Проект «Методическая разработка урока математики в 3 классе с учетом требований ФГОС НОО »
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Методическая разработка урока математики в 3 классе
с учетом требований ФГОС НОО »
Участники рабочей группы:
Скрытник И.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 132» г. Казани,
Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна,
старший преподаватель
отделения дошкольного и начального образования ПМЦПК и ППРО КФУ
Проектная работа допущена к защите
Дата
Казань – 2014
Цель проекта: разработать технологическую карту урока математики в 3 классе с учетом требований ФГОС НОО.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО к разработке методических материалов к уроку.
Определить содержание технологической карты к уроку математики по заданной структуре в рамках УМК.
Разработать дидактические и диагностические материалы к уроку.
Данная методическая разработка содержит технологическую карту урока математики в 3 классе и адресована учителям начальных классов. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по учебно-методическому комплекту «Перспектива». Автором учебника является Л.Г.Петерсон.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели и выдвигает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Теперь в начальной школе у обучающихся должны быть сформированы основы умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
В связи с этим возникает вопрос пересмотра содержания, структуры и методики преподавания учебных предметов. Перед учителями встает задача разработки современных уроков, соответствующих требованиям ФГОС НОО. Учитывая трудоемкость этой работы, решение данной задачи затрудненно. На данный момент разработано мало уроков с использованием технологических карт. Именно поэтому и выбрана тема проекта «Методическая разработка урока математики в 3 классе учетом требований ФГОС НОО »
Тема урока Умножение на двузначное число.
Тип урока Освоения новых знаний.
Цель урока Создать условия для формирования умения и навыки умножения на двузначное число, применять полученные знания при решении задачи.
Задачи урока Вывести прием письменного умножения на двузначное число;
зафиксировать новый способ в словесной форме, составить алгоритм нахождения произведения;
развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять ошибки.
Планируемые результаты Предметные: знать алгоритм умножения на двузначное число; уметь решать примеры данного вида; применять полученные знания при решении задач.
Личностные: развитие навыков самоопределения, смыслообразования.
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, опираясь на алгоритм; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Мультимедийный проектор, демонстрационные таблицы, схемы алгоритма, планшеты для обратной связи, карточки с примерами, сигналы для оценки деятельности.
Структура урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы и определение цели урока.
4.Открытие нового знания.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8.Итог урока. Рефлексия деятельности.
Этапы урока Ресурсы Деятельность учащихся Форма организации УД Содержание учебного материала
Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Тетрадь Проверяют готовность к уроку. Фронтальная работа Математическая разминка.
-Сколько дней в 21неделе?
-Сколько углов у 16 квадратов?
-Сколько месяцев между сентябрем и январем?
-Сколько ушей у двадцати пяти мышей?
-Чему мы учились на последних уроках математики?
-Каким надо быть, чтобы все понять и ничего не упустить?
Вывод: внимание - наш главный помощник. Личностные, регулятивные, коммуникативные
II. Актуализация знаний
Планшет для обратной связи.
Записывают ответы, проверяют с образцом на доске. Вспоминают математическую терминологию. Анализируют и исправляют ошибки.
Повторяют таблицу умножения.
Индивидуальная работа
Фронтальная работа 1.Математический диктант.
Запишите только ответы.
-Первый множитель 15, второй 5. Найдите произведение.
-Увеличьте 20 в 10 раз.
-Найдите произведение чисел 30 и 4.
-Какое число надо умножить на 40, чтобы получить 320?
-Уменьшите 540 в 60 раз.
- Частное чисел 126 и 6 увеличить в 4 раза.
(75, 200, 120, 8, 9, 96)
-На какие группы можем разбить числа?
Вывод: данные числа можно разбить на «круглые» и составные, однозначные и двузначные.
2.Разложите двузначные числа на суммы разрядных слагаемых.
Вывод: число можно представить в виде суммы двух разрядных слагаемых.
Познавательные, регулятивные
III. Постановка проблемы и определение цели урока. Доска Находят разные способы вычислений и прогнозируют результат.
Формулируют тему урока. Работа в парах. Найдите значение выражения 21 ∙ 56.
-Запишите ответ.
-Какой результат у вас получился?
-Все смогли выполнить действие?
-Какой возникает вопрос?
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
Вывод: мы должны найти способ решения примеров нового вида.
-Какие будут предложения? Как найти значения данных выражений?
(Рассматриваются варианты.)
Регулятивные, познавательные
IV. Открытие нового знания
Доска, демонстрационные таблицы. Исследуют ситуацию, иллюстрирующую арифметическое действие и ход его выполнения.
Принимают участие в «открытии» и формулировании нового умения.
Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.
Составляют алгоритм умножения на двузначное число. Фронтальная работа.
Прочитайте и объясните записи.
21 ∙ 56
/ \
50 6
21 ∙ (50 + 6) = 21 ∙ 50 + 21 ∙ 6 = 1176
-Как нашли произведение чисел 21 и 56?
-Какой новый способ выполнения письменных вычислений открыли?
-Какой план действий (алгоритм) нахождения произведения можем составить?
1.Запишем пример столбиком.
2.Подпишем числа друг под другом так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т. д.
3Найдем неполные произведения.
4.Полученные произведения сложим.
В записи суммы число десятков сдвигается на один разряд влево.
-Откройте учебник на странице 25. Сравните наш алгоритм с алгоритмом в учебнике.
Вывод: составили алгоритм умножения примеров нового вида.
Познавательные коммуникативные
V. Первичное закрепление.
Доска Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметических действий. Фронтальная работа. Запись примеров у доски с комментированием
Стр.26,№5(а)
36 ∙ 79; 897 ∙ 24; 708 ∙ 75
Вывод: для нахождения результата умножения на двузначное число использую алгоритм. Коммуникативные, познавательные
VI. Самостоятельная работа
Индивидуальные карточки Находят значение выражений и выполняют взаимопроверку по эталону. Самостоятельная работа.
Выполните с объяснением и проверкой
Работайте по образцу.
92 ∙ 89 906 ∙ 15
138 ∙ 56 2384 ∙ 47
Взаимопроверка по эталону.
-Кто ошибся? В каком месте допустили ошибку?
Вывод: нужно еще потренироваться или выполнил задание без ошибок. Регулятивные личностные
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Проектор. Анализируют тексты задач. Составляют план решения задач по действиям.
Находят и выбирают способ решения текстовой задачи. Объясняют ход решения задачи. Записывают решение.
Обнаруживают и устраняют ошибки логического и арифметического характера. Фронтальная работа. Индивидуальная работа Решение задачи.
-Когда еще могут пригодиться полученные знания?
-Решим задачи
В строке 56 печатных знаков, а на странице -
36 строк. Сколько печатных знаков уместится
на 64 страницах?
Поезд шёл 18 часов со скоростью 76 км/ч и
16 часов со скоростью 72км/ч. Какое расстояние
прошёл поезд за это время?
Анализ задач и составление плана решения.
- Решите одну из задач.
(Для учащихся, которые затрудняются выполнить решение полностью самостоятельно, дается памятка-опора.)
-Проверьте свое решение.
-Кто ошибся в порядке действий? Кто допустил ошибки в вычислениях?
-Исправьте ошибки.
-Кто выполнил без ошибок? Молодцы!
Вывод: новый способ умножения использовался при выполнении вычислений в задаче. Познавательные коммун -икативн ые
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
Проектор. Осознанно воспроизводят составленный алгоритм. Оценивают свой вклад в решение общих задач.
Учатся быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Выполните тест, используя полученные знания.
-Вы помните, какую цель мы ставили перед собой?
Вывод: научились умножать на двузначное число.
-Как, по вашему мнению, работали все ребята?
-А сейчас постарайтесь оценить свою работу. Надо выбрать сигнальную карту соответствующего цвета.
Обсуждение и запись домашнего задания Личностные
познавательные
В ходе работы над проектом были изучены требования к современному уроку, определено содержание и составлена технологическая карта урока. Данная методическая разработка будет использована на уроках математики при изучении раздела «Многозначные числа» по любому УМК.