Презентация Обобщение опыта работы по теме Методы и средства эффективного усвоения знаний и умений на уроках истории и обществознания
«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
«Методика активного чтения».Активное чтение – это целенаправленный поиск ответов на заранее поставленные вопросы. Преподавателю необходимо вооружить обучающихся умениями и навыками читать активно не только художественную литературу, но и исторические документы, научные издания и т.п., при этом анализируя высказанные идеи и мысли, расшифровывая подтексты.Работа с текстомПри «активном чтении» необходимо использовать пометки и поля. Следует отказаться от подчеркивания линией целых предложений и абзацев (это не эффективно; надо постараться уложиться всего в 10 % текста). Необходимо использовать поля для ссылок и комментариев.
Обучающимся предлагается исторический источник — отрывок из произведения «Жизнь Карла Великого» монаха Эйнгарда, современника Карла, и соответствующие задания.В качестве варианта, к представленному выше документу можно добавить еще один текст — из «Капитуляриев Карла Великого». Теперь обучающиеся будут работать одновременно с фрагментами разных текстов, а задания к ним будут уже другие. Если к капитулярию Карла Великого «Об областях Саксонии» (между 775 и 790 гг.) добавить историческую карту соответствующего периода, получим текст в сочетании с иллюстративным материалом.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».«Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынская давка, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».Проблемно-познавательные задания, ситуации:
Визуализация процесса мышления - интеллект-карта - позволяет:- разрабатывать и реализовывать программы коррекции учебного процесса; - развивать креативность и память (образную, долговременную); - организовывать групповую работу; - формировать навыки конспектирования, написания тезисов, - учить решать возникающие проблемы.
Каковы особенности феодальной раздробленности на Руси?Владимиро-Суздальское княжествоНовгородское княжествоГалицко-Волынское княжествоРазные варианты государственной властиПример: фишбоун по истории по теме "Феодальная раздробленность на Руси" по вопросу " Особенности процесса раздробленности".Использование технологии Фишбоун развивает умения обучающихся работать индивидуально или в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление, что отвечает главной задаче сегодняшнего исторического образования.
В процессе обучения игровая деятельность используется мной в следующих случаях:В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- Как технологии внеклассной работы.Например:Игра-лото «География Смутного времени» по теме «Смутное время» Ситуативная игра «Голосование»по теме «Участие граждан в политической жизни общества»Игра «Крестики-нолики»урок обществознания по теме «Права потребителя»
Синквейн является достаточно популярной формой преобразования информации, несмотря на строго заданные условия составления. Синквейн позволяет представить большой по объему материал в краткой форме, что требует от обучающегося проявления навыков выделения главного и установления причинно-следственных связей, а также способности высказывать собственные суждения по теме и делать выводы.Пример : АЛЕКСАНДР 1мыслящий, наивныймечтает, планирует, но не осуществляетон - сфинкс, не понятый до гробаон - самодержецСПЕРАНСКИЙумный, мечтающийпланирует, разрабатывает, стремитсямечтает о свободе Россиинапрасно...
Для аргументации актуальности моей практической деятельности в данном направлении привожу следующие данные, наглядно показывающие обоснованность применения разных методов и средств усвоения знаний и умений на уроках истории и обществознания:Итоги опроса обучающихся 1-2 курсов в июне 2015 года (90 обучающихся): Какие формы уроков по истории и обществознанию помогают Вам эффективно усваивать учебный материал?
Какой вид деятельности на уроке истории и обществознания, по Вашему мнению, улучшает усвоение учебного материала?