Обучение как система. Сущность процесса обучения. Классификация методов обучения. Современные методы обучения истории методы.
Обучение как система. Сущность процесса обучения. Классификация методов обучения. Современные методы обучения истории методы.
Обучение как система.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Обучение – совместное, целенаправленная деятельность учителя в ходе, которой осуществляется развитие личности.
Другое определение дается в учебнике Пидкасистого. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Таким образом, обучение – это целенаправленный организованный процесс взаимодействия учеников и учителей на решения задач.
Деятельность учителя и ученика разделяют весьма условно, поскольку это процесс их совместной работы.
Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П. Беспалько: ДП=М + Аф + Ау,
Где ДП – дидактический процесс,
М – мотивация учащихся к учению;
Аф – алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика);
Ау – алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).
В то же время существуют иные понимание обучения отрицающие передачу образования. Образование в целом возникает в процессе образования деятельности учащегося. Целью которого является развитие позновательной ученика – развивающие обучение. Учитель в данной теории обучения не только передает знания, сколько организует учебную деятельность. Авторы развивающего обучения: Выготский, Леонтьев, Гальперин, Занков, Эльконин, Давыдов.
Личностно-ориентированное приоритетная роль отдается деятельности ученика. Вторичная деятельность учителя, как организатора процесса обучения. Обучение – как совместная деятельность ученика и учителя направленная на индивид. Самоорганизацию ученика. Авторы: Бондаровская, Тубельский, Якиманская, Хуторской. В основе личностное ориентир. Парадигмы лежит уникальность ученика и вследствие его индивидуальной траектории. Создание условий, образовательной среды, ребенок опирается не на личностный потенциал, а на технологию. В зависимости от применения технологий: природо своеобр; проблемное эвристическое обучение. Содержание понятия обучения зависит от того, как педагог. парадигма лежит в основе образования.
Традиционно процесс обучения строится в зоне актуального развития, когда обучающимся предлагаются задания по тому учебному материалу, которым они уже в какой-то мере овладели. Например, учащемуся предлагается вспомнить имеющуюся в его памяти информацию и на ее основе выполнить задание. Бабанский Ю. К. Педагогика, - М., 1988. - С. 74
Одной из особенностей технологии обучения (в отличие от традиционного) является наличие оперативной обратной связи и коррекции учебного процесса. Иначе говоря, в технологическом подходе к обучению можно выделить следующие основные этапы:
1) постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу в деятельности обучающего придается первоочередное значение); 2) строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели (на их иерархию); 3) ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения, на гарантированное достижение результатов; 4) оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; 5) заключительная оценка результатов.
Дидактика (от греч - поучающий, изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирование и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Категории дидактики
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям "дидактическая система" и "технология обучения".
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.
Обучение делится на преподавание и учение
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки. Образование
Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
Лернер говорит о трех уровнях знаний:
- усвоение и воспроизведение,
- использование на практике,
- перенос на нестандартные ситуации.
Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:
- общечеловеческие,
- общие учебные (письмо),
- поисково-информационные (библиотеки),
- организационные.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.
Задачи дидактики:
Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.
Дидактика отвечает на вопросы: чему учить, как, где, в каких формах, и стоит ли вообще это делать?
Основные проблемы дидактики:
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
она определяет педагогические основы содержания образования;
исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;
изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Функции дидактики:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
- теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);
- практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Система дидактических принципов.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
- обучение должно характеризоваться проблемностью;
- обучение должно быть наглядным;
- обучение должно быть активным и сознательным;
- обучение должно быть доступным;
- обучение должно быть систематическим и последовательным;
- обучение должно быть прочным;
- в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие, воспитание учащихся.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулирования, планированию и анализу достигнутых результатов.
Правило - основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации.
Обучение как целостная система
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями.
Характерные черты учебного процесса как системы:
- Целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения.
- Системность, комплексность.
- Целенаправленность и упорядоченность.
- Динамичность.
- Неопределенность результата.
Структура учебного процесса.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Признаки
Для обучения характерны следующие признаки:
- двусторонний характер;
- совместная деятельность учителей и учащихся;
- руководство со стороны учителя, выделяют следующие признаки:
1) организация деятельности учащихся;
2) их стимулирование, мотивация;
3) развитие творческих способностей;
4) планомерная организация и управление;
5) целостность и единство целей, средств и результат;
6) соответствие закономерностям возраста;
7) развитие и воспитание учащихся.
Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная. В том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сторон.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
- теоретическую;
- практическую;
- мировоззренческо-нравственную.
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.
Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Основные категории обучения
1.Изучение и усвоение. Изучение - означает как достичь учащимся усвоить процесс обучения. Усвоение-основной путь приобретения человеком общественно-историч. Опыта. Освоение – созидательное действие ученика.
2.Обучение и развитие.
- Это два независимых друг от друга процесса Пеже, Фрейд.
- Обучение тождественно развитию Тройденк.
- Обучение может следовать за развитием или опережать его.
3. обучение и воспитание
4. обучение и творчество
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1)двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – деятельность учителя по передаче учителем знаний, умений, навыков, жизненного опыта. Учение – это процесс приобретенный учащимся содержания обучения.
2)совместная деятельность учителей и учащихся
3)руководство со стороны учителя.
4)специальная планомерная организация и управления
5)целостность и единства
6)соответствия закономерностям возрастного развития учащихся
7)управление развитием и воспитанием учащихся.
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Сущность процесса обучения.
Специфика процесса обучения.
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий «логика учебного предмета» и «логика учебного предмета».
Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.
Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.
Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.
В соответствии с изложенным И.Я.Лернер намечает следующую логику процесса обучения:
1)предъявление информации для осознанного восприятия;
2)воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;
3)творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.
Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.
Следующие, что необходимо сделать для выявления сущности процесса обучения - это рассмотреть его связи с другими педагогическими процессами, и тем самым выделить особенности, отличающие данный процесс.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Общность и специфика процессов обучения и воспитания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общность и специфика процессов обучения и воспитания
Общность Специфика
Оба процесса реализуют образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе Обучение вносит особый вклад в реализацию образовательной функции, воспитание вносит особый вклад в реализацию воспитательной функции целостного педагогического процесса
И процесс обучения, и процесс воспитания предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения Объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности, а объектом воспитывающих воздействий выступает ее мотивационно-потребностная сфера
Рассматриваемые процессы имеют общие структурные элементы (цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т.п.) Структурные элементы процессов обучения и воспитания имеют разное содержательное наполнение. Так, содержанием обучения являются преимущественно знания, умения и навыки, а содержанием воспитания - потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы и др. ценностно-эмоциональные отношения.
Оба процесса являются целенаправленными Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания
Сравниваемые процессы являются специально организуемыми Оба процесса носят социальный характер И процесс обучения, и процесс воспитания является сложным, многофакторным Реализация данных педагогических процессов требует достаточно высокой профессиональной компетентности Формулировки некоторых принципов имеют сходное звучание Некоторые методы являются общими для данных процессов, например, беседа, лекция и др. Характеристика процесса обучения как целостной системы.
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно, только проследив эту систему в динамики, т.е. выявив каким образом, изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями.
Целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений, навыков, в согласовании процесса обучения и развития; в объединение знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменнеия.
Система- это множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.
В соответствии с такой трактовкой обучение содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Схематически процесс обучения как систему можно проследить следующим образом.
Модель структуры учебного процесса
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными состовляющимми этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, организационные формы обучения как процесса деятельности учащихся. Связь и взаимообусловленность средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения.
Цикличность процесса обучения
Цикл – это совокупность определенных актов учебного процесса, итого последовательных микрорезультатов учения. Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат.
Цель - заранее осознанный и планируемый результат.
Талызина Н.Ф. выделяет два уровня анализа целей обучения. Первый – конкретизация целей обучения на макроуровне (цель обучения определяется общественно-историческими, эконом. условиями, в которых живет человек; конкретными возможностями учащегося на данном этапе обучения; характером задач, для решения которых он готовиться. Второй - микроанализ целей в обучении: цель обучения должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-позновательной деятельности. Глобальная или генеральная цель – это всестороннее и гармоническое развитие детей, творческое саморазвитие личности, формировании гражданина демокр. гос-ва..
Вторая разновидность целей - предметные цели: общие, предметно-спецефические и частные.
Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения.
Предметно-спецефические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изменения данного предмета в течении одного года.
Частные цели - это цели изучения конкретных разделов, тем и учебных предметов. В каждом цикле усвоения учебного материала выделяют 4 специфические предметные дидактические цели:
- ознакомление первичное закрепление учеб. материала
- актуализация, воспроизведения изучаемого материала и формирование навыков и умений путем применения его в учебной практике на репродуктивном и продуктивном уровнях.
- систематизация знаний и умений на основе применения в жизненной практике
- контроль учет знаний и умений.
Средства обучения под ними мы понимаем те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении предмета помещает между собой и учениками.
Результат он прежде всего связан с уровнем усвоения учеб. материала, степени обученности и воспитанности учащихся.
Структура процесса обучения.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1)целевой;
2)стимулирующе-мотивационный;
3)содержательный;
4)операционно-действенный;
5)контрольно-регулировочный;
6)оценочно-результатовный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Характеристика перечисленных компонентов процесса обучения дает представление лишь о его составе. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения.
Классификация методов обучения.
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.
До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Обучение — чрезвычайно подвижный диалектический процесс. Система методов должна происходящие в практике применения методов. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения. 1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыты
Упражнения
Учебно-производительный труд Иллюстрация
Демонстрация
Наблюдения учащихся Объяснение
Разъяснение
Рассказ
Беседа
Инструктаж
Лекция
Дискуссия
Диспут Чтение
Изучение
Реферирование
Беглый просмотр
Цитирование
Изложение
Составление плана конспектирования Просмотр
Обучение
Упражнения под контролем «электронного учителя»
Контроль
Более подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учащихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
- Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.
- Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- Аннотирование краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного.
- Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем на воспроизведение применение ранее усвоенного на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.
Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
Метод Вид деятельности обучающе-гося Уровни умственной деятель-ности обучающе-гося Уровни знаний Сущность Усовершен-ствование
1. Объяснительно-иллюстративный Получение знаний с помощью преподавателя I - узнавание I - знания - знакомства Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний Программированное обучение
2. Репродуктивный Применение изученного на основе образца (репродукция) II - воспроиз-ведение II – знания- копии 3. Проблемное изложение Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя III – применение III – знание- умение Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний Диалоговые формы обучения
4. Частично-поисковый Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя III – применение
IV – творчество III – знание- умение
IV – знание- трансформа=ция 5. Исследова-тельский Самостоятельный поиск варианта решения IV – творчество IV – знание- трансформа-ция 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что «чистых» методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. «И если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует».
Современные методы обучения истории методы.
2. Классификация методов по назначению (М-А-Данилов, Б.П.Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков. 3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
Тип познавательной деятельности. (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы: • объяснительно-иллюстративный (информадионно-рецепитивный), • репродуктивный; • проблемное изложение; • частично поисковый (эвристический); • исследовательский. Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения. Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов. Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: 1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2. учитель организует различными способами восприятие этих знаний; 3. учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и освоение знаний, фиксируют их в своей памяти. Все рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: 1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2. учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; 3. учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; 4. необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от -начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: 1. знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; 2. учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; 3. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название Частично поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся -учитель — учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: 1. учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; 2. знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; 3. деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; 4. учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. (Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. 4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения: 1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; 2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина И.,Т. Огородников и др.). К первой группе относятся: • информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); • эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); • исследовательский метод. Ко второй группе относятся: • упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); • практические работы. 5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И.Махмутова построена на сочетании: 1)методов преподавания и 2) методов учения. Методы обучения
Метод преподавания Метод учения
Информационно-сообщающий
Объяснительный
Инструктивно-практический
Объяснительно-побуждающий
Побуждающий Исполнительный
Репродуктивный
Продуктивно-практический
Частично-поисковый
Поисковый
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф.Паламарчук и В.И.Паламарчук. Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л.Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.
Монологические методы Формы сотрудничества Диалогические мотоды
Лекция
Рассказ
Демонстрация Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
коллективные Беседы
Польский ученый К.Сосницкйй считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое. 6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетии получила классификация методов обучения, предложенная академиком -Ю. К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения. 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные
Наглядные
Практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно-поисковые Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
источники логика мышление управление
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Формы организации обучения.
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.
Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.
Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1.уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
2.лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3.уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4.комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Современные методы обучения истории
Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Скаткин: «метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению». Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода является ученик.
Классификация методов. В обучении истории дидакты и методисты характеризуют методы исходя из науки логики (индуктивные и дедуктивные), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Дидакты Скаткин и Лернер разработали классификации методов с учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Скаткин: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Лернер: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы – совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся.
Приемы – это действия с предметами или письменно-графические. Это совокупность способов и форм деятельности обучающего и согласованных с этим действий обучаемых.
Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Письменно-графические приемы – составление календарей событий. Таблиц, словарей, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с разными печатно-словесными текстами.
Педагогические технологии наиболее адекватны целям исторического образования.:
- обучение в сотрудничестве
- метод анализа в конкретных ситуациях
-метод проекта
- портфолио ученика
-разноуровневое обучение
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
- возможность рефлексии
Методы и приемы обучению истории:
- пассивные
- активные
- интерактивные
Пассивные:- информация исходит из определенного центра
- задача учащегося – продемонстрировать свои репродуктивные способности
- учащиеся не могут повлиять на характер подаваемой информации, темп, содержание, акценты, вынуждены воспринимать ее как некую истину, которая не может быть подвергнута сомнению и корректировке.
- основным пассивным видом урока является лекция.
Активные: - центр информации исходит из определенного центра, но не только в одном направлении
- активная аудитория (спорит, высказывание, дополнение)
- корректировка сведений
- задания не носят репродуктивный характер
- акцент перемещается от передачи определенных знаний к развитию мыслительных умений, поощрению, поиску и осмыслению информации самостоятельно
- на смену монологичности приходит диалог
- приемы (использование любопытных фактов, ярких сравнений, анекдотов).
Интерактивные: - схема «центр-аудитория», центр практически отсутствует. Учитель является организатором учебного процесса и консультантом
- взаимодействие и сотрудничество учащихся по поводу информации
- приемы 9работа в малых группах, мозговой штурм, защита проектов, творческие работы, дискуссии, ролевые игры.
- проблема оценки работы и знаний учащихся
Игра: - отвечает интересам и потребностям ребенка, формирует типовые навыки соц. Поведения и систему ценностей
- повышает интерес к учеб. занятиям, позволяет усвоить больше инф.
- помогает учиться применять решение в трудных ситуациях
- помогает осуществить массу соц. Проблем, принять на себя соц.роли, проанализирован свои ошибки, повышает творчество.
Виды игр:
-проигрование той или иной ситуации (деловые, сюжетно-ролевые игры)
- тренинги-выполнение упражнений
-игры-наблюдения
Компоненты игровой деятельности:
- игровое состояние – эмоц. состояние детей
-игровые общение- в общение игра функционирование
-собственно игровая деятельность – строится на основе субъект-объект.
Особенности:
- условная реальность
-эта проба потенциальных возможностей без ущерба
-ребенок надевает соц костюм и в нем растворяется
- в игре человек свободен, нет страха
-в игре можно исправлять ошибки
- игра-мир с управл. реальностью
-игру в отличии от жизни можно начать с начала
Функции:
-обучающая, развитие памяти, внимания, навыками, восприятия информации различной модальности
- развлекательная – создание благоприятной атмосферы
-коммуникативная – общение, сплочение коллективе
-релаксационная - снятия эмоц. напряжения
-психотическая - форма навыков для подготовки восприятия
- развивающая – гармонич. развитие личностных качеств информации
-воспитательная – психотренинг и психокоререкция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуациях
-диагностическая
Условия проведения игры:
- материал д.б. знаком, барьер сложности ребенок д. преодолеть
- игры законченные и понятия
- игры д.б. свободны от возб. побочных факторов, игра должна копироваться
-не допускаться «зацикленность» в игровом действии, должна быть смена деятельности
- игра д.б. соревновательной
-оснащена всем необходим
Метод проекта
- система обучения, при которой учащийся приобретает знания в процессе планировать и выполнение постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
- в его основе –развитие познавательных процессов ученика, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информац. пространстве.
Метод проекта возник во 2 й. полов. 19 в. в с/х школах США. Основа – концепция прагматической педагогики. « Обучение посредством делания» (Дьюи) 20 гг. метод проекта стал частично применяться в практике отечеств. школах- сначала опытных, затем и некоторых массовых.
90 гг. активное « квази»- эмитация деятельности проектов.
Типология проектов.
По доминир. деят-ти (смешанный тип проекта , ребенок осуществляет несколько видов деятельности6 исследоват, творческая, поисковая, ролдевая, практико-ориентиров.)
По предметно –содержат области ( монопроекты, предусматривает применение знаний литературов., живописи, музыки, архитектуры)
По характеру координации (проект открытый, с явной координации. т.к. учитель направляет работу его участников, организует этапы проекта, деятельность исполнит.
По характеру контактов (внутренний и внешний)
По количеству учеников класса (групповой, индивид.)
По продолжительности выполнении (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
Этапы над проектом
- представление проблемной ситуации
вербально
с помощью видеоряда
с помощью мультимедийных средств
- мозговая атака
-обсуждении
-выдвижение гипотез
- определение типа проекта
- формирование цели проекта
- обдумывание проблемы, необход. для исследования в рамках темы
- формирование заданий для групп. Распределение класса по группам для выполнения проекта
- промежуточное обсуждение, консультация с учителем и лидером группы
-оформление результатов проекта
- защита проектов, оппонирование
-выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
-самооценка, внешняя оценка
Критерии внешней оценки
-значимость и актуальность проекта, адекватность
-корректность
-активность
- коллективный характер.
Эвристический метод. Формы эвристического обучения
Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.
Деятельность педагога
Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.
Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.
Методы и формы
Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.
Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:
Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.
Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).
Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).
Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.
Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.
Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.
Преимущества
Эвристическое обучение эффективно, так как:
увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
повышается самооценка детей;
эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
повышается уровень усвоения нового учебного материала.
Недостатки
Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.
Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.
Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
· выдвижение гипотезы их решения;
· обсуждение методов исследования;
· проведение сбора данных;
· анализ полученных данных;
· оформление конечных результатов;
· подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Пример:
Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов.
В 5-м классе при изучении истории Древнего мира учащимся можно предложить после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующие задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья (можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д.
Так же на уроке можно предложить самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.
В 6-м классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач. Например, после изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученикам предлагается творческое задание на дом: придумать и написать свою "Историю рыцаря", придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения.