Комфортная образовательная среда как фактор развития гармоничной личности
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1374"
Статья на тему:
«Комфортная образовательная среда как фактор развития гармоничной личности»
Автор работы: Мачурина Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБОУ Школа №1374
г.Москва 2015
Цель: изучение роли медико-социально-психологической службы в создании комфортной и безопасной образовательной среды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные внешние и внутренние факторы, которые могут привести к возникновению у детей отклоняющегося поведения.
2. Рассмотреть основные формы отклоняющегося поведения в школьной среде.
3. Описать роль специалистов в создании безопасной и комфортной образовательной среды.
Сложность и неоднозначность современной жизни, в которой путаются нормы морали, пропагандируются ложные ценности и культивируется цинизм как форма чистого разума, оказывает разлагающее влияние на общество в целом. Особенно разрушительное (в психическом плане) воздействие данная пропаганда оказывает не столько на взрослое население (уже имеющее психологическую защиту от навязываемых стереотипов), сколько на подрастающее поколение, которое, ввиду своей незрелости и неопытности, впитывает подобную информацию, верит ей и формирует соответствующее мировоззрение.
Культ человека «нового образца», не следующего общепринятым формам социального поведения, активно пропагандировался в 90-ые годы прошлого века. Мы все прекрасно помним, во что выливалась подобная «реклама» в те лихие времена: использованные шприцы в подъездах; пустые бутылки, разбросанные на тротуарах; резко возросший уровень проституции и противоправных действий (особенно среди несовершеннолетних) и так далее. Нынешняя ситуация такова, что культ, став более «благопристойным», сохранился, изменив лишь свой внешний антураж, а суть оставив неизменной. До недавнего времени употребление табака, алкоголя и наркотиков открыто транслировалось по телевидению, сквернословие вошло в привычку и стало «вторым языком», а на улицах города можно было свободно не только выкурить сигарету, но и распить спиртные напитки. Ситуация продолжалась бы и поныне, если бы не были приняты меры на государственном уровне: запрет рекламы по телевидению, запрет употребления спиртных напитков и курения в общественных местах; в настоящее время рассматривается возможность введения штрафов за сквернословие.
Тем не менее, несмотря на все мероприятия по профилактике и предупреждению аддиктивного и асоциального поведения, воз и ныне там: подрастающее поколение много курит, употребляет наркотики; отмечаются случаи распространения наркотических средств среди несовершеннолетних.
Печально известна популярность мата в детской школьной среде, причём речь идёт в данном случае не только о подростках, но и о детях младшего школьного возраста (!). Учителя, работающие в современных государственных общеобразовательных учреждениях, отмечают высокий уровень противоправных действий среди обучающегося контингента (воровство, вандализм, причинение вреда здоровью), а также высокий уровень курения и сквернословия. Педагоги, как правило, связывают подобные явления с фактором родительского воспитания: юность многих современных родителей прошла именно в «лихие 90-ые», когда нивелировались прежние ценности и воздвигались другие, о которых речь шла выше. Этим самым, с точки зрения многих учителей, объясняется либеральное отношение к детскому курению, сквернословию и воровству со стороны родительской общественности. Наиболее печален тот факт, что многие родители склонны «не замечать» и пристрастие своего ребёнка к наркотическим веществам, объясняя это «кризисом возраста», который пройдёт «естественным путём». Подобное «воспитание» пагубно сказывается как на физическом, так и на духовном здоровье детей.
С точки зрения психологии как науки причину подобных явлений в современной образовательной среде следует искать глубже: дело не только в одной отдельно взятой семье, но и в обществе в целом. Существует ряд психологических данных, свидетельствующих о том, что дети, взрослея, копируют поведение взрослых и их привычки. Дети – это зеркало, в котором отражается лик современного общества, а духовное здоровье общества – это залог духовного здоровья подрастающего поколения.
Итак, основными опасностями, которые подстерегают школьников на пути их развития и становления, являются следующие:
1. Формирование девиантного (отклоняющегося) поведения:
- систематическое плохое поведение на уроках (вплоть до срыва урока);
- систематическая неуспеваемость;
- пропуски занятий по неуважительным причинам (прогулы);
- постоянные опоздания на уроки;
- сквернословие.
2. Формирование асоциального поведения:
- драки (иногда с причинением вреда здоровью);
- воровство;
- вандализм.
3. Формирование аддиктивного (зависимого) поведения:
- табакозависимость;
- наркомания (употребление и распространение).
Следует отметить, что все три вышеописанных фактора взаимосвязаны: проблема может начаться с простой школьной неуспеваемости, которая постепенно приводит к снижению самооценки у ребёнка, развитию множества страхов и переживаний; отношения между учителем и учеником со временем портятся, что, в конечном счёте, приводит к формированию негативного образа школы в глазах неуспевающего ребёнка; затем этот ребёнок начинает пропускать уроки, заводит новых «друзей», которые его «понимают»; в кругу этих «друзей» принято курить, выпивать и так далее.
Каким же образом можно оберечь современных детей от тлетворного влияния, привить им симпатию к здоровому образу жизни, воспитать в них критическое отношение к пропаганде, развить в них уверенность в себе?
Решение этой проблемы целиком зависит от качества работы школьной медико-социально-психологической службы. Целью данной службы является создание комфортной и безопасной образовательной среды в школе. Одним из важнейших направлений деятельности этой службы является профилактика развития у обучающегося контингента девиантного, асоциального и аддиктивного поведения. Работу в данном направлении ведут следующие специалисты: школьный врач-педиатр, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-логопед, педагог-дефектолог. Как правило, эти специалисты входят и в школьную Комиссию по профилактике безнадзорности и правонарушений.
К сожалению, не во всех среднеобразовательных учреждениях задействованы все данные специалисты, но для формирования комфортной и безопасной образовательной среды необходимо их активное участие. Разберём подробнее направления работы каждого специалиста медико-социально-психологической службы.
1. Социальный педагог.
Функция данного специалиста в создании безопасной образовательной среды велика. Основная задача работы заключается в сборе информации о семье обучающегося, изучение особенностей его быта. Целью в данном случае выступает изучение всех факторов, которые могут оказывать влияние на развитие у обучающегося отклоняющегося поведения. Социальный педагог также проводит индивидуальные беседы с детьми, показывает увлекательные презентации и документальные фильмы, прививающие любовь к спорту и активному отдыху; организует экскурсии в театры и музеи, после которых проводится обсуждение увиденного. Социальный педагог ведёт активную работу с родителями обучающихся, выступает на классных часах.
В должностные обязанности специалиста входит также контроль пропусков уроков, прогулов и опозданий на уроки. Всё это необходимо для того, чтобы увлечь детей, способствовать развитию у них познавательных интересов.
2. Педагог-психолог.
Роль психолога в вопросе формирования комфортной и безопасной образовательной среды трудно переоценить. Основной задачей данного специалиста в этом направлении является диагностика обучающихся и наблюдение за их поведением в классе с целью выявления детей «группы риска», требующих особого внимания. Коррекционная работа психолога с детьми имеет две составляющие: индивидуальная работа и работа в группе. Индивидуальная работа строится в форме очной индивидуальной консультации, целью которой является установление причин, приводящих к отклоняющемуся поведению, развитие рефлексии и уверенности в себе, повышение уровня самооценки и развитие критического (оценочного) отношения к пропаганде. Групповая работа проводится в форме краткосрочных либо долгосрочных тренингов, целью которых является проработка внутренних страхов и комплексов, приводящих к девиантному поведению; развитие социально-приемлемых форм взаимодействия в социуме, развитие навыков самообладания и уверенного поведения, повышение самооценки. Деятельность педагога-психолога будет наиболее эффективной, если в работе с «трудным» подростком примет участие вся его семья, так как с точки зрения семейной психологии и психотерапии корни проблемы следует искать именно в семье (семья как симптом болезни). Педагог-психолог также ведёт просветительскую деятельность среди родителей обучающихся, направленную на разъяснение причин возникновения отклоняющегося, асоциального и зависимого поведения, а также о роли семьи в возникновении подобного рода девиаций. Педагог-психолог должен также оказывать консультативную поддержку учителям, работающим с детьми с отклоняющимся поведением. Ввиду недавних событий со стрельбой в школе необходимость работы психолога в данном направлении безусловна. Кроме того, печальная статистика последних лет говорит о том, что в подростковой среде участились случаи суицида, что также свидетельствует о необходимости диагностической, консультативной, профилактической и просветительской деятельности психолога в школе.
3. Врач-педиатр.
Работа школьного доктора в создании безопасной образовательной среды заключается в информировании обучающегося контингента о вреде употребления ПАВ, спиртных напитков и табака, о неизлечимых последствиях и болезнях, к которым приводят подобного рода пристрастия. Формы просвещения могут быть самыми разными: от просмотра презентаций и документальных фильмов до подготовки брошюр и школьных журналов.
4. Педагог-логопед и педагог-дефектолог.
На первый взгляд, роль данных специалистов в формировании безопасной школьной среды не совсем ясна, однако, их работа также важна и заметна. Успеваемость и интерес к учёбе идут рука об руку, а если ребёнок страдает сложными дефектами, такими как ОНР или ЗПР, качество его образования значительно снижается, а, следовательно, постепенно уходит и интерес. Ребёнок начинает от скуки «баловаться» на уроках, может остаться на второй год; став старше, начнёт пропускать занятия; затем могут начаться прогулы и так далее. В конце концов, учебная мотивация сведётся к нулю, равно как и мотивация достижений, в то время, как мотивация избегания неудачи будет превалировать.
Таким образом, на сегодняшний день перед общеобразовательными российскими школами ставится множество серьёзных задач, одной из которых является создание безопасной и комфортной образовательной среды. Эта задача охватывает ряд взаимосвязанных направлений, включающих работу соответствующих специалистов: социального педагога, педагога-психолога, врача, педагога-логопеда и педагога-дефектолога. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, в том числе и самих детей, на помощь которых можно и нужно полагаться, в школе могут быть созданы комфортные и безопасные условия для развития здоровой, гармоничной личности.