чтобы привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Равномерно-внимательное чтение вслух – это, фактически, элементарная фаза изучающего чтения.
Чтение вслух уже проработанных текстов и новых я провожу систематически. Для знакомых текстов можно использовать часть уроков, предназначенных для повторения. Чтение новых текстов я организую в начале работы над темой или на уроке закрепления нового лексического или грамматического материала.
Уже к концу 5 класса учащиеся постепенно переходят к чтению про себя, то есть к тому, чтобы чтение про себя занимало большее время. Уже на начальном этапе обучения учащиеся переходят к чтению текстов с полным пониманием читаемого. Для этого вида чтения ученик использует весь известный ему перечень средств по смысловой переработке текста: узнавание знакомых ему лексических единиц, понимание их лексико-грамматических и смысловых взаимосвязей, догадку о значении слова по сходству его с родным языком (интернационализмы), по знакомым словообразовательным компонентам, по контексту и так далее.
V Уровни понимания текста
В учебной практике я выделяю четыре уровня понимания текста.
Первый уровень характеризуется установлением основных смысловых связей в тексте. Это самое общее восприятие.
Для второго уровня характерно понимание того, о чем рассказывается в тексте. Здесь устанавливаются смысловые связи между планами раскрытия мысли.
Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средствами это достигается.
На четвертом уровне наступает понимание главной мысли текста. Полнота понимания должна быть при этом не ниже 70-75%. Основная информация должна быть воспринята точно. При этом необходимо понимать не только фактическое содержание читаемого, но и умение давать собственную оценку полученной информации, но это – уже для учащихся 10-11-х классов.
Достичь каждого уровня понимания текста можно лишь в том случае, если работа по тексту подготовлена, а сами учащиеся овладели необходимыми умениями для такой работы.
VI Преодоление трудностей при овладении чтением
При овладении чтением учащиеся сталкиваются с рядом трудностей. Чтобы преодолеть их, я постоянно обращаю внимание детей на организацию работы с текстом (особенно при самостоятельном чтении). На начальном этапе обучения иностранному языку сделать это проще, так как учащиеся читают в основном вслух под руководством учителя. При дальнейшем обучении все больше времени уделяется самостоятельной работе (дома и в классе), растет объем заданий для этой работы, в том числе объем текстового материала для чтения.
Переход на более самостоятельный уровень работы с текстом происходит уже на начальном этапе обучения. Этот переход должен быть, по-моему, специально организован, а не проходить стихийно, так как ребятам тяжело справиться с трудностями, которые неизбежно возникнут. Трудности овладения техникой чтения усугубляются тем, что идет одновременно скрупулезная умственная работа по смысловому распознаванию зрительных форм, понимание отдельных слов, их связей друг с другом и текста в целом.
Важной стороной в обучении чтению является необходимость того, чтобы не только учитель, но и ученики знали систему работы при чтении. Так в начале учебного года я знакомлю школьников с расположением материала в учебнике, разъясняю им задачи, которые они будут решать, занимаясь чтением. В краткой беседе я разъясняю учащимся, какие задачи они будут решать, читая те или иные тексты, как их следует правильно читать. Ведь перед тем, как приступить к чтению, важно, например, просмотреть задания, вопросы и упражнения к тексту и в зависимости от них использовать нужный вид чтения.
Все эти моменты отражены в памятке для чтения, которой ученик может воспользоваться при чтении в классе и при самостоятельном чтении дома.
Памятка №1 называется «Общая стратегия чтения». Она помогает ученику составить общее представление о тексте.
Памятка №2 («Практика чтения») поможет школьникам сделать более глубокий анализ текста.
Памятка №1
Общая стратегия чтения
Вдумайся в заголовок; возможно, он подскажет тебе, о чем текст.
Произведи «разведку» вокруг текста: выясни, в частности, кто его написал и возможные сведения об авторе (если это художественный текст) из введения или из лингвостранведческого справочника; рассмотри иллюстрации; вчитайся в перед- и послетекстовые задания – все это поможет предвосхитить содержание.
Прочитай бегло весь текст или его законченный отрывок, обходя трудности, чтобы составить общее представление о его содержании; это помогает предвосхитить и преодолеть трудности.
Памятка №2
Тактика чтения
1. При встрече с незнакомым словом не останавливайся: дальнейшее изложение может внести ясность в понимание его значения, при этом старайся использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых говорится в тексте.
2. Постарайся догадаться о значении слова; языковая догадка возможна, если данное незнакомое слово:
- напоминает по своему звучанию или по графическому образу слово родного языка;
- состоит из знакомых словообразовательных элементов;
- относится к интернационализмам;
-включено в словосочетание, элемент которого тебе известен.
3. Слова, значение которых тебе не удалось установить, найди в словаре. Для этого необходимо:
- знать условные обозначения, принятые в словаре (они даются в начале любого словаря) и его структуру;
- усвоить правила расположения слов в словаре, в частности, тот факт, что место в словаре этого слова определяется не только первой буквой, но и также последующими.
VII Организация работы по анализу текстового материала
Основным приемом работы по наиболее полному осмыслению и пониманию текста в своей деятельности я считаю анализ текстового материала на всех уровнях обучения иностранному языку. Вопросы и задания учителя играют в данном случае большую роль. Ниже я приведу примеры наиболее типичных вопросов и заданий по анализу текста, количество и сложность которых возрастает постепенно от класса к классу в виде концентрических кругов.
Вопросы и задания для анализа текста:
1. Определи вид предложения в тексте. (Что это за предложение?) Из чего видно, что это предложение (повествовательное, вопросительное, безличное, неопределенно-личное, простое, сложное и т.п.)?
2. В какой форме стоит слово? Из чего видно, что это форма множественного числа имени существительного (форма 3-го лица ед. ч. глагола в Prдsens, форма 2-го лица мн. ч. Imperfekt и так далее)?
- назови исходную форму этого слова;
- найди слово в алфавитном списке слов в конце учебника.
3. Найди сложные слова в тексте.
- Из каких корней состоит сложное слово?
- Как оно переводится?
4. Определи корень слова!
- Какие слова раньше встречались с этим корнем? Приведи примеры этих слов!
- От какого слова образовано слово?
5. К какому слову относится предлог в предложении?
- Что показывает эта предложная группа (направление, место, способ действия и т.п.)?
6. На какое слово падает главное ударение в предложении?
7. Найди предложения, которые выражают главную мысль (мысли) в тексте!
8. Когда и где происходит действие, при каких обстоятельствах?
9. Какова причина этого действия (поступка, происшествия, события)? При каких обстоятельствах оно произошло?
10. Каково отношение автора текста к этому событию (лицу, )? Где обнаруживается это отношение в тексте?
11. Разбери слово по составу! Определи значение корня слова, при помощи анализа его состава и контекста!
12. Назови новые обороты речи в тексте! Найди их в словаре!
13. Какие значения имеет слово? В каком из этих значений это слово употребляется в данном тексте?
14. Какую роль играет союз в предложении?
15. Какими средствами выражена связь между предложениями и ?
16. Переведи предложение! Сравни его структуру со структурой предложения родного языка.
17. Какой формой глагола выражено сказуемое в предложении? Какого рода это слово? Где стоит его артикль? Разбери порядок слов в этом распространенном предложении.
18. По каким признакам можно определить, что это пассивная форма глагола? На какой предмет (лицо) направлено здесь действие? Кем выполняется это действие?
19. Какое значение имеет форма Konjunktiv в предложении?
20. Сравни язык текста, который вы переводили с помощью словаря с языком диалога, выученного вами наизусть. Каковы различия в их словах и грамматике?
21. Какие средства использовал автор текста для большей выразительности речи?
22. Каковы смысловые связи между первой и второй (второй и третьей и т.д.) частью текста?
23. Почему, переходя к предложению, автор начинает новый абзац? Каково различие этих двух абзацев? В чем их связь?
24. В чем идея рассказа? Каким образом она выражена?
В своей работе я использую и более сложный прием анализа текста, то есть через комментирование хода мыслей, объяснение путей, которыми достигается понимание тех или иных слов, конструкций, предложений, связей между отрывками текста и т.д. Сначала я сам делаю образец такого комментирования, затем предлагаю учащимся аналогично излагать ход своих мыслей при раскрытии содержания читаемого.
VIII Задания к текстам
1. Задания, связанные с контролем понимания текста:
- Прочитай текст и покажи соответствующие предметы на картинках.
- Прочитай текст. Выбери из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назовите ее номер (подними сигнальную карточку с ее номером).
- Прочитай текст и предложения под чертой. Свяжи номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.
- Прочитай текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номером предложений поставь «+», если предложение соответствует содержанию текста, знак «-«, если не соответствует.
- Прочитай предложения и поставь на листе рядом с номером предложения знак «+», если то, о чем ты читаешь, соответствует действительности, и ты можешь это отнести к себе. Если нет, то поставь знак «-«.
- Прочитай текст и пронумеруй картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания.
В настоящее время при обучении чтению я все чаще использую задания тестового характера, в которые применяется символика (буквы, цифры).
Например.
- Каждому указанному слева действующему лицу добавь номер его реплики.
1. Die Lehrerun 1. Ja, ich habe noch Heft. Hier, nimm es bitte.
Тесты являются не только эффективным инструментом контроля, но и адаптации. С их помощью учащиеся могут читать с пониманием большие по объему тексты, и навыки, и умения чтения формируются при этом значительно быстрее, что положительно сказывается на мотивации чтения. Чаще всего я использую тесты на сопоставление. Тесты множественного выбора легче для понимания учащихся (особенно на начальном этапе обучения иностранному языку), так как в самом корпусе теста, в одной из его альтернатив, уже подсказан материал для доказательства.
Примеры заданий тестового характера:
Задание к тексту «Das Mдdchen» (учеб. нем. яз. для 7 класса общеобразовательных учреждений/И.Л. Бим, Л.В. Садомова. Книга для чтения/сост. Е.В. Игнатова, Л.А. Черняковская; М.:Просвещение, 2000 г.
1. Das Mдdchen wollte
a) im Kindergarten arbeiten;
b) Lehrerin warden;
c) Operationsschwester warden.
2. Der Junge im Rohlstuhl wsr
a) ihr Bekannter;
b) ihr Freund;
c) ihr Bruder.
3. Vor zwei Jahren
a) waren die Kinder an einem See;
b) hatten sie einen Unfall;
c) arbeiten sie im Garten.
4. Das Mдdchen und der Junge warden
a) 13 Jahre alt;
b) Vorschulkinder.
В тестах на сопоставление также весь материал, требуемый для подтверждения понимания, дается в готовом виде; учащиеся должны только его упорядочить, соотнеся правильно.
Примеры других заданий для проверки понимания текста:
Задание к тексту «Wilhelm Tell – der Schweizerer Nationalhe
·ld» (в книге для чтения 7 класса/сост. Е.В. Игнатьева, Л.А. Черняковская.; М.: Просвещение 2000г.):
- Findet im Text deutsche Дqwiwalente zu folgenden Sдtzen.
1. По его приказу жители Альтдорфа должны были приветствовать не только его самого, но и его шляпу, висевшую на столбе.
(Nach seinem Befhel sollten die Altdorfer nicht nur ihn sellbst, sondern auch seinen Hut auf einer Stange begr
·Яen.)
2. Ты должен теперь сбить яблоко с головы твоего сына.
(Du sollst jetzt einen Apfel vom Kopf deines Sohnen abschieЯen.)
3. Но вот Теслер захотел узнать, почему Телль взял две стрелы.
(Nun wollte aber GeЯler wissen, warum Tell zwei Pfeile genommen hatte.)
4. Никто не заметил, как Телль спрыгнул на берег и убежал в лес.
(Niemand merkte, wie Tell aus Land sprang und in den Wald lief.)
5. Вдруг из леса вылетела стрела и вонзилась наместнику в сердце.
(Da flog auf einmal ein Pfeil aus dem Wald und fuhr dem Landvogt ins Herz.)
Задание к тексту «Der Kirschenzweig» (книга для чтения для уч-ся 7 класса/сост. Е.В. Игнатова, Л.А. Чернявская. М.: Просвещение 2000г.):
- Habt ihr beim Lesen gut aufgepaЯt?Setzt folgende Wцrter richtig ein: schmecken, sagte, kam, bat, dachte, war, trug, brachte.
1. Ich einmal mit einem Kirschenzweig nach Hause.
2. Das ein Zweig von Baum des Nachbarn.
3. Die schwarzen Kirschen sehr gut.
4. Unser Baum keine schwarzen Kirschen, sie waren bei uns rot.
5. Dann erzдhlte ich meiner Mutter alles und um Verzeihung.
6. Ich den Zweig zum Nachbarn zur
·ck.
7. “Ich schenke sie dir”, der Nachbar. “Man pfl
·ckt sie von diesem Baum auch ohne dich”.
8. “Bin ich auch ein Dieb”? - ich.
На уроках я применяю также задания, связанные с составлением плана к тексту, что является хорошим средством для развития логического мышления, умения находить логические связи, определять логические цепочки в тексте.
Примеры таких заданий:
- Составьте план к данному тексту.
- Упорядочите пункты плана в соответствии с последовательностью повествования.
- Определите, сколько смысловых частей можно выделить в тексте.
- Составьте план в виде тезисов, используя предложения текста.
Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями занимают, конечно, большее место среди упражнений, контролирующих понимание текста.
Вопрос, как известно, обладает большой тонизирующей силой в мышлении: он стоит у истоков проблемы. При вопросе не только запрашивается, но и сообщается информация в общей форме. Например, в вопросе к тексту: «Зачем туристы поехали в Эрфурт»? – подсказаны конкретные факты: действующие лица (туристы), куда они поехали (в Эрфурт), кроме того, в вопросе содержится также, что в тексте названа цель поездки туристов. Таким образом, вопрос уменьшает меру неопределенности, он жестко управляет вниманием читающего.
Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Все эти вопросы имеют различную степень сложности, что способствует контролю усвоения текстового материала с различных сторон. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, то есть готовый материал. Довольны типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение заданий такого рода может достаточно надежно показать понимание текста.
Примеры подобных вопросов к тексту из учебника немецкого языка для 6 класса (автор И.Л. Бим) «Im Herbst»:
- Wie heiЯt der Text?
- Was beginnt am ersten September?
- Wie ist das Wetter?
- Wer ist auf den StraЯen?
- Wohin gehen die Kinder wieder?
- Warum gehen die Kinder gern in die Schule?
- Was tragen viele Sch
·ler?
- Wie ist alles in den Klassen?
- Wer schenkt den Lehrern Blumen?
- Wie sind die Blumen?
Возможны вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос – это не просто отгадка, а результат работы по внимательному и заинтересованному чтению, учету всех подробностей.
Примеры заданий такого типа:
(Отрывки из текстов я беру только те, которые учащиеся уже читали или знают аналоги в русских сказках и сказках известных зарубежных авторов).
- Sagt, bitte, aus welchem Mдrchen ist dieser Text? (Определите, из какой сказки этот отрывок.)
- Wer ist Autor? (Кто автор?)
Примеры текстов и заданий к ним.
Text 1.
Eine Zeitlang zog Eulenspiegel von Universitдt und gab sich
·berall f
·r einen Professor aus. Er behaupte, alles zu wissen und zu kцnnen. Und er beantwortete wirklich alle Fragen, die Professoren und Studenten an iht stellen.
К этому тексту («Wie Till Eulenspiegel einen Esel lessen lehrte». – из учебника нем. яз. для 8 кл. автора И.Л. Бим) возможны вопросы аналитического характера, на которые ребята могут отвечать и на русском языке:
- Was bedeutet die Familie “Eulenspiegel”?
- Warum?
(“Eulenspiegel” означает «совиное зеркало», то есть в главном герое отражается мудрость народа.)
Text 2.
Vor vielen Jahren lebten ein Kцnig und eine Kцnigen. Sie haften keine Kinder und w
·nschten sich sehr ein ein Tцchterchen. Endlich bekamen sie ein wunderschцnes Mдdchen. GroЯ wsr die Freude der Eltern!
Der Kцnig veranstaltete ein Fest. Er lud seine Verwandten, Frunde und Bekannten ein. Auch zwцlf Feen wurden eingeladen. Es gab endlich dreizehn Feen im Lande. Aber der Kцnig hatte nur zwцlf goldene Feller. Deshalb muЯte eine Fee zu Hause bleiben.
(“Dornrцschen” (nach J. und W. Grimm) – Dorn (шип) + Rцschen (розочка) = шиповник. Русское название сказки «Спящая красавица».)
Text 3.
Nachdem M
·nchhausen am Morgen erwacht war, entdeckte er, daЯ es keinen Schnee mehr gab, daЯ er nicht weit von einer Kirche lag und sein Pferd nicht da war.
(“Wie der Baron von M
·nchhausen nach Russland reiste”. – из учебника немецкого языка для 8 класса, автор И.Л. Бим.)
Возможен вопрос: «Прочитайте и выясните, почему текст так называется».
Существуют вопросы, предполагающие свободные ответы, хотя и вытекающие из содержания текста, но в самом тексте не имеющиеся. Также вопросы, по-моему, мобилизируют учащихся на продуктивную деятельность. Это чаще всего вопросы, выявляющие причинно-следственные отношения: «С какой целью? Почему? На каком основании? И т.д.»
Примеры подобных заданий к тексту «Schneewittchen (Ein Mдrchen)» из учебника немецкого языка для 7 класса, автор И.Л. Бим:
- Сформулировать главную мысль сказки.
(Das Gute
·ber das Bцse.)
- Дайте характеристику Белоснежке и королеве, используя данные слова (прилагательные):
dumm, findig, klug, bцse, faul, traurig, arm, hochnдsig, gerecht, freundlich, ordentlich, groЯ, reich, frech, schцn, gutterzig, hartherzig, neidisch, geizig.
- Читали ли вы эту сказку на русском языке?
Вопросы к тексту «Ein Wunderkind (Aus Mozarts Leben)» - из учебника немецкого языка для 8 кл., автор И.Л. Бим:
- Hast du schon die Musik von Mozart gehцrt?
- Gefдllt dir diese Musik?
- Welche Musik gefдllt dir?
Вопросы также могут быть поставлены к подтексту:
- Что общего было у хозяев Осла, Собаки, Кошки и Петуха из сказки «Бременские музыканты» ((«Die Bremenstadtmusikanten») – из учебника немецкого языка для 6 класса, автор И.Л. Бим)?
- Что роднило Осла, Собаку, Кошку, Петуха?
При ответе на вопрос, требующий свободного ответа, я не настаиваю, чтобы ответ был строго на немецком языке, так как главное – дать учащимся возможность доказать свое понимание прочитанного, а не показать умение оформить ответ на иностранном языке.
В особую группу я выделяю вопросно-ответные упражнения, связанные с игрой слов. Здесь смысловые задания объединяются с языковыми, например, при отработке произношения слов из нового лексического материала.
Примеры подобного задания:
- Прочитайте текст и скажите, почему Шнап в поисках ягод (die Beeren) нашел Медвеженка (den Bдren)?
- Что же он перепутал?
(Артикуляция слов похожа.)
IX Планирование работы с текстом в 7 классе
Подробнее я хочу рассмотреть работу с текстами в 7 классе, так как в этом классе тексты равномерно распределены в отношении двух видов чтения (ознакомительное и изучающее), а также работа по контролю понимания текста включает в себя все виды заданий, рассмотренных выше. Планирование работы приведено в таблице ниже.
Изучаемая тема
Номер темы
Текст (стр., упр.)
Работа с текстом
Nach den Sommerferien
(kleun Wiederholungkurs)
1
«Wo spricht man Deutsch?»
(у. 14, с. 15)
Изучающее чтение.
Полное понимание; ответы на вопр.: Was haben wir Neues enfahren? Wieviel deutschsprachige Lдnder gibt es in Europa? Welche?
2
«Die Sonne, der Wind und der Regel»,
(у.1, с. 219 – из книги для чтения)
Изучающее чтение.
Lest dieses Mдrchen. Beantwortet dann die Frage: Wie hat die Sonne den Wind und den Regen beseegt?
3
«Der Reise und sein Garten»
(т. №2, с. 220 – книга для чтения)
Изучающее чтение.
Lest dieses Mдrchen und fersucht seinen Hauptgedanken zu Bestimmen. Wie ist nun der Hauptgedanken des Mдrchens? Wдhlt die richtige Variante.
Was nennen wir unsere Heimat?
4
У.7 (с. 24-26), Text: «Kinder in Europa».
Ознакомительное чтение.
Lest den Text und formuliert den Hauptgedanken.
5
У.8 (с.47), Text: «Wo meine Heimat ist, weiЯ ich nicht genau».
Lest den Text und beantwortet die Fragen. (с. 47)
6
«Die Rosenprinzessen» (т. №3, с. 221).
Изучающее чтение.
- чтение с помощью словаря;
- словарная работа;
- проверка понимания: расположить предложения в правильном порядке, поиск эквивалентов, формулировать основную мысль текста.
7
«Das Geschenk der Waldfee» (из книги для чтения, текст №4, с.223).
Изучающее чтение.
- Lest dieses Mдrchen und sagt: Wie suchte der Junge sein Glьck?
- деление текста на части; озаглавить каждую часть;
- инсценировка сказки (по ролям: мальчик, бабушка, фея).
8
Текст на тему: «Deutsch lernen – Land und Leute kennenlernen» (с.217).
Ознакомительное чтение.
- понимание основного содержания;
- вопрос: Was ist hier deutsch?
9
«Der blaue Vogel» (Aus Schweizer Mдrchen) (т. №5 из книги для чтения, с.225).
Изучающее чтение.
- Sucht im Text Antworten auf folgende Fragen. (вопр. на с. 226)
- сопоставление немецкой сказки с русским вариантом сказки;
- составление диафильма к сказке (прав. порядок расположения слайдов).
«Das Gesicht einer Stadtvisitenkarte des Landes».
10
Упр. 3 (с.51), Text «Mein Stadt».
Изучающее чтение.
- Lest; und sagt: Ist das Prosatext oder Gedicht? Warum?
- поиск ответов на вопросы;
- изготовление иллюстраций к тексту.
11
Упр. 4 (с. 51-58), Texten: «Leipxig», «Dresden», «Weimar», «Nьrnberg», «Wien», «Bern».
Ознакомительное чтение.
Знакомство с некоторыми немецкими и австрийскими городами.
Чтение мини-текстов по группам, затем обмен информацией о городах.
12
Text №6 (с.226) из книги для чтения «Das Mдrchen vom Schlaraffenland».
Изучающее чтение.
Setzt folgende Wцrter richtig ein: Brei, Milchflьsse, Kuchen, Kleider, Brцtchen, Rцcke, Mдntel, Hosen.
Отметить, какие высказывания соответствуют (не соответствуют) тексту.
Сопоставить с русским вариантом сказки.
13
Text №7 (с.228) из книги для чтения «Sagen und Legenden».
Изучающее чтение.
- чтение текста;
- ответ на вопрос: Wie entstand das Siebengebirge (Семигорье)?
- работа со словарем;
- вставить пропущенные слова в отрывок текста.
14
Упр. 8 (с.59).
Texten: «Aus der Geschichte Moskaus», «Das Herz Moskaus».
Ознакомительное чтение.
Sucht im Text Antworten auf die Fragen (S.89). Поиск эквивалентов.
15
Текст №8 (с. 229) из книги для чтения «Sagen und Legenden».
Изучающее чтение.
- Frage: Warum ist der Hohkцnig weiЯ?
- Словарная работа;
- перевод со словарем.
16
Упр.1 (с.81-82)
Texten: «Der Prater», «Bunte Bilder auf Beton».
Ознакомительное чтение.
Lest eine Reklame f
·r einen groЯen Park Wiens und sagt: Was kann man in Prater unter nehmen?
17
Text №9 из книги для чтения (с.230) «Wilhelm Tell – der Schweizerer Nationalheld».
Изучающее чтение.
- Словарная работа (параллельно грамматика: три формы глаголов);
- чтение со словарем, опорой на комментарии;
- поиск эквивалентов, поиск правильных вариантов выс.
«Wie ist der Verker in einer modernen GroЯstadt? Wie orientiert man sich hier»?
18
Упр. 1 (с. 91-93), Text: «Aus der Geschichte des Autos».
Изучающее чтение.
- Чтение ответа на вопрос: «Wer war «der Vater» des Autos, und wer war der erste Fernfahrer der Weld»?
- Поиск эквивалентов, ответы на вопросы (с.93), словарная работа (вставить пропущенные буквы).
19
Текст №10 (с.233) из книги для чтения «Nikolaustag».
Ознакомительное чтение.
- Поиск познавательной информации о празднике; изложение информации своими словами (deutsch);
- кроссворд.
20
Упр. 2 (с.93-94) Text: «F
·hrerschein».
Ознакомительное чтение.
- понимание основного содержания (при помощи словаря).
21
Text №11 (с.235) из книги для чтения «Der Kirschenzweig».
Изучающее чтение.
Художеств. (адаптир.) текста. Чтение, проверка понимания по вопросам; вставить пропущенные слова к тексту.
22
Упр. 3 (с.94-95)
Text: «Die Arbeit des Lokf
·hrers».
Ознакомительное чтение.
Поиск наиболее точных ответов к тексту (из предложенных).
23
Текст №12 (с. 236-237) из книги для чтения «Max und Moritz».
Изучающее чтение.
- Словарная работа (с новыми словами);
- поиск эквивалентов;
- Was ist richtig (nicht richtig)?
- Характеристика персонажей с помощью прилагательных;
- иллюстрации к тексту.
24
Text №13 (с. 238) из книги для чтения
«Geburtstag».
Изучающее чтение.
- Ответ на основной вопрос текста «Wollt Geburtstag einige Mall im Ihr haben? Es wirklich gut ist»?
- Вставить пропущенные слова в отрывок из текста;
- чтение текста по ролям.
25
Упр. 8 (с.111) текст «Der kleune Max und die Laterne».
Ознакомительное чтение.
- Понимание основного содержания статьи из журнала;
- ответы на вопросы по содержанию текста.
Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes.
26
Упр. 1 (с.124-125)
Text: «Alles unter einem Dach».
Изучающее чтение.
- Чтение с опорой на словарь;
- пересказ основного содержания (deutsch/russisch);
- поиск эквивалентов.
27
Текст №14 из книги для чтения (с. 239)
«Vorstadtkrokodiele».
Изучающее чтение.
- Словарная работа по таблице (с. 239);
- поиск правильных вариантов ответа на вопросы к тексту;
- Sagt: Wer ist euch symathischer: Olaf oder Marie?
28
Упр. 2 (с. 125-126), Text «Der Bauerhof».
Изучающее чтение.
- Чтение со словарем.
- Поиск ответов к тексту.
29
Текст №15 (с. 242) из книги для чтения
«Das Mдdchen».
Изучающее чтение.
- Деление текста на части;
- характеристика главных персонажей;
- обсуждение поведения девочки в группах.
30
Упр. 4 (с.127) Text: «(Artikel aus der Zeitschrift “Juma”) Landjugend».
Ознакомительное чтение.
- Составить распорядок дня Андреаса по его рассказу.
Sorgen wir gemeinsam f
·r unseren Planeten Erde!
31
Упр. 2 (с. 148 – 152), Texten: «Sauer Regen», «Luftverschmutzung», «Wasserverschmutzung», «Das Ozonloch», «Wie die Tiere aussterben»,
Изучающее чтение.
- Формулировка главной проблемы во всех текстах;
- словарная работа (новая лексика по теме «Охрана окружающей среды»);
- Ответы на вопросы к текстам.
32
Текст №17 (с. 245) из книги для чтения «WinterstrauЯ».
Ознакомительное чтение.
- Заметки из молодежного журнала;
- что можно применить на практике (рецепты, поделки)?
33
Упр. 10 (с. 159) Text: «Zwiel M
·ll».
Изучающее чтение.
- Ответ на главный вопрос к тексту: Was passiert mit dem Mьll?
- Поиск эквивалентов;
- формулировка проблемы.
34
Текст №18 (с. 249) из книги для чтения «Scherze und Anekdoten».
Изучающее чтение.
Чтение и обсуждение смешных ситуаций по группам.
35
Упр. 12 (с. 161) Text: «Das Bдumchen».
Изучающее чтение.
Обсуждение поступков персонажей; к тексту составить вопросы, задать их товарищам по классу.
36
Текст №19 (с. 250) из книги для чтения «Zwei ganz fleiЯige».
Изучающее чтение.
Habt ihr in Muttersprache дhnliche (похожие) Geschichten gelesen?
37
Упр. 12 (с.178-179) Text «Jose und der Esel Enior (из 2-х частей)».
Изучающее чтение.
- Чтение, составление вопросов (по группам);
- поиск эквивалентов;
- аналогия с русскими сказками;
- работа по грамматике (формы глаголов в тексте).
Im gesunden Kцrper – gesunden Geist.
38
Упр. 3 (с. 183), Text: «Aufsfand gegen Theobald Schlapp».
Ознакомительное чтение.
Формулировка основной проблемы, о которой говорится в тексте (после прочтения – обсуждение в группах).
39
Текст №20 (с. 250) из книги для чтения «Hase und Igel bei der Spartakiade».
Изучающее чтение.
- Словарная работа (произношение интернационализмов);
- аналогия с русскими сказками.
40
Упр. 7 (с. 187-188) Texten: «Kцnig FuЯball», «Hockey», «Vom Knochen zur Stahlufe».
Ознакомительное чтение.
Каждая группа читает текст (история происхождения различных видов спорта), затем – обсуждение и обмен информацией между группами.
41
Упр. 8 (с.188-189)
Text: «Olympiaspiel im Namen des Menschengl
·cks, der Freundschaft, des Friedens».
Ознакомительное чтение.
Основной вопрос к тексту:
- Was wir Neues erfahren haben?
42
Тексты №21 (с.252-253) из книги для чтения: «Die Kaninchensuppe», «Ein groЯes und schweres Rezept».
Изучающее чтение.
- Поиск эквивалентов;
- Как по-другому можно озаглавить тексты?
- Какова основная проблема поднимается в текстах (законы гостеприимства).
43
Упр. 9 (с.189) Text: «Ein doppelter Sieg».
Изучающее чтение.
- Поиск эквивалентов;
- Вопрос: «Warum heiЯt der Text “Ein doppelter Sieg”»?
- Поиск предложений в тексте, которые характеризуют героев.
44
Упр. 5 (с.207) Text: «Alan Marschall erzдhlt
·ber seine Kindheit».
Изучающее чтение.
- Характеристика главного персонажа (после прочтения текста);
- обсуждение текста и главного персонажа.
X Заключение
В заключение я хочу подчеркнуть, что чтение является одним из самых важных компонентов обучения речевым видам деятельности на уроке иностранного языка, ведь большую часть представления об иностранном языке, страноведческую информацию о культуре, традициях и быте стран изучаемого языка ученик узнает из текстов.
Сначала это могут быть так называемые «обязательные» тексты из учебников, затем тексты из книг для чтения, предназначенные для школьников, далее вполне возможно, что ученик захочет прочитать познавательную или развлекательную информацию на иностранном языке из книг, журналов, газет, сайтов Интернета и тому подобное, а после того не исключено, что он прикоснется к творению немецких писателей и поэтов, откроет для себя что-то совсем новое, интересное, прочитав, например, Шиллера в оригинале.
XI Использованная литература
Бим И.Л., Санникова Л.М., Разинов П.А. «Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 5 класса общеобразовательных учреждений». М.: Просвещение, 1995 г.
Городникова М.Д. «Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе». М.: Просвещение, 1987 г.
Златогорская Р.Л. «Обучение чтению на немецком языке». М.: Просвещение, 1969 г.
Игнатова Е.В. «Рекомендации по работе с текстами литературных произведений на уроках немецкого языка». Журнал «Иностранные языки в школе» №5-6, 1992 г. с.23.
Колкер Я.М., Устинова Е.С. «Как сделать урок иностранного языка эффективным и интересным». Учебное пособие. Рязань, 1992 г.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». М.: Просвещение, 1991г.
(
Заголовок 1Заголовок 215