Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива Зимние месяцы
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Составила : учитель начальных классов Валеева Л.Р.
Технологическая карта урока.
Тема Зимние месяцы
Цель:
Уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края. Задачи: Умение находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова, И.И. Шишкина.
Образовательные: Формировать УУД:
Личностные:
- Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы.
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)
- Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Регулятивные УУД:
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- Умение выполнять взаимопроверку учебного задания; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.
Коммуникативные УУД:
Умение строить понятные для партнёра высказывания, включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, слушать партнера по общению и деятельности.
Познавательные УУД:
Умение соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.Основные понятия Названия старинных русских месяцев
Ресурсы:
- основные
дополнительные 1) Окружающий мир . 2 класс. 2 часть. Плешаков А.А.
2)Презентация
3)Карточки для групповой и парной работы.
Организация пространства Коллективные способы обучения
Технология проведенияДеятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Психологический настрой к учебной деятельности.
Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели
II. Актуализация опорных знаний.
Цель:
применение изученных знаний при решении учебной задачи
Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания
Закрепляют понятие год, времена года.
Вспоминают основные признаки осени, название старинных осенних месяцев.
Делают вывод, что данные знания послужат помощниками для изучения новой темы. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.
- Ребята отгадайте загадку:
Вышел старик-годовик, махнул рукавом, и полетели двенадцать птиц, у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой - белое. (Год)
- Посмотрите на доску (Слайд 1).
- Почему год называют круглым?
- На какой сезон может приходится начало года? (приветите примеры).
- С каким временем годы мы уже познакомились? Назовите основные осенние изменения в природе.
- Как в старину люди называли осенние месяцы? Актуализируется знания о годе и почему год называют круглым. Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
III Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса. Включаются в беседу.
Включаются в групповую работу.
Делают вывод, что им трудно определить название старинных зимних месяцев.
Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Организация подводящего диалога
Организует групповую работу.
Организация открытия нового знания.
- Сегодня мы продолжим свое путешествие по годовому кругу.
- Посмотрите в окно, какое время года вы видите? Докажите.
- А разобраться во многих вопросах на уроке нам помогут три сказочных брата.
( из класса к доске вызываются три ученика, которым выдаются таблички с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус)
– Нам нужно разгадать, как же зовут этих братьев. Давайте попробуем перевести их название на русский язык.
- А теперь проверим в правильном ли порядке они расположены?
- Молодцы, с этим задаем вы справились.
- А давайте проверим, знаете ли вы старинные русские названия этих месяцев.
( на листочках написаны старинные названия зимних месяцев. Учащиеся проанализировав названия должны соотнести современные названия месяцев с древнерусскими)
Декабрь – студень, холодень, ледостав, годопроводец.
Январь – просинец, перелом зимы, перезимье, сеченьФевраль – межень, крутень, бокогрей.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? ( о зимних месяцах)
- Чему мы должны научиться? Умение слушать, отвечать на вопросы.
Познавательные:
постановка и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе.
Личностные УДД:
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя
III Совместное открытие нового знания
Цель: Создать алгоритм выхода из затруднительной ситуации.
Беседа «Зима нашего края»
Отвечают на поставленные вопросы.
Знакомятся со старинными названиями зимних месяцев. Заранее подготовленные учащиеся читают стихи о зиме.
Работают в группе, делают вывод, соотносят признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев.
Читаю текст по учебнику. Организует беседу.
Организует работу в парах по структуре ТАЙМД – ПЭА=ШЭА.
- Наша страна очень большая. В одних уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает, что солнце не показывается всю зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз.
- А какая зима у нас?
- Как долго длится зима в нашем крае?
- Какие бывают осадки зимой?
- Ребята, давайте вернемся, к заданию, которое было в начале урока.
- Студень, холодень, ледостав, годопроводец – так в древности люди называли декабрь. Давайте подумает почему? (Слайд 2)
Аналогичная работа стоится по остальным двум месяцам. ( Слайд 3 и 4).
- Народные названия месяцев поэтичные, они сродни стихотворениям. Можем ли мы их назвать маленькими произведениями устного народного творчества, крупицами великолепной сокровищницы русского языка, родного для многих людей в нашей стране?
- Какие старинные названия месяцев вам запомнились? Умение слушать, отвечать на вопросы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Личностные УДД:
Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи
Выразительное читают стихотворение Г.Галиной
Рассматривают иллюстации
ФизминуткаУчащиеся имитируют зимние забавы.
- Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать про себя стихотворение Галины Галиной на с. 6 учебника. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать но стихотворение вслух, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк.
- Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?
- Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин И.И. Шишкина, А.К. Саврасова.
- Какие месяцы они изобразили? (декабрь, февраль)
- Глядя на картины, хочется грустить или радоваться? Познавательные:
общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме
V. Самостоятельная работа с проверкой
Цель:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися Самостоятельная работа учащихся, с проверкой.
Работа в пословицами в парах.Организация самостоятельной работы по карточкам
Организация работу по карточкам с последующей проверкой.
- Русская зима с ее снегопадами, метелями, трескучими морозами стала одним из символов России. Наши предки любили зиму, называли ее «матушка», посвящали пословицы, загадки, считалки.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо собрать и объяснить значение пословиц.
Зима пройдет и снег сойдет, а что посеяно взойдет.
В зимний холод всякий молод.
Производят предварительную оценку работы. Записывают
ответы, сверяют с записями на доске. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
VI. Включение в систему знаний и повторений
Цель: повторить и закрепить знания о прочитанных произведениях. Применяют свои знания для решения задачи.
Работают в группе. Организация учебного диалога.
Организация работы в группе по структуре ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС. ФизминуткаНа дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают
Ручки, ручки согревают.
- А теперь я предлагаю вам такое задание, тоже связанное с зимой.
-Какая группа вспомнит и напишет произведения, которые связаны с зимой.
Вспоминают прочитанные произведения. Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы, самооценка
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Оценивает работу учащихся на уроке.
- И так, скажите тему урока?
Доскажите предложения :Снежень, бокогрей, межень — ... (февраль).
- Студень, ледостав, годопроводец , холодень, — ... (декабрь).
- Просиней, перелом зимы, перезимье — ... (январь).
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Я предлагаю вам разукрасить ёлку, ведь впереди у нас еще грядет встреча Старого Нового года.
- Если вы поняли тему повести на елку красный шарик, если еще остались вопросы – синий. Если пока вы встретили затруднение , то желтый шарик.
Приобретение начального опыта для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания
Коммуникативные УДД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УДД:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные УДД: способность к самооценке.