Научно-практическая конференция на тему Современный этикет
XV городская научно-практическая конференция школьников
«Интеллектуал - 2014»
Секция «Социальные науки»
ТЕМА
Современный этикет
Автор работы:
Руководитель:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА I. История возникновения этикета.5
ГЛАВА II. Структура, основные правила и принципы современного этикета.......................................................................8
2.1. Этика современной молодежи
2.2. Проблема морально-нравственных ценностей
2.3. Этикет общения "поколения пепси"
2.4. Этикет современного молодого человека
ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА в МБОУ «СОШ №16»
3.1. Исследование морально этических качеств обучающихся в МБОУ «СОШ №16»
3.2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности.................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......20
ЛИТЕРАТУРА.......22
Введение
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.
В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).
Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.
Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.
Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».
Предмет исследования - использование этикета в формирование общей культуры школьников.
Цель данной работы - рассмотреть влияние этикета на формирование культурного уровня школьника.
-выяснить, как хорошо учащиеся знают этикет, какие правила этикета существуют в современном мире,
-повысить культуру поведения в классе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические данные об истории этикета и его значении в современном обществе.
2. Определить уровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию.
3. Выявить отношения школьников разных возрастных групп к соблюдению правил этикета.
4. Рассмотреть общественное мнение к соблюдению этикетных правил школьниками.
5. Составить основные правила-подсказки для школьников.
Методы: наблюдение, опрос, анализ документов.
Объект исследования - учащиеся МБОУ «СОШ №16» г.Кемерово.
ГЛАВА I. История возникновения этикета
"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности [6; 8].
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах [2; 9].
В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. [21]. Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette. Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета [21].
В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян [7; 11].
Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения [7; 12].
Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов [4; 15].
Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.
В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по – прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи [7; 12].
Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным [5; 21].
В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в. [5; 21].
После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения [20; 17].
В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности [9;37]. Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями [22].
ГЛАВА II. Структура, основные правила и принципы современного этикета.
2.1. Этикет современной молодежи.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.
То же самое можно сказать и об этикете современного молодого человека. Этикет современного молодого человека включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Содержание следующих двух благородных человеческих качеств - тактичности и чуткости - внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. [1]
Тактичность, чуткость у современного молодого человека - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие. "Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, - утверждает Д. Карнеги. - А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был". [1]
Следующее обязательное для культурного молодого человека качество - скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью. Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необходимо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества. Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владения нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово, не умея определить место и допустимость выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки, так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе. Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидер – профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и раз