Конспект занятия Доброе слово — что ясный день
Тема: «Доброе слово – что ясный день»
Цель:
Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Воспитать культуру общения.
Коррекция памяти, мышления и речи через игровые моменты.
Оборудование: словарь добрых слов, карточки с заданиями, слайды.
Ход урока:
Здравствуйте дорогие ребята!
Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на нашем занятии вашими помощниками.
Скажите, для того чтобы общаться друг с другом нам достаточно только взглядов и улыбок.
Дети – нет.
Правильно - нет. Что ещё нам необходимо для общения, давайте подумаем.
Дети - слова.
Да, ребята, для общения нам необходимы слова. Я сейчас хочу, чтобы вы прочитали написанную на доске русскую народную пословицу: «Доброе слово – что ясный день».
Ребята, как вы понимаете эту пословицу. (Дети – доброе слово это хорошее слово. Доброе слово согревает как солнышко в ясный день)
Да, дети, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день.
Давайте вспомним, а какие мы с вами знаем добрые слова?
(дети называют, а воспитатель вывешивает их на доске – здравствуйте, доброе утро, будьте добры, добрый день, спасибо, до свидания, доброго пути, в добрый час, пожалуйста, извините, простите).
Ребята, а как мы с вами узнали эти слова, как мы их услышали, давайте вспомним (из книг, от учителей и воспитателей, из телепередач. А когда мы не умели ещё читать – нам читали сказки – из сказок.
Вы любите сказки?
Почему хорошим героям сказок всегда помогают звери, птицы, природа? (они добрые, говорят добрые слова).
Ребята, я сейчас хочу пригласить вас в маленькое путешествие по сказкам. Согласны?
Слайд к сказке «Гуси – Лебеди»
Вспомните, что это за сказка?
Дети узнают сказку «Гуси – Лебеди».
Что там происходит? (дети начинают вспоминать, а воспитатель показывает отрывки из сказки).
- Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на её вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они ей помогли?
Дети: Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на её просьбу.
Воспитатель: Давайте заглянем в другую сказку.
Слайд к сказке «Морозко»
Как она называется? «Морозко»
Помните, как падчерица согрела тёплым словом Деда Мороза?
(показывается отрывок из сказки).
Ребята, а все ли вы знаете когда и в каких ситуациях применяются добрые слова?
Дети – знаем.
Вот это мы сейчас и проверим.
Дети, сказочные герои передали мне волшебный сундучок. В нём лежат задачи, которые вам необходимо решить с помощью добрых слов.
Готовы?– дети (да)
(из сундучка достаются задания – тексты и зачитываются детям, а они должны вставить пропущенные добрые слова).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Давайте немного отдохнём. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «добрые слова». И так, начали: не ошибитесь, пожалуйста.
Встаньте.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Будьте добры, поднимите руки.
Похлопайте, пожалуйста.
Опустите, пожалуйста, руки.
Потопайте.
Потопайте, пожалуйста.
Сделайте наклоны вперёд.
Сделайте, пожалуйста, наклоны вперёд.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста. МОЛОДЦЫ.
Ребята, в народе очень много существует пословиц о добрых словах. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
-Доброе слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
-Добрые слова из раба сделали князя, а плохой нрав из князя сделал раба (успеха достигнет только воспитанный человек).
Ребята, а знаете ли вы стихотворения о добрых словах: ДА.
-Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час»
Доброта – она от века
Украшенье человека.
Добрый день
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связались
Теплоты и доброты.
Здравствуйте!
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель:
Горят как жар слова, иль стынут, словно камни.
Зависит от того, чем наделил их ты
Какими к ним в свой час притронулся руками
И сколько отдал ты душевной теплоты
Ребята, как мы должны произносить добрые слова (с улыбкой, по – доброму, ласково)
Задание Сони Рябовой - конвертик со смайликами, где изображена «улыбка» и «грусть». Она должна выбрать смайлик, где изображена улыбка – с таким выражением лица необходимо произносить добрые слова.
Сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворение «Гусь».
Гусь.
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе: «Не трусь! Быть может это Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной».
Но у гуся свирепый вид – он угрожающе шипит.
Щипаться будет? Но и пусть!
Я улыбнулся:
- Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось: «Привет».
Что хотел сделать Гусь? (ущипнуть мальчика)
Почему он мальчика
· не тронул? (мальчик с ним поздоровался)
Разве могут птицы и звери понимать человеческую речь? (нет)
Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке)
Ребята, значит, если мы произносим добрые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.
Недаром, наверно, в народе говорят, что доброе слово и кошке приятно.
Сейчас я раздам вам карточки, а вы напишите в них добрые слова (2-3 слова).
Карточки собрать. Спасибо ребята.
Ребята! К нам в нашу школу – интернат из Сказочной страны пришло по электронной почте письмо. Давайте его прочитаем.
« Дорогие ребята 4 «Б» класса! В нашей стране случилась беда. Злая Баба Яга похитила все добрые слова и спрятала их в своей избушке. Наше солнце заволокли грозные тучи, жители страны обижают друг друга, говорят только грубые слова. Помогите нам!!!
Жители Сказочной страны.
Поспешим на помощь, ребята?
ДА.
Для этого нам необходимы будет отгадать загадки, но нужны будут знания добрых слов.
И так, в путь.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет даже пень
Когда услышит (добрый день)
- Когда виноваты, сказать поспешите:
«Прошу Вас, пожалуйста (извините)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Эти слова в виде солнечных лучей прикрепляем на доске к солнышку.
Вот и вернулись добрые слова, а вместе с ними и солнышко в Сказочную страну. А мы из ваших слов составили словарик добрых слов и отправим его жителям Сказочной страны, что бы их больше никогда не смогла украсть Баба Яга.
Дети, о чём мы сегодня с вами поговорили?
-Какую пословицу вы запомнили?
Что это значит?
Помогаю нам добрые слова в общении?
Как необходимо произносить добрые слова.
Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет.
Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе). Но оказывается, что бывает ещё и маленькое солнышко.
Может быть, вы можете предположить, где оно находится?
- Оно, ребята, светит в каждом из нас, когда мы произносим добрые слова. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает их добрее.
И что бы вы ни забыли об этом, я каждому из вас подарю маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра и любви, которое вы унесёте с собой.
Вы наши солнышки и, чтобы мы гордились вами – говорите друг другу добрые слова, не обижайте друг друга, дарите людям теплоту своего солнышка.
Я ребята благодарю всех вас за творческое отношение к работе и за добрые слова. Спасибо, солнышки!!!
Игра: или игра «Добрый Ручеёк»
А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твёрдо? (дети говорят)
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки
ЗАДАНИЯ ИЗ ЛАРЦА:
Проснувшись утром дети луковичной семьи Чиполлино, Чиполлоне, Чиполуччи услышали от сеньора Помидора пожелание с . (с добрым утром).
Во время Вальпургиевой ночи тётке Бабы Яги Рампумпель подарили новую метлу. И она сказала всем . (спасибо).
Иван-царевич сжёг шкуру царевны-лягушки. Царевна очень обиделась и Иван-царевич попросил у неё (прости).
Буратино увидел красивую девочку с голубыми волосами. Он подошёл к ней и сказал ..(здравствуй).
Добрый молодец собрался в далёкий путь, чтобы найти Прекрасную царевну. И его матушка пожелала ему (доброго пути).
Когда мама-коза уходила за молоком для своих козлят, она им сказала (до свидания).
Герда пришла днём к Снежной королеве и сказала ей (добрый день).
8. Когда Красная Шапочка случайно наступила на ногу одному из дровосеков она тут-же сказала(извините).
Тема: «Доброе слово – что ясный день»
Цель:
Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Воспитать культуру общения.
Коррекция памяти, мышления и речи через игровые моменты.
15