Активные методы обучения музыки как один из путей для развития творческих способностей у обучающихся и создания условий для их самореализации в условиях формирования ФГОС ООО».
Активные методы обучения музыки как один из путей для развития творческих способностей у обучающихся и создания условий для их самореализации в условиях формирования ФГОС ООО». В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения. Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того как станет осуществлять свою деятельность учитель-музыкант во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьников. Современному обществу небезразлично какими художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии ,оценке и отборе произведений искусства. Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено на уроках музыки. Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Так выявляется одна из главных задач музыкального воспитания – формирование гармонически развитой личности ребенка с полноценной системой духовно-нравственных ценностей и богатой эмоциональной сферой. Но стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике привели к снижению интереса к музыкальному искусству, и, как следствие, к падению престижа музыкального образования. В связи с этим, одной из важных задач учителя музыки в общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся. Становится необходимым применение более эффективных форм организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность учеников. Для осуществления этих задач необходимо выделить использование в образовательном процессе активных методов обучения, то есть такой системы методов, которые обеспечат активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Такие методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.
В последние годы игровая деятельность завоевала огромную популярность в системе образования. Игра – это форма активного отражения ребенком окружающей его деятельности людей. Начальные формы игры возникали на основе подражания и манипуляций с различными предметами быта. В игре ребенок отражает жизнь взрослых. Чем больше возможностей у него для активного действия, тем интереснее игра. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В игре дети не ставят каких-то иных целей, чем цель - играть. Когда игра включается в целостный педагогический процесс, она становится средством обучения. Используя на уроках игру как средство ознакомления с окружающим миром, учитель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру и в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, учитель воспитывает активное стремление делать что-то, проявлять усилие, узнавать, искать и находить. А это все содействует умственному и общему развитию.
В дидактическом смысле игровая деятельность актуальна как метод стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника. Включение в процесс обучения музыкальному искусству игровых методов способствует развитию творческих способностей, развивает воображение и наглядно-образное мышление, расширяет круг эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более глубокого восприятия музыки. Таким образом, использование игровой деятельности на уроках музыки включает два направления действия:
1.внедрение в процесс обучения игр, игровых методов и приемов;
2.развитие способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе музыкального восприятия.
Игра как метод обучения
Материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игра – это особо организованное занятие, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил, предполагающая принятия решения: как поступить и что сказать? Для детей игра является увлекательным занятием, где все равны. Даже самым слабым ученикам она посильна. Чувство радости, равенства – все это дает детям возможность преодолеть такие качества как стеснительность, мешающую благотворно влиять на результаты обучения.
В ходе игры эта ситуация проигрывается много раз и каждый раз в новом варианте. Игровая деятельность выполняет следующие функции:
воспитательную - оказывает воздействие на личность учащегося, развивая его мышление, творческую активность, расширяя его кругозор;
обучающую - способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков;
ориентирующую - умение ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи;
развлекательную - это основная функция игры - развлечь, пробудить интерес, воодушевить;
коммуникативную - усвоение диалектики общения;
самореализации в игре;
диагностическую - выявление отклонений от нормального поведения;
межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации - усвоение норм человеческого общежития, включение в систему общественных отношений.
В этом многообразии активных методов обучения необходимо выделить и новую форму игры – игры в реальном времени. Игры on-line в легкой и доступной форме помогают достичь множества поставленных перед учителем задач: обучение нотной грамоте и основам музыкального языка, развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, приобретение навыков сочинительства, аранжировки элементарных музыкальных фрагментов, знакомство с инструментами разных групп и определение их места в оркестре, развитие вокальных способностей. Безусловно, использование на уроках музыки игр on-line, ограничивается возможностями кабинета, так как более продуктивным результат получится при наличии компьютера у каждого ребенка. Но в качестве домашнего задания, такая форма работы может стать одним из способов достижения поставленной цели.
Для активизации познавательной деятельности школьников можно использовать следующие активные методы: «Синквейн», «Ромашка», «Кластер», «Мозговой штурм» и т.д.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга
Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание