ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С-6 Некрасова
УДК 37:372:37.02:37.03:37.013
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Некрасова Наталья Павловна, бакалавр педагогики и психологии, учитель начальных классов, школа-лицей имени А.М.Горького, Баутино, Казахстан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ключевые слова: Преимущества групповой формы обучения. Тhe advantage of group work.
Аннотация: Данные тезисы отражают новый подход в обучении и преподавании Action research. Исследование в действии серии последовательных уроков описывает, каким образом организация групповой работы активизирует познавательную деятельность учащихся.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Учителя должны разными способами и методами активизировать познавательную деятельность учащихся. Умелая организация групповой работы позволяет объединять учащихся в зависимости от поставленных задач в однородные или разноуровневые группы, делает работу более интересной для ребят, способствуя разнообразию не только их деятельности, но и их познавательной активности во время урока.
Для активизации познавательной деятельности учащихся я провела исследование в действии по серии последовательных уроков в 3 классе. На протяжении всех четырёх уроков я использовала один из семи модулей - коллаборативное обучение (групповая работа) - обучение в сотрудничестве. Для наблюдения за активностью учащихся, выделила трёх учеников: ученик А– это всесторонне развитый ученик, с высокой успеваемостью по всем предметам, имеющий высокую мотивацию учения, с быстрой скоростью мышления, с высокой эмоционально-волевой устойчивостью; ученик В - имеет хорошую и удовлетворительную успеваемость по всем предметам, среднюю мотивацию учения, среднюю скорость мышления и среднюю эмоционально-волевую устойчивость, активный на уроке только при полной подготовке к уроку; ученик С - отличается своей скромностью и сдержанностью, с удовлетворительной или неудовлетворительной успеваемостью по предметам, с медленной скоростью мышления, имеющий низкую мотивацию к учению, часто демонстрирующий эмоционально-волевую неустойчивость и не проявляющий активность на уроке.
Далее, для выявления степени влияния групповой работы на активность этих учащихся, я разработала среднесрочный план по четырём урокам и краткосрочные планы по темам: «Синонимы», «Роль синонимов в речи», «Антонимы», «Синонимы и антонимы. Обобщение» с применением групповой работы.
Каждый урок я начинала с установления благоприятного климата и поднятия настроения учащихся для повышения активности и заинтересованности учащихся к дальнейшему ходу урока. В обязательном порядке включала задания, способствующие развитию критического мышления учащихся, при которых все учащиеся будут вовлечены в процесс совместного выполнения задания, данного учителем. Для того, чтобы учащиеся перешли от одной деятельности к другой, не чувствуя умственной нагрузки, проводила музыкальные физминутки.
На уроках также были применены такие формы и приёмы технологии критического мышления, как работа с ресурсом, при которой учащиеся самостоятельно добывали знания из учебника, а затем то, что узнали, выражали в виде постера и защищали его потом; мозговой штурм, в котором присутствовал дух соперничества и надо было придумать самый длинный синонимический ряд. На втором уроке ребята выполняли сравнительный анализ текстов с приведением доказательств правильного ответа. Эта работа позволила ученику А взять лидерство в группе в свои руки, и выразительно и чётко прочитать оба текста. После чего, учащийся В смог выдвигать свои мнения по поводу правильного ответа, что в свою очередь помогло учащемуся С узнать правильный ответ и записать его в свою тетрадь. Активность учащегося С проявилась в том, что он наравне со всеми членами группы смог выполнить упражнение правильно и вовремя, не отставая от других. На четвёртом уроке группы выполняли такие задания, как «Корзина идей», «Круги Венна», «Составление кластера», «Создание постера» по изученным темам. Кластер - обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Суть данного приёма заключается в написании к ключевому слову или фразе ассоциации, приходящих на ум. В выполнении этого задания наибольшую активность проявил ученик А, взяв на себя роль лидера группы, хотя роли между учащимися групп не были распределены, и это помогло его группе получить хорошие оценки от других групп. Ученик В вместе с группой стал искать пути решения к выполнению заданий, используя имеющиеся у него знания по теме урока и выдвигая свои идеи. Ученик С, воспользовавшись помощью учебника, тоже пытался быть полезным в работе своей группы. Он больше слушал, чем говорил, но равнодушным при работе группы не остался, старался принимать посильное ему участие в каждом задании. Хотя до этого, если бы его попросили сделать то же самое индивидуально, такой активности бы у него не наблюдалось бы, а ученик А сделал бы это ради получения оценки, то есть благодаря внешней мотивации. Проявлению такой активности со стороны исследуемых учащихся, я считаю, поспособствовала именно групповая работа и командный дух соревнования.
Кроме того, ученики А, В, С, работая в группах, самооценивали и взаимооценивали друг друга после выполнения кластеров, постеров, корзины идей и кругов Венна на тему «Синонимы и антонимы. Обобщение» при помощи яблок, цветов и листьев разных цветов. И, чтобы получить красное яблоко, обозначавшее оценку «5», им приходилось проявить активность. Следует отметить, что все ученики проявили активность при таком виде оценивания и смогли получить хорошие оценки.
После выбора темы исследования, было проведено анкетирование учащихся А, В, С, которое помогло мне увидеть, какой активностью обладали эти дети на традиционных уроках, и, как повышалась активизация их мыслительной деятельности на уроках с применением групповых форм работ. Ответы детей до групповой работы на уроке, показали различную мотивацию учения и различную активность. Ответы на ту же анкету, но уже после проведения уроков с работой в группе показали, что ученики, несмотря на их разные познавательные способности и различную мыслительную деятельность, в группе работают наиболее эффективно и плодотворно. На вопрос о том, понравилось ли им работать в группе, мы можем наблюдать, что учащимся была интересна групповая работа, что в группе им работалось легче, они помогали друг другу и поэтому все очень хорошо поняли тему урока. Им было интересно и понятно работать в группе и, поэтому они были активными.
Кроме анкетирования детей и интервьюирования педагогов, для отслеживания активизации познавательной деятельности на уроках, я использовала «Бортовой журнал», который ученики заполняли на каждом уроке. Это мне позволило отследить динамику усвоения темы и приобретённых знаний по теме. По результатам заполнения бортового журнала я увидела, что ученик А имеет знания по теме урока из второго класса и постепенно дополняет их новыми: знал, что синонимы – это близкие по значению и разные по написанию слова; узнал, что русский язык богат синонимами; что синонимы украшают, уточняют и делают более понятной нашу речь; синонимы надо знать для того, чтобы успешно писать сочинения и изложения; научился писать синквейн. Ученик В не помнит из ранее изученного, что такое синонимы, но на последующих уроках даёт правильное определение: близкие по значению, но разные по написанию и в дальнейшем указывает, он научился составлять синонимические ряды и антонимические пары; ему легко было выполнять тест и интересно заполнять корзину идей. Ученик С на первом уроке не может дать определения синонимам, на втором уроке указывает лишь то, что русский язык богат синонимами и больше ничего не может сказать по теме урока, на третьем уроке даёт правильное определение антонимам, на четвёртом уроке он даёт правильное определение синонимам, приводит пример по сказанному; выполняет тест по теме урока на «5», лишь затрачивая больше времени, чем остальные; при этом указывает, что он научился писать синквейн, создавать постер и выставлять оценки себе и другим. Записи бортового журнала этих учеников и результаты их тестов позволили мне увидеть, как возросла активизация познавательной деятельности этих учащихся благодаря работе в группе. На последнем уроке, уроке обобщения, ребята заполнили таблицу «ПМИ» и выполнили тест, что позволило им осуществить самооценивание, а мне вывести суммативную объективную оценку по изучению темы «Синонимы и антонимы» как моим наблюдаемым, так и учащимся всего класса.
Проведя анализ исследования, я пришла к выводу: организация групповой работы на уроке активизирует познавательную деятельность учащихся.
Доказательством активизации познавательной деятельности учащихся во время уроков с организацией групповой деятельностью учащихся так же служат и результаты выполненных ими тестов на обобщающем уроке: из 19 учащихся пятёрки получили 8 учеников, четвёрки – 11 учащихся.
А если данное исследование представить в виде диаграммы, то очень легко можно проследить динамику роста активности учащихся В и С и подтверждение академической одарённости ученика А. На каждом уроке я заполняла таблицу по количеству ответов наблюдаемых учащихся, что позволило мне пронаблюдать динамику их активности на уроке, как следствие их активизации мыслительной деятельности. Шестибальная шкала показывает количество ответов учащихся А, В, С на каждом уроке. Представленная диаграмма позволяет увидеть, как на первом уроке ученик С не мог ничего сказать о синонимах, а на четвёртом уроке он связанно и осмысленно даёт определение синонимам, в бортовом журнале на третьем уроке даёт правильное определение антонимам, справляясь при этом с предложенными заданиями при помощи группы. А на заключительном уроке выполняет тест на «5», в то время как ученики А и В тот же тест выполняют его на «4», что тоже хорошо. Ученик В на каждом уроке стабильно шёл вперёд. На первом уроке он больше слушал товарищей по группе, на следующих уроках отвечал на вопросы учителя, выдвигал в группе идеи, принимал участие в выполнении группового задания. Кроме этого, учащиеся А, В и С активно участвовали в оценивании работы других групп, в рефлексии собственной деятельности и деятельности группы на всех уроках.
Количество ответов учащихся А В С на уроках

1урок
2 урок
3урок
4 урок

А
4
4
5
4

В
1
2
3
3

С
0
0
2
3




Диаграмма активности учеников А, В, С при работе в группе


Резюме: Таким образом, можно сделать вывод, что новые подходы в обучении и преподавании, а в частности, групповая работа эффективно решает вопросы активизации познавательной деятельности учащихся и развития их интеллекта.


Использованная литература:

Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.

Раздаточный материал L2D2W2

Б.Д. Эльконин "Психологическое обучение младших школьников" М., 1974
"Модульно - рейтинговая система в профессиональном обучении: методические рекомендации"/ Под редакцией М.В. Рыжакова

"Компетентностный подход и новое качество образования.// Современные подходы и компетентностно-ориентированное образование. Материалы семинара под редакцией А.В. Великановой.-Самара 2001.

Братухина Е.В. "Активизация мыслительной деятельности и развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы".

а
н

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15