Конспект урока окружающего мира на тему Живая и неживая природа
Неживая и живая природа
Цели: научить различать компоненты живой и неживой природы, устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.
Ход урока
I. Введение в тему.
– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу. Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)
– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают цели и задачи изучения раздела.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?
– Отгадайте загадки Муравьишки.
(Учитель вывешивает картинки-отгадки на доску)
– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)
– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)
– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – облако, дождь, арбуз.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)
– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
П. Изучение нового.
-Почему одни предметы вы относите к живой природе, а другие — к неживой?
Дети имеют первоначальные знания о живой и неживой природе, но могут возникнуть осложнения с доказательством. Основные признаки тел живой природы - питание, дыхание, размножение, рост, смерть. Только при наличии всех этих факторов тело можно отнести к живой природе. На протяжении изучения всего курса следует напоминать детям, что человек - часть природы, поэтому обязан заботиться о ней, чтобы иметь хорошие условия существования.
III. Работа по учебнику, с. 25.
- Прочитайте текст на стр. 25 (2 абзац)
- Что относим к живой и неживой природе?
- Рассмотрите рисунки. Что из нарисованного относится к неживой природе?
- Что относится к живой природе?
Физкультминутка
Игра «Живое - неживое»
Класс делится на две группы. Одна группа учеников назначается ответственной за тела живой природы, другая - за тела неживой природы. Учитель показывает картинку. Встаёт та половина класса, к какой группе относится данный предмет. Показ картинок можно4 сменить загадками.
Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж.)
Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)
Что видно только ночью? (Звёзды, луна.)
Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)
Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб.)
IV. Связь неживой и живой природы.
Составление схемы взаимосвязи неживой и живой природы. На столе учителя лежат карточки - составные части схемы: неживая природа, вода, воздух, солнце, живая природа, животные, растения, человек.- Что необходимо растениям и животным для жизни?
- К какой природе относят эти компоненты?
- На что оказывают влияние солнце, воздух и вода? (На живую природу.)
- Что относят к живой природе? (Животные, растения, человек.)
Так в процессе беседы на доске появляется схема, но её части пока не соединены.
- Посмотрите, какая схема у нас получилась. Всё понятно на схеме? (Нет связи между частями.)
- Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и взаимовлияние неживой и живой природы?
- Подумайте и расскажите, что произойдёт с представителями живой природы, если исчезнет солнце (вода, воздух).
Домашнее задание: учебник, с. 24-27; рабочая тетрадь, с. 17- 19.