Рабочая программа по внеурочной деятельности В здоровом теле — здоровый дух 5 класс
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
5 классы
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В здоровом теле-здоровый дух» составлена в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на основе авторской программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 5 классов) П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова.
Данная программа обеспечивает реализацию спортивно-оздоровительного направления. Рабочая программа составлена для использования в МБОУ СОШ № 26 города Междуреченска и предназначена для учащихся 5-х классов.
Актуальность программы заключается в том, что настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Целью данной рабочей программы является предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Задачи:
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья;
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания;
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы;
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Особенность программы. Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях.
Срок реализации данной программы 1 год (2016-2017 учебный год). На изучение курса «в здоровом теле – здоровый дух» отводится 1 час в неделю, всего за учебный год 34 часа.
Возраст детей 11-12 лет.
Формы занятий: обучающее занятие;
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
тренировочные занятие;
контрольное занятие;
коллективно – творческие занятия;
спортивные праздники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач внеурочной физкультурной деятельности.
Предметные результаты:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья;
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьезберегающую жизнедеятельность;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
развитие общей физической подготовки;
развитие специальной физической подготовки;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
Основное содержание программы
5 класс
Вводное занятие (1 час). Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Теоретические сведения (2 часа). Здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние питания на здоровье, гигиенические и этические нормы.
Общая физическая подготовка (7 часов). Упражнения в ходьбе и беге, упражнения для плечевого пояса и рук, упражнения для ног, упражнения для туловища, комплексы общеразвивающих упражнений.
Специальная физическая подготовка (18 часов). Формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения на равновесие, упражнения на гибкость, акробатические упражнения.
Дыхательные упражнения (1 час). Упражнения сидя, стоя, в передвижении; упражнения с задержкой и усиления дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания; комплексы дыхательных упражнений.
Упражнения на расслабление (1 час). Упражнение в различных исходных положениях, в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Самоконтроль и психорегуляция (1 час). Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции( двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные).
Самомассаж и взаимомассаж (1 час). Назначение массажа; показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа ; массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа). Контрольное испытание и физкультурный праздник
Учебно- тематический план «В здоровом теле – здоровый дух».
№
п/пТема раздала Количество часов
По
рабочей программе
1 Вводное занятие 1
2 Теоретические сведения 2
3 Общая физическая подготовка 7
4 Специальная физическая подготовка 18
5 Дыхательные упражнения 1
6 Упражнения на расслабление 1
7 Самоконтроль и психорегуляция1
8 Самомассаж и взаимомассаж1
9 Контрольные испытания и показательные выступления 2
Итого 34 Календарно-тематическое планирование «В здоровом теле – здоровый дух»
№п/пТема занятий Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. 1 1 2. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние питания на здоровье. 1 1 3. Партерная разминка. 1 1
4. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. 1 1
5. Разучивание строевых упражнений. 1 1
6. Разучивание упражнений для укрепления мышечного корсета у опоры и в движении. 1 1
7. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры и в движении. 1 1
8. Закрепление упражнений для укрепления мышечного корсета у опоры и в движении. 1 1
9. Закрепление строевых упражнений. 1 1
10. Разучивание упражнений в равновесии с предметами. 1 1
11. Развитие гибкости на месте и в движении. 1 1
12. Разучивание акробатических элементов. 1 1
13. Изучение методов самоконтроля и психорегуляции. 1 1
14. Закрепление упражнений в равновесии. 1 1
15. Разучивание упражнений для укрепления мышечного корсета с предметами художественной гимнастики. 1 1
16. Закрепление акробатических элементов. 1 1
17. Взаимосвязь гигиенических и этических норм. 1 1 18. Закрепление упражнений для укрепления мышечного корсета с предметами художественной гимнастики. 1 1
19. Закрепление упражнений в равновесии с предметами. 1 1
20. Разучивание упражнений в равновесии с партнером. 1 1
21. Разучивание дыхательных упражнений. 1 1
22. Закрепление упражнений в равновесии с партнером. 1 1
23. Развитие гибкости с предметами и с партнером. 1 1
24. Контрольное выполнение акробатической комбинации. 1 1
25. Упражнения в беге и ходьбе. 1 1
26. Упражнений для ног из различных положений, с предметами и партнером. 1 1
27. Выполнении комбинации на бревне. 1 1
28. Упражнения для плечевого пояса и рук без предмета и с предметами. 1 1
29. Разучивание упражнений на расслабление. 1 1
30. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с предметами художественной гимнастики. 1 1
31. Самостоятельное составление комплекса ОРУ. 1 1
32. Общее понятие о самомассаже и его основные приёмы. 1 1
33. Демонстрация составленных комплексов ОРУ. 1 1
34. Физкультурный праздник. 1 1
Итого часов: 34 3 31
Перечень учебно- методического обеспечения:
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2012г.);
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения);
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения);
Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011;