Статья Проектная деятельность обучающихся начальных классов как средство достижения новых образовательных результатов
Глущенко В.П.,
учитель начальных классов,
Проектная деятельность обучающихся начальных классов
как средство достижения новых образовательных результатов
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи (американский философ и педагог, 1859-1952)
Никого уже не надо убеждать в необходимости использования в своей работе новых образовательных технологий, одной из которых является проектная деятельность. На нас возложена огромная ответственность воспитать человека, который будет успешным в современном мире. А мир сильно изменился. В геометрической прогрессии увеличивается поток информации. Нужно научить ребенка, где искать нужный материал, как его систематизировать и использовать в определенных целях. Участие в проектировании приучит ученика и свою жизнь организовывать как проект, то есть ставить цель, намечать план действий, использовать нужные ресурсы и проводить анализ полученного результата. Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Участие в проектировании и дает возможность развивать эти качества.
На этом плюсы проектной технологии не ограничиваются. Проектирование – это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты своего труда и коллективных усилий группы. Частным, конкретным итогом работы для детей может быть рисунок, доклад, альбом, сообщение, сочиненная сказка, книга, газета и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. Для ученика это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Моделируется технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.
Ещё одним плюсом метода проектов является воспитание интереса к познавательной деятельности. Сейчас у детей уже в начальной школе пропадает мотивация к учебе, к получению новых знаний. Проектирование - это способ воспитания мотивированных детей. Но все же основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.
Конечно же, во время работы над проектом у ученика формируются все виды универсальных учебных действий:
личностные – принимают учебные цели, проявляют желание учиться, повышают свою самооценку;
метапредметные:
а) регулятивные – управляют своей деятельностью, корректируют свою работу, проявляют инициативу и самостоятельность во время работы над проектом;
б) коммуникативные – учатся оформлять свои мысли, вступать в диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
в) познавательные – учатся искать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, делать выводы;
предметные - ученик овладевает новыми знаниями и умениями, приобретают опыт творческой деятельности.
Дети младшего школьного возраста не могут быть абсолютно самостоятельными в этой деятельности. Им необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь именно в начальной школе закладывается ряд личностных качеств и отношений, которые способствуют впоследствии достигать желаемых результатов в проектной деятельности.
Первоклассников нужно постепенно готовить к такому виду деятельности. Для этого на уроках необходимо внедрять элементы проектирования:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку сообщения;
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
Когда дети усвоят эти элементы, можно предлагать работу над проектом. В УМК «Планета знаний» по всем предметам заложена организация проектной деятельности.
Первоклассники по желанию берут себе понравившуюся тему и с помощью родителей работают над проектом. Затем в классе составляется связный устный рассказ по плану и ученик защищает свой проект перед одноклассниками. После этого дети высказывают свое мнение, аргументируя его. Здесь проявляется фантазия ребенка или творчество всей семьи, что тоже приветствуется.
Во 2 и 3 классах целью учащегося становится пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задача педагога на этом этапе - учить детей ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из различных областей наук, работать не только индивидуально, но и в группах, распределяя роли, планируя свою деятельность.
На момент окончания 3-го класса учащиеся уже умеют выстроить для себя этапы работы над проектом. Поэтому роль учителя в 4 классе сводится к тому, чтобы он мотивировал учащихся на создание творческих, предметных, информационных проектов и консультировал их, направляя в нужное русло.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делятся на:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
практико-ориентированные
Все эти проекты дети выполняют во внеурочной деятельности. В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), режиссером которых был педагог. В проекте же главная роль отводится не учителю, а ребенку, что очень важно для его развития и становления как личности.
Задача учителя – заинтересовать ученика данным видом творчества, помочь выбрать тему, которая будет по душе учащемуся, провести мастер-класс для родителей, чтобы они были первыми помощниками своего ребенка. А дальше – быть консультантом ученика, направлять его деятельность, помогать в оформлении материала. Ученик, который прошел все этапы работы над своим проектом и защитил его перед одноклассниками или более обширной аудиторией, поднимается в своих глазах на ступеньку выше, у него значительно повышается самооценка, уверенность в себе, возрастает познавательная активность, что положительно влияет и на учебу, и на коммуникацию в социуме.