Презентация на тему: Психологически безопасная и комфортная образовательная среда.


Подготовил педагог-психолог: Вакунова Татьяна МихайловнаПсихологически безопасная и комфортная образовательная среда. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду ,в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия во взаимодействия. Модель психологически безопасной образовательной среды включает:Защищенность от психологического насилия;Референтную значимость окружения;Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А.Баева) Проектирование безопасной образовательной среды школы:Принцип защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процессаОпора на развивающее образованиеПомощь в социально-психологической умелости. Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школеВыявить факторы , определяющие возникновение и действие стрессов у условиях школы;Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы;Обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации для каждого участника педагогической ситуации;Обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов , психологов, родителей, детей в ходе учебно-воспитательного процесса в школе;Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учереждении. Факторы риска психологической безопасностиПедагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей;Интенсификация учебного процесса;Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;Нерациональная организация учебной деятельности;Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;Отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т.п. Факторы угрозы психологической безопасности в образовательном пространстве: неквалифицированные специалисты; неблагоприятный психологический климат в классе (взаимодействие учащихся и учителя); психологическое насилие (критика в адрес личности, унижение, конфликты); терроризм или осознание его возникновения; аварийное состояние помещений; разного рода перегрузки ребенка; нежелание родителей взаимодействия с педагогами; +Нестабильность образовательной системы, напряженность в педагогической среде. Одна из угроз психологической безопасности образовательной среды –Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит неповторимый вред здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. Этапы профилактики насилия в школеЭтап 1.Признать что проблема существует.Участник образовательного процесса должны честно признать что проблема существует.Создание инициативной группы в ОУ с активным участием педагога-психолога, социального педагогаЭтап 2.Определить масштаб бедствия.Проведения мониторинга среди участников образовательного процесса Этап 3.Разработка профилактических мероприятий.Создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;Организация наблюдения за холлами, комнатами, столовой;Разработка этического кодекса школы;Создание психологических группы поддержки для пострадавших и групп для работы с агрессорами.Этап 4.Оказания индивидуальной социально-психологической помощи. Общероссийский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) 8-800-2000-122