Дети и родители — это части одной системы. Родители — это первые воспитатели ребенка.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В «ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКА»
Активное вовлечение семей в школьную жизнь их детей является одной из важнейших задач школы. Почему же так важно наладить позитивный контакт с семьей каждого ребенка, учитывать индивидуальные интересы, возможности и опыт его родителей, всесторонне вовлекать их в процесс принятия важных для класса решений? Это объясняется целым рядом причин.
Дети и родители — это части одной системы. Само существование ребенка невозможно без существования его родителей, и наоборот, взрослые люди становятся родителями только с момента появления ребенка на свет. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает их физическое благополучие (предоставляет еду, одежду, жилье, заботу о здоровье) и эмоциональный комфорт (выражает любовь и поддержку), а также создает необходимые условия для роста и развития.
Родители — это первые воспитатели ребенка. Именно в семье в первые годы жизни, видя улыбку матери, слыша голос отца, ощущая тепло их прикосновений, ребенок делает для себя важные открытия: «мир добрый», «я чувствую себя в нем в безопасности», «я нужен в этом мире, меня здесь любят, обо мне заботятся». Эти открытия способны повлиять на всю его последующую жизнь. В семье у ребенка формируются базовые ценности — «это хорошо, а это плохо», «так можно поступать, а так — нельзя» и т.п. Ко времени, когда ребенок начинает посещать школу, семья уже успевает научить его множеству полезных вещей, начиная с навыков самообслуживания и заканчивая первыми представлениями об окружающем мире и отношениях между людьми.
Родители лучше других знают своего ребенка. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье. Большинство самых важных событий в его жизни связано именно с семьей. Эти события неизбежно влияют на формирование и проявление индивидуальных особенностей ребенка, составляют значительную часть его субъектного опыта. Родители владеют обширной информацией о своем ребенке, которая неизвестна педагогу, но чрезвычайно важна для успешной работы в классе.
Работа педагога по-настоящему эффективна только тогда, когда имеет поддержку в семье. Образовательная среда, влияющая на развитие ребенка, не ограничивается рамками школы. Важная часть этой среды находится дома. Усилия педагога падают на благодатную почву, если школьная и домашняя образовательные среды однородны — строятся на общих принципах и ценностях в подходах к ребенку. Поэтому учителю необходимо добиваться взаимопонимания и сотрудничества с каждой семьей. Ведь если требования к ребенку в школе и дома существенно разнятся между собой, он либо вообще перестает воспринимать их всерьез, либо вынужден выбирать «свою» среду. И нет никаких гарантий, что выбор ребенка падет именно на школу.
Семьи бывают разными — в них может быть несколько детей, а может быть только один ребенок. В семье вместе с ребенком и его родителями могут проживать и другие родственники, поэтому он может общаться помимо родителей и с другими значимыми для него людьми (бабушками, дедушками, братьями, сестрами, близкими друзьями семьи). Учителю не следует ограничиваться контактами только с родителями, важно привлекать и сотрудничать со всеми, кто оказывает реальное влияние на жизнь ребенка.
Многие учителя и родители имеют собственный прошлый опыт обучения в школе, определенные представления о возможном характере отношений между собой. Иногда этот опыт оказывает негативное влияние, поскольку опирается на традиционную модель — родители оставляют своих детей на пороге школы и очень мало знают о том, что происходит внутри; учителя привыкают отвечать за ребенка в классе и не рассчитывают на активное взаимодействие с семьями детей. В нашей Программе и учитель, и родители принимают на себя ответственность действовать сообща на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга, а главное — признания важности.
Принципы и методы работы с семьей
Педагог школы дошкольника руководствуется в своей работе с семьями следующими важнейшими принципами:
1. Быть открытым для родителей
Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о Программе, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для посещения родителями учебных занятий.
2. Уважать интересы и возможности каждой семьи
Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее индивидуальных интересов и возможностей.
3. Обретать в родителях своих союзников
Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни класса и поощряет их к принятию совместных решений, выработке программ двустороннего сотрудничества, распределению ответственности за развитие ребенка и т.п.
4. Поощрять семьи к более тесным контактам между собой
Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в Программе.
Разные семьи имеют различные возможности для участия в Программе. Учителю полезно знать эти возможности и предлагать семьям такое разнообразие форм их участия в жизни класса, которое бы обеспечило вовлечение максимально большого числа семей. Главное, что следует помнить педагогу, это то, что участие всех семей приветствуется и поощряется во всем многообразии его форм. Ниже приводятся некоторые из наиболее распространенных и эффективных форм и методов работы с семьей.
Формы работы с родителями.
Время прихода и ухода
Многие родители испытывают устойчивое желание лично пообщаться с учителем, педагогами, узнать об успехах своего ребенка, обсудить волнующие их вопросы. Зачастую родителям, занятым на работе, трудно выделить для этого специальное время, поэтому педагогам для общения с ними полезно отвести полчаса - час до и/или после занятий. За это время можно сообщить родителям или другим родственникам, приводящим ребенка на занятия, о его успехах, событиях дня, напомнить о предстоящем собрании или других мероприятиях в классе, попросить о помощи в выполнении домашних заданий или в обеспечении необходимыми для занятий материалами. (Однако не следует при этом затевать разговор о каких-либо проблемах ребенка. Для этого лучше пригласить родителей на индивидуальную консультацию). Кроме того, родители, ожидающие окончания занятий, могут по просьбе учителя обсудить текущие и общие для всех вопросы, принять по ним согласованные решения.
Записки
Зачастую детей на занятия приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи и значительно реже сами родители. Кроме того, учителю не всегда удается до или после занятий лично пообщаться с каждым из них. В то же время, подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в классе. В этом случае помогут краткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению между семьями и педагогом. Они особенно важны, если учитель ведет на занятиях какую-то специальную работу с данным ребенком и эта работа является частью совместной программы действий учителя и семьи. Обычно родители с удовольствием читают подобные послания и даже присылают учителю ответные.
Информационный бюллетень
Информационный бюллетень — это еще один эффективный способ сделать работу учителя открытой для семей, вовлечь их в школьную жизнь своего ребенка. Информационный бюллетень представляет собой листок, содержащий в себе несколько небольших рубрик.
Он распространяется среди родителей ежемесячно. Бюллетень может содержать в себе полезную информацию:
объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях;
просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь;
рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий;
сообщения о текущих событиях в классе;
•благодарности за помощь и поддержку семей.Информационный бюллетень должен быть постоянного формата, выходить регулярно, быть коротким и легкочитаемым. Значительно полезнее посылать частые и короткие сообщения, чем редко Длинные. Хорошо, если текст бюллетеня содержит конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).
Визиты в класс
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и с учителем, отвечают на вопросы, выполняют задания. В то же время многие из них из-за незнания того, что и как можно делать им на занятиях, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что учитель действительно нуждается в их помощи, чувствуют себя в классе скованно и могут сопротивляться попыткам привлечь их в класс. С другой стороны и учитель, не привыкший к присутствию на своих занятиях «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать известный дискомфорт.
Тем не менее, посещение родителями учебных занятий чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в классе, родители ощущают личную причастность к Программе и принимают на себя определенную ответственность за ее успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе учителя и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке родителей в классе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело могут помочь ему в обучении.
Учитель должен поощрять семьи стать активными участниками Программы и создавать для этого необходимые условия. Сначала родители могут приходить в класс, чтобы просто понаблюдать за своим ребенком. Для этого учитель заранее размещает в классе несколько дополнительных стульев так, чтобы они не мешали занятиям. Можно также использовать специальные листы, на которых родители отмечают время, когда они планируют прийти в класс.
Впоследствии родители смогут оказать учителю на занятиях реальную помощь. Конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь родители будут точно знать, что им делать. Поэтому учитель может обговорить их роль заранее или передать письменную краткую памятку.
В любом случае важно подчеркнуть, что добровольные помощники всегда могут обратиться к учителю, чтобы спросить, как поступить в той или иной ситуации.
Каждому приятно, когда его усилия оценены по достоинству, и родители, активно участвующие в Программе, не исключение. Они пришли в школу, потратили свое время и заслуживают благодарности и признания.
Родительские собрания предоставляют учителю хорошую возможность для общения со всей группой родителей в целом, сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных вопросов. Поскольку многие родители могут быть заняты на работе, целесообразно проводить собрания не слишком часто, в удобное время и заранее оповещать их о сроках и повестке каждого собрания.
На собрании учитель может обсудить с родителями итоги обучения детей за определенный период, поделиться с ними результатами своих наблюдений, сообщить о своих дальнейших планах и стратегиях в работе с детьми. Кроме того, родительское собрание — это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями. Для повышения заинтересованности семей учителю при планировании собрания полезно предусмотреть специальное время для обсуждения волнующих родителей вопросов.
Известно, что в силу ряда причин не все родители и не всегда стремятся присутствовать на родительских собраниях, поэтому педагогу важно создать все необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей. Теплая, доброжелательная обстановка, характерная для встречи друзей, — вот неотъемлемый элемент проведения любого собрания. Составьте столы вместе, организуйте чай и легкие закуски, положите для родителей ручки и листы бумаги, чтобы они всегда могли записать интересующую их информацию. Заблаговременно извещайте родителей о времени и повестке собрания. Можно вывесить объявление, передать с ребенком письменное приглашение и напомнить о предстоящем собрании по телефону.
Некоторые родители чувствуют себя на собрании скованно, поэтому используйте различные методы и приемы для создания комфортных условий и активного участия всех присутствующих в проведении собрания: обеспечьте присмотр за детьми на время собрания, задавайте родителям открытые вопросы, демонстрируйте свое уважение к любой точке зрения, разделите собравшихся на пары или малые группы для совместной работы, всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой. Все это позволит включиться в обсуждение тем, кто робеет перед большой аудиторией. Если какая-либо семья не смогла посетить собрание, пошлите домой записку с сообщением об основном содержании прошедшего собрания и выражением надежды на ее участие в будущем.
Индивидуальные консультации как одна из форм индивидуальной работы с семьей позволяет учителю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с родителями все аспекты обучения и воспитания их ребенка, а с другой — получить от родителей важную для себя информацию. В соответствии с нашей Программой учитель стремится поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просит сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию программы поддержки могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Учитель несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученной информации. Эта ответственность может быть закреплена следующим специальным документом, содержание которого должно быть доведено до родителей.
Циклограмма работы с родителями.
В течение учебного года педагоги проводят определенную работу с семьями.
Циклограмма работы представлена.
Сроки Мероприятие Ответственный
СЕНТЯБРЬ Проведение стартового родительского собрания
(знакомство родителей с педагогом Школы Дошкольника и друг с другом; сообщение о принципах, целях и методах работы; анализ родительского запроса; обсуждение организационных вопросов; список, необходимых для занятий материалов). Заместитель директора по УВР
ОКТЯБРЬ Общение с семьями до и после занятий
Составление коротких записок об индивидуальных достижениях детей
Групповая консультация по теме:
«Методы и способы обучения детей чтению»,
создание информационного бюллетеня по этой теме
Организация визитов родителей в класс (наблюдение за детьми)
Организация и проведение индивидуальных консультаций Педагог
Педагог
Психолог (по возможности)
Заместитель директора по УВР
Педагог
Специалисты
ДЕКАБРЬ Общение с семьями до и после занятий
Подготовка и проведение Новогоднего праздника
Выставки Детского творчества
Организация визитов родителей в класс
(наблюдение за детьми)
Организация и проведение индивидуальных консультаций Педагог
Дети начальной школы
Заместитель директора по УВР
Педагог
Специалисты
ЯНВАРЬ Проведение планового родительского собрания (сообщение учителя об итогах проведения 1 этапа наблюдения за развитием детей; обсуждение текущих вопросов; выработка планов совместных действий и т.д.)
Общение с семьями до и после занятий
Составление коротких записок об индивидуальных достижениях детей
Организация визитов родителей в класс (наблюдение за детьми)
Организация и проведение индивидуальных консультаций Педагог
Педагог
Педагог
Заместитель директора по УВР
Педагог
Специалисты
МАРТ Общение с семьями до и после занятий
Составление коротких записок об индивидуальных достижениях детей
Организация визитов родителей в класс
(наблюдение за детьми)
Организация и проведение индивидуальных консультаций Педагог
Педагог
Заместитель директора по УВР
Педагог
Специалисты
АПРЕЛЬ Проведение итогового родительского собрания (сообщение педагогов об итогах проведения 2 этапа наблюдений за развитием детей)
Общение с семьями до и после занятий
Составление коротких записок об индивидуальных достижениях детей
Организация визитов родителей в класс
(наблюдение за детьми)
Организация и проведение индивидуальных консультаций Педагог
Педагог
Педагог
Заместитель директора по УВР
Педагог
Специалисты
МАЙ Заключительный праздник
«Прощание с нулевым классом»
Организация и проведение индивидуальных консультаций
(обсуждение индивидуальных характеристик на детей; рекомендации родителям на летний период) Педагог
Ученики нач. школы
Педагог
Психолог