Технология создания математической мастерской по алгебре для учащихся 7 класса «Среднее арифметическое, медиана, размах и мода» в проблемно – эвристическом стиле»

Урок математики в проблемно – эвристическом стиле : «Технология создания математической мастерской по алгебре для учащихся 7 класса «Среднее арифметическое, медиана, размах и мода» в проблемно – эвристическом стиле»


Ольга Геннадьевна Ласточкина – учитель математики
МОУ «СОШ № 80», г. Северск.

Технология:

1.Задумаемся о целях и тактике или о «началах»,

Нужно изучить:
- теоретическую статью о проблемно-эвристических уроках,
- аналитическую таблицу личностных качеств эффективной деятельности учащихся,
- экспертную карту, критерии.
Обязательно нужно использовать:
-единую форму оформления занятия (карту урока),
-образцы оформления целей и задач.
Выбрать тему урока
Определить форму проведения занятия
Найти способ реализации технологии

2. Иметь в наличии учебно-методическое обеспечение
1. «Алгебра -7» / Ю.Н.Макарычев и др.; под ред. С.А.Теляковского, М.: Просвещение, 2007,
Глава 1, § 4, п.9,10,11, стр.32-43;
2. «Теория вероятностей и статистика» / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высотский, И.В.Ященко. – М.:МЦНМО:
АО «Московские учебники», 2004,
Глава III, п.10,11,12, стр. 44-55.

3.Оределить время реализации занятия: 1 час 30 минут

4.Использовать компьютерные медиаресурсы
Авторская презентация:
«Описательная статистика и её характеристики», созданная в среде POWER POINT.
Видео ролик «Школьная статистика» - проект учащихся.


5. Продумать набор оборудования: Ноутбук, проектор, экран


6.Определить учебные задачи:
Познакомить с понятиями «статистика», «среднее арифметическое числового набора», «медиана как статистическая характеристика», «размах» и «мода».
Научить решать статистические задачи, используя различные способы и методы.
Развивать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся.
Формировать умение обучаться в сотрудничестве.



7.Придумать проблемные вопросы: Если ты профессиональный статист, то чем бы тебе пришлось заниматься? Какие бы ты решал статистические задачи и как? Какой области знаний человечества они принадлежат? Роль данных характеристик в описательной статистике.

8.Определить предполагаемый вариант решения:
Используя на жизненный опыт учащихся, составить открытые вопросы для решения проблемы.
Знания о среднем арифметическом помогут определить понятия остальных характеристик.
Выработать технологию исследования:
-Рассмотрев, несложный ряд чисел, найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду.
-Рассмотреть некоторые виды числовых рядов. Решить.
-Выяснить какие появляются затруднения и как можно их разрешить.
Составить советы и рекомендации по решению задач и описать методы их решения.
Решая задачи, доказать, что использование результатов наших исследований позволяет получить верный ответ.


9. Определить принципы построения занятия:
- опора на предшествующее развитие и жизненный опыт учащихся;
- переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
-формирование потребности в математическом исследовании и умений творчества.

10.Создать примерную карту оформления урока


Комментарий хода урока
Время
(мин)

Развитие личностных качеств и психических процессов



Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности

I. Организационный момент:


Внимание


II. Погружение в тему урока:
Учитель организует дискуссию
Демонстрирует видео ролик
Проводится первичное решение устных увлекательных задач.

Внимание
Память
Рефлексивность
Активное слушание
Точность и уместность речи

2. Группам предлагается сформулировать проблемы, которые должны будем решить на уроке.




3. Обсуждения в группах.


Активность
Коммуник. культура

4. Группы выдвигают проблемы.
Все предложения вносятся в компьютер. Выбираются те проблемы, которые будут решаться непосредственно на данном уроке.




5.Задание учащимся дается
Идет работа в парах, далее обсуждение результатов в группах, слушание.




6.Работа в парах, затем в группах.
Предлагается решить задачи.





7. Выступление групп (защита способов решений, называют фамилии учащихся наиболее активных в решении). Фиксируются все предлагаемые способы работы с задачей и авторы идей.




8. Решение второго цикла задач в парах и группах.
Используют способы и метод решения предыдущей задачи
Появились ли трудности и новые способы решения? С помощью задавания цепочки вопросов попытайтесь исследовать данную ситуацию.




9. Предлагается парам выписать советы по решению задач и описать метод их решения, обсудить в группах, выработать общие советы и методы, записать на листе А4, вывесить.




10. Итоги первого урока:
Защита группами результатов своих исследований. Общее обсуждение. Каждый записывает результаты себе в «копилку советов и методов».




11. Начало второго урока. Предлагается учащимся выполнить тренажер, т.е. повторить способы и методы решения задач и приступить к решению задач.




12. Самостоятельное решение статистических задач по учебнику
Набор задач из учебника предлагает учитель.




13. Идет соревнование по группам по решению задач




14. Педагог подводит итоги работы мастерской и дает оценку решенным проблемам. Выставляются отметки по критериям, известным учащимся с начала учебного года.




15. Домашнее задание.
-общее
-дифференцированное






15