Развивать понятие климатические пояса Земли: их типы, особенности распространения, свойства основных компонентов климата дать представление об основных и переходных климатических поясах раскрыть закономерности в выделении климатических поясов планеты.


Технологическая карта урока
Тема 2 Атмосфера и климаты Земли (3 ч.)
Урок № 3 Климатические пояса
Содержание уроков (ведущие содержательные идеи) Перемещение поясов атмосферного давления и ВМ по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Типы климатов. Климатическая карта. Климатический пояс.
Формируемые УУД
Личностные Понимание роли атмосферного давления и направления воздушных масс в формировании климатических поясов. Уметь называть и показывать климатические пояса.
МетапредметныеРегулятивные: научить основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере атмосферного давления и направления воздушных масс при формировании климата
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные Развивать понятие климатические пояса Земли: их типы, особенности распространения, свойства основных компонентов климата; дать представление об основных и переходных климатических поясах; раскрыть закономерности в выделении климатических поясов планеты.
Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)
Физика Сила Кориолиса, атмосферное давление.
Природоведение Вращение Земли вокруг своей оси.
Информатика Компьютерная грамотность.
Оборудование Интерактивная доска, CD-диск «Видеоуроки» 7 класс; Атлас 7 класса: климатическая карта мира; глобус; раздаточный материал для работы в паре; таблицы «Политическая карта мира», «Воздушные массы Земли».
Этапы урока Актуализация знаний.
Повторение пройденной темы
Изучение нового материала:
Климатические пояса.
Типы климатических поясов
Практическая работа № 4
Закрепление изученного материала
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Методы обучения ИКТ технология
Приемы деятельности учителя Работы с интерактивной сенсорной доской, организация опроса, практическая работа с атласом, задания творческого характера.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Актуализация знаний.
Вспомни: влияние воздушных масс на формирование климата Земли; влияние атмосферного давления на направления ветров.
Узнай: особенности климатических поясов; типы климатических поясов.
Умей: давать характеристику климатическим поясам Земли
II. Повторение пройденной темы Слушают учителя и отвечают.
Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры.
Что такое воздушные массы?
Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики: а) жаркая и влажная; б) жаркая и сухая; в) холодная и сухая; г) свойства меняются по сезонам года.
При каком условии исчезла бы сила Кориолиса?
Слайд 1.
На рисунке поверните стрелки направлений движения постоянных ветров, подпишите их названия и распределение давления.

Слайд 2.
Сравните пассаты и муссоны. Первая группа «Пассаты», вторая группа «Муссоны»
Черты сравнения Пассаты Муссоны
Закономерности появления Возникают из-за разницы атмосферного давления на экваторе и в тропических широтах Рождаются на берегах океанов и морей. Возникают из-за разницы давления на суше и море
Постоянные/ временные Постоянные Направления меняется по сезонам года: летом дуют на сушу, зимой – на море
Фронтальный опрос
Групповая работа IП. Изучение нового материала
Слушают учителя.
Климатические пояса
Вы были в этом районе планеты? К каким климатическим условиям следует приготовиться?
Слайд 3.
Туристическая фирма, рекламирующая отдых в Таиланде, предлагает перенестись «из якутской зимы в тропическое лето». В чем ошибка? В какие месяцы года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему?
Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс». Найдите определение термина в словаре. (Ответ. Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс).Мы с вами изучили, что распределение солнечного тепла и атмосферных осадков на Земле неравномерно. Поэтому и климаты Земли очень разнообразны.
Слайд 4.
Известный климатолог, ученый Борис Павлович Алисов выделил на Земле 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами
Беседа
Политическая карта мира; с помощью интернет-ресурсов найти рекламный ролик туристической фирмы отдыха в Таиланде
Работа на
Интерактивной доске. Слайд 5.
Учитель предлагает упорядочить по климатическим поясам, выбрать постоянные и переходные климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический. Учитель просит другого ученика проверить работу своих одноклассников.
ФМ (Физкульминутка) с помощью ИКТ Для улучшения мозгового кровообращения.
Смотр фрагмента кинофильма «Климат»
Запись в тетрадях Слайд 6.
Климатические пояса делятся на основные (постоянные) и переходные. В названиях переходных поясов присутствует приставка «суб», что в переводе с латинского обозначает «под».
Есть два вида климатических поясов: Основные (постоянные) и переходные. Основными называются климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс, а переходными – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. В переходных климатических поясах летом воздушные массы двигаются на север, а зимой – на юг.
Задание: Основываясь на тексте учебника, климатической карте мира, карте климатических поясов и областей мира, заполните таблицу.
Типы климатических поясов

Основные или постоянные
(весь год преобладает одна В.М.)

Переходные
(в.м. по сезонам меняется)

Экваториальный
воздушные массы
географ. положение
средние t янв. и июля
давление, тип токов
среднее количество осадков
постоянные ветры
особ-ти (харак-ка остальных основных поясов выполняется по этому же плану)
Субэкваториальный
воздушные массы
ГП
средние t янв. и июля
давление, тип токов
среднее количество осадков
постоянные ветры
7. особ-ти (харак-ка остальных основных поясов выполняется по этому же плану)

Климатические пояса
Практическая работа с
Атласом 7 кл «Климатические пояса», стр 10
Слайд 7.
Практическая работа №4
Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата 3-х поясов
Заполните таблицу
Климатический пояс Давление, тип токов ВМ Температура С° Ср кол-во осадков
Января Июля Экваториальный Н
Восходящее Экваториальные +24 +24 Более 2000
Субэкваториальный Летом экваториальныеЗимой тропическиеТропический В,
Нисходящее Тропические IV. Закрепление изученного материала
Слайды 8,9,10. Задания с реакцией на ответ – появление на экране «реакций» на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счет придания ему эмоциональной окраски.
Покажите и назовите климатические пояса, в которых воздушные массы в течение всего года не меняются.
Покажите и назовите переходные пояса.
Какие из них повторяются в Северном и Южном полушариях?В каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков?
Длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
Ясно выражены зима и лето. Годовое количество осадков в целом значительное, преобладающие в этих широтах западные ветры приносят их преимущественно в западные части материков.
Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.
Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.
Этот климат формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
В течение года господствует тропическая воздушная масса, которая летом имеет очень высокую t, а зимой чуть прохладнее.
Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт.
В течение года господствует воздушная масса умеренных широт.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Каждый ученик ставит свои отметки на листочках «Самоанализа».
Самоанализ деятельности ученика
Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен.
Мне было интересно работать на уроке.
Мне понравилось работать в группе.
В процессе работы у меня возникали затруднения.
Результатом работы я доволен.
VI. Домашнее задание (разноуровневое) Изучить §6
1 уровень. Знать виды климатических поясов и их характерные черты.
2 уровень. Уметь сравнивать климатические пояса, выявлять какие воздушные массы господствуют.
3 уровень. Составить свой маршрут путешествия по климатическим поясам России, доказывающий разнообразие климатов нашей страны (например с севера на юг).
Литература
География: справ.материалы:Кн.для учащихся сред и ст. возраста/А.М. Берлянт, В.П. Дронов, И.В.Душина и др.; под ред. В.П. Максаковского, - М.: Просвещение, 1989. – 400 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-2-е издание-М.: ВАКО, 2014.-352 с.
Крылова О.В. География материков и океанов. Тетрадь для контрольных работ по географии. 7 класс – М.: «Поматур», издательский дом «Новый учебник», 2002.-64 с.
CD диск «Видеоуроки География».
Тананыхина Ю.А. статья Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.