Технологическая карта урока по окружающему миру Сезонные изменения в живой и неживой природе. (1 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру.
1 класс
Тема урока: «Невероятные приключения Осени»
(урок-путешествие)

Учитель: Овчинникова Оксана Митрофановна МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж
Предмет: Окружающий мир 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Тип урока: Получения новых знаний, с опорой на опыт наблюдений.
Цель урока: Выявить сезонные изменения в живой и неживой природе.

Задачи урока:
Предметные: Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного аппарата. Развивать абстрактно-логическое мышление через умение осуществлять анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Метапредметные:
Регулятивные -понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Ожидаемый результат: Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного аппарата.
Оборудование: ЭРМ ( персональный компьютер, телевизор с плазменным экраном, проектор, интерактивная доска), мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, музыкальные сопровождение, костюмы для театрализованных фрагментов.


Этапы
Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1этап
Организационный
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя


2 этап
Мотивационный
Прозвенел у нас звонок
Начинается урок
- А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к уроку мой отряд?
Тихонечко все сядем
Урок наш начинаем.

Вступительная беседа:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок окружающего мира.
Будьте внимательными, активными и целеустремлёнными.


Проверяют готовность к уроку соседа по парте

Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт


3 этап
Подготовительный Постановка проблемной ситуации
Цель: подготовить и настроить учащихся к предстоящей работе

Вступительная беседа:
- Представьте, мы отправилась в лес. Берёзы и клёны покрыты лимонной желтизной. Листья осинок разрумянены, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одет в медную кованую броню.

Ответы на поставленные вопросы;
чтение стихотворений по теме

Вот художник, так художник. Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик, Эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим, Разбавляет краски ливнем, Чтобы вышло разноцветным, Но совсем не так как летом. Отгадать загадку просим: Кто художник этот? (Осень)

Осень, осень,
в гости просим
С листопадом и
дождём,
С перелётным
журавлём

4 Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй,
осень! Приходи, ты, в гости
к нам, Очень, очень просим.


Коммуникативные:
-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
Познавательные:
Логические (отгадывание отгадки)




4 этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление определённых знаний с опорой на жизненный опыт и ранее полученные знания для формулирования темы и целей урока.

- О каком Художнике идёт речь?
- О чём говориться в стихотворениях?

- Что происходит в природе?



Участие в диалоге- Это Осень.
- Деревья изменили окраску листьев.
- Журавли улетают на юг.
- Идут сильные дожди.
- Сезонные изменения.


Личностные:
перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:
анализ ситуации;
Регулятивные:
умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей


5 этап.
Формулирование темы урока

Определение темы урока учащимися
- Сформулируйте тему нашего урока?

- Сезонные изменения в живой и не живой природе.



6 этап.
Постановка учебной задачи.
Цель: создать условия для частично-поискового
метода.


Определение цели урока учащимися

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

- Сезонные изменения в не живой природе.
- Сезонные изменения в живой природе.
- Труд людей осенью.




7 этап Работа по теме.
Цель: дальнейшее знакомство с сезонными изменениями в живой и не живой природе; рассмотреть труд людей осенью.





Провокационная ситуация. Сюжет.
Цель: настроить учащихся на продуктивную деятельность.


Появляется Осень. 
-Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится парад лесной
Осенние сады и парки?
Зашла к вам попрощаться
Пора в дорогу собираться
Вы вспоминайте обо мне
Я ж место уступлю зиме.
- Осень, осень, в гости просим?
А мне некогда ходить по гостям.
Учитель: - А почему с чемоданом и папка какая-то?
Осень: - Читать умеете (отправляюсь в круиз)? Какое сегодня число? (29 ноября). Заканчивается моя трудовая деятельность. Какое после осени наступает время года? (зима)
- Правильно, чтобы отправиться в круиз, я должна Зиме сдать все дела. У меня их целая папка и ряд не решённых вопросов:
- Например, как животные готовятся к зиме?
- Какие птицы улетают, а какие остаются?
- Как трудятся люди осенью и многое другое.
- Все мне некогда, а то опоздаю, до свидания!
Учитель: - Ребята могут тебе помочь.
Осень: - Чем же они мне помогут? Они не справятся.
Учитель: - Я думаю, что справятся. Поможем, ребята? (Да)
Осень: - Для начала я вас проверю.
Не одна я к вам пришла
Братьев своих с собой привела.
Угадайте, как их зовут?
- Ладно, помогите мне, буду благодарна.















Коллективная работа.
Диалог:
-ОТПРАВЛЯЮСЬ В КРУИЗ»
- 29 ноября.
- Зима.


Входят уч-ся и читают стихи.
СЕНТЯБРЬ
1. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришёл?
ОКТЯБРЬ
2. Все мрачней лицо природы Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ
3. Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Личностные:
-самостоятельное формулирование темы урока;
-принятие целей урока
Регулятивные:
-умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей















Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму

Личностные:
- самопроверка

- сотрудничество













Физкультминутка.
Переход от подготовительного этапа к основной работе.
Цель: Смена деятельности


Учитель:
Медлить нам никак нельзя,
Отправляемся, друзья!
Мы не много отдохнём,
Физкультминутку проведём.
Осень: Принесла я вам муки,
Все: Значит, будут пироги.
Осень: Принесла вам гречки,
Все: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам фруктов, ягод!
Все:  Мы варенья сварим на год!
Дети:  Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.

Выходит уч-ся и проводит физкультминутку.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?


Коммуникативные:
-хоровое произношение
- творческая работа
Личностные:
- установка на здоровый образ жизни




Коллективная работа

Осень: - Начинаем проверку
Слайд № 11. Какие изменения происходят в неживой природе?
Слайд № 12. Листопад.
Изменения в живой природе.
Слайд №13. Какие деревья сбрасывают листья?
Слайд №14. На лесной полянке.
- Какие грибы можно собирать осенью?
1. Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (Маслята).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это (Сыроежки)
Растут на опушке
Розовые подружки.
А зовут их (Волнушки ).
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята
Называются (Опята).
Слайд №15 – 35. Сезонные изменения в жизни животных.
Слайд №36. Перелётные птицы.
Слайд №37. Зимующие птицы.
Слайд №38. Труд людей осенью.
Теперь мы отправимся в огород - туда, где идет уборка урожая, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.
Осень: Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым сильным быть
Надо овощи любить!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Читает уч-ся.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно,











Беседа по вопросам.

Коллективное разгадывание загадок.









Уч-ся читает:
1. Любит осень детвора.
Осень – славная пора!
Сливы, груши, виноград –
Всё поспела для ребят.

2. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка и картофель, Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор.
Овощи полезные.
Завязали спор.
Перец: Кто из нас, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!
Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко- низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный: Кто не знает
витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зелёный
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан: Баклажанная икра Так полезна, так вкусна. Все: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Репа: Кто из нас, из овощей, всех важней и всех вкусней? Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей
















































































































Работа в группах
Осень: - Какие фрукты собирают осенью?
- Можете ли вы отличить овощи от фруктов? ( Выполняется задание «компот», «борщ».)
Учитель: Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды. Но самый ценный, самый дорогой подарок, это хлеб.








Слайд № 41.
Ведь недаром говорят, что «Хлеб – всему голова!»
Нелегко вырастить хлеб, но за то сколько радости, когда урожай собран.
Выходят дети, один из них на расшитом полотенце несет каравай хлеба.
Вот Слайд № 41.
Ведь недаром говорят, что «Хлеб – всему голова!»
Нелегко вырастить хлеб, но за то сколько радости, когда урожай собран.
Выходят дети, один из них на расшитом полотенце несет каравай хлеба
Вот он -
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он-
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила;
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырём.



8 этап. Итог урока.
Цель: обобщить полученные знания.

Учитель: - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Задания все выполнили и Осень может спокойно отправляться в круиз до следующего года.
Осень: - Спасибо, ребята!


Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке
Личностные:
- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока
Коммуникативные:- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей;
- учиться оценивать свои достижения и

9 этап. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежит кленовый листок. Если вы считаете, что у вас все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, задания выполнены – нарисуйте смеющегося смайлик; если считаете, что вам не всё удалось – смайлик без эмоций, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться или не понравился урок – плачущегося смайлика.
Прикрепим их к этому полотну Давайте посмотрим, каких листочков больше? – Что получилось? (Ковёр). Его мы подарим Осени. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Прозвонит сейчас звонок. И закончится урок. Чтобы грамотными стать, Надо очень много знать! Спасибо вам за урок.

-учиться объективно оценивать свои достижения и адекватно реагировать на неудачи.


15