Обобщение опыта. Методы и приёмы обучения, используемые на уроках литературы в условиях реализации ФГОС.
Методы и приёмы обучения, используемые на уроках литературы в условиях реализации ФГОС. Шахно Маргарита Александровнаучитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2, п. Краснооктябрьского,Майкопского района, Республики Адыгея. Педагогическое кредо: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» Конфуций Задачи моей педагогической деятельности: Повышение мотивации к обучению литературы.Развитие творческого мышления детей.Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника. Но как это сделать?! Как развивать у учащихся мотивацию к обучению?! Как сделать урок интересным для всех?! Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся на уроках литературы являются:1.Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, загадка), выяснения целей, ожиданий, опасений.2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.3. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов».6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, эпиграммы).7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.8. Нетрадиционные виды уроков: уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). При такой форме работы: - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; - формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Работа в парах или группах Ликвидация чистого листа Инсерт Приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня.«-» – Вызывает сомнение.«?» – Вопрос. Участие в олимпиадах, предметных конкурсах 2014 г. Всероссийская олимпиада школьников по литературе, Латышова Мария, ученица 7 А класса, призер в муниципальном этапе.2015г. Республиканский конкурс чтецов «Россия в поэзии М. Ю. Лермонтова», Латышова Мария, ученица 7 А класса, III место. 2015г. Всероссийская олимпиада школьников по литературе, Козловская Кристина, ученица 7 А класса, призер в муниципальном этапе.2015г. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», школьный этап, Латышова Мария, ученица 8 А класса, грамота I место.