Урок развития речи по теме
План-конспект урока русского языка
Класс: 7
Учитель: Богатырева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории.
Тема урока: Мир цветов
Цели урока: 1. Обучать способам сжатия текста.
Развивать навыки работы с текстом, определять главную мысль,
находить микротемы, разбивать на части, составлять план.
2.Развивать устную, письменную речь и образное мышление
учащихся.
3.Воспитывать эстетический вкус у учащихся и повышать
литературное образование. Формировать навыки работы в группе.
Форма урока: работа с художественным словом, анализ художественно текста.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация в формате POWER POINT, индивидуальные карточки.
Приветствие.
а) упражнение «Снежный ком»
Учащиеся называют свое имя и прилагательное на эту же букву. Следующий повторяет имя первого и добавляет свое и т.д. «Ирина интересная, Сергей серьезный »
б) упражнение «Имя превратилось»
Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в животных, затем в цветы.
«Мир цветов» (слайды 1-2)
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы – вечные спутники нашей жизни. Они облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы – значить выражать чувство любви, благодарности, расположения или уважения. Цветами встречают новорожденных, с цветами идут впервые в школу. Цветы радуют людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний путь. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (К.Жане)
Вероятно, поэтому человек стремится сохранить названия цветов в именах.
- Вспомните и назовите как можно больше «цветочных имен» (Роза, Лилия, Азалия, Ландыш, Маргарита, Мальвина, Анюта, Нарцисс)
Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Наверное, поэтому цветы воспеты поэтами-лириками (слайды 3-43).
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели. (Р.Гамзатов)
Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый,
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой,
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик лиловый. (В.Донникова)
Есть в полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созведий узор золотой
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные края. (И.Бунин)
Колокольчики, ромашки,
Глазки синих васильков,
Златоцвет, горошек, кашка –
Море целое цветов.
Пусть растут, благоухая,
Пусть во всей красе цветут.
Пусть зерно свое роняя,
Жизнь другим цветам дают. (А.Коринсфский)
В народном творчестве тоже отразилась «цветочная тема».
Загадки о цветах (слайды 44-53)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые висят (ландыш)
Белые горошки
На зеленой ножке (ландыш)
На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки (водяные лилии)
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает (подснежник)
Голова на ножке
В голове горошки (мак)
Если говорить о народном творчестве, то нужно обязательно вспомнить такой жанр, как сказка.
- Какие мы знаем сказки, кто их пишет? (народные и литературные)
- Какие разновидности народных сказок вы знаете?
(волшебные, бытовые, о животных)
- А сейчас послушайте сказку. Подумайте, какая это сказка народная или литературная, как мы ее назовем?
(Чтение сказки учителем.)
Сказка.
Недалеко от большого города был лес, в лесу – поляна, на которой р..сли цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пр..гревало, на поляну пр..летели бабочки, а в траве пели кузнечики. Легкий ветерок, прол..тая над лесом, ра..качивал цветы, траву и деревья, пр..нося с собой приятную прохладу. Цветы на этой поляне умели ра..говаривать, поэтому ра..казывали друг другу лесные новости, а еще они играли в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне. Однажды утром на поляне появился цветок – на тоненьком стебельке с маленьким (не)раскрывшимся зеленым бутоном.
- Ты похож на обыкнове(н,нн)ую траву, - сказали большие красивые цветы Мака, - ведь ты такой зеленый.
- Нет, - ответил новый цветок, - я Незабудка.
- Да какой же ты цветок, если твой бутон (не)раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. – Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно и цветов по имени Незабудка (не)знаем.
- Таких цветов (не)бывает, - зазвенел Колокольчик, - нас много живет на этой поляне, мы (не)знаем цветов по имени Незабудка.
Все цветы на поляне сказали:
- Нет такого цветка, ты не наш, мы (не)будем с тобой дружить.
Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая, мой бутон не ра..крылся, никто и говорить со мной (не) хочет, не то чтобы поиграть». От этой мысли она почувствовала себя одинокой и всеми покинутой. Ей (с,з)делалось так грус..но, что она стала вянуть: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, и (не)ра..пустившийся бутон наклонился к земле Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пош..л дождь, который напоил ее спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки.
- Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце.
- А мы, - звенели Колокольчики, - самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.
А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто (не)слушал, ведь она не была похожа на цветок.
- Надо собрать все силы, чтобы мой бутон ра..пустился и они увидели, что я тоже цветок, - подумала Незабудка.
Вдруг на поляну пришли люди, и Незабудка и..пугалась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но этого (не)случилось. И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок – очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне. На радос..ные голоса цветов пр..летели птицы, которые стали щебетать, что никогда не встречали такого пр..красного и необычного цветка. Цветы устроили бал в честь Незабудки. Она танцевала и пела на нем лучше всех, а еще она ра..казала самую интересную лесную историю. Бал продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне и..пытала большое счастье и радасть, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон ра..крылся и все увидели, что Незабудка – пр..красный цветок.
- Интересно было слушать? Почему?
- С каким настроением слушали?
- Чему учит сказка?
- К какому стилю относится наш текст? (вспомнить все стили: разговорный, книжный: деловой, научный, публицистический, художественный)
- К какому типу речи относится текс? (вспомнить типы речи: описание, рассуждение, повествование)
- Как назовем сказку?
Самостоятельная работа с текстом сказки:
- вставить буквы,
- разделить текст на части,
- прочитать каждую часть и озаглавить.
1.Поляна цветов.
2.Новый цветок.
3.Спасительный дождь.
4.Бал Незабудки.
А сейчас попробуем текс сократить (сжать)
- Какие способы сжатия мы знаем? (исключение, обобщение, упрощение)
- Каким способом мы умеем пользоваться? (исключением)
- Назовите приемы, которыми мы пользуемся при способе сжатия исключение:
исключение повторов;
исключение одного или несколько синонимов;
исключение уточняющих или поясняющих конструкций;
исключение части предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
- Попробуем сжать методом исключения первый абзац нашей сказки.
Недалеко от города в лесу была поляна, на которой росли цветы. В солнечную погоду на поляну прилетали бабочки, а в траве пели кузнечики. Пролетающий ветерок приносил приятную прохладу. Живущие на этой поляне цветы рассказывали лесные новости, играли в мячик. Им было весело и интересно. Однажды на поляне появился неизвестный цветок.
Домашнее задание:
закончить работу по сжатию текста, используя способ исключения.
15