Классный час Права ребёнка — твои права


Классный час
Права ребёнка – твои права
Цели: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: рисунки учащихся; эмблемы, плакаты
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Ребята, сегодня 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».
Всемирный день ребенка -
Детей ведь нет дороже!
Мальчишки и девчонки -
Счастливых всем дорожек!
Пусть дети удивляют,
Мечтают и растут!
Пусть малыши все знают
Достаток и уют!
2. Просмотр видеоролика «Права детей» (infourok)
3. Беседа
- Как вы поняли, что такое право?
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Слово “право” имеет общий корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”.
ПРАВО – установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.
- Назовите основные документы, в которых записаны права ребенка:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ (принят 15.11.1997г.)
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка
– Какие права есть у детей?
Права взрослого человека и права ребенка важно знать.
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Каждый ребёнок, как и каждый человек, имеет право на жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать и преследовать другого.
- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
- Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.
- Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
– Какие же ещё права есть у вас, школьников?
- Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
- Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
- Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
- Каждый ребёнок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме.
- Ни один ребёнок не может быть продан или куплен.
- Ребёнок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для его здоровья, умственного и физического развития.
- В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
4. Игра «Разрешается – запрещается» (на закрепление).
У меня есть знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребёнка. Среди них есть знаки запрещающие (красные) и разрешающие.
(они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Знак № 1.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак № 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак № 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.
Знак № 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Строго запрещается!
Знак № 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Знак № 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак дружбы.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель, Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Почему?
Сегодня ваш праздник, ребята!
Все дети огромной Земли
Друг к другу спешат с поздравленьем,
Желая здоровья, любви!
И мы вам, родные, желаем, -
Растите и радуйте нас,
Пусть сбудутся ваши желанья
И мир будет добрым для вас!
Детство - удивительное время
Беззаботной радости, мечты,
Смеха, игр, забав и удивленья
Миром бесконечной красоты!