Непосредственно образовательная деятельность детей логопедических групп по теме: Безопасность на улицах города, тема занятия: Путешествие без опасности.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

Автор: Троеглазова Светлана Владимировна
Воспитатель 1 квалификационной категории
ГБОУ СОШ №3
С.П. «Детский сад Крепыш»
г. Похвистнево Самарская область

« ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ»
ЦЕЛИ:
Познакомить с новыми дорожными знаками: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
Расширять знания о правилах поведения детей на улице.
Довести до сознания детей к чему могут привести не соблюдения правил дорожного движения на дорогах.
Закрепить у детей знания правил дорожного движения.
Закрепить знания дорожных знаков.
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
Развивать логическое мышление, учить оценивать ситуации происшедшие на дорогах.
Развивать навыки построения высказываний рассуждений.
Развивать общую и мелкую моторику.
Закреплять умения детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх и инсценировках.
Формировать положительное эмоциональное настроение детей.
Совершенствовать координацию движений.
Упражнять детей снимать мышечное напряжение
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ:
Существительные - транспорт, переход, знаки, светофор, опасность, пешеход.
Глаголы – ехать, идти, стоять, переходить, ждать, прыгать, бегать.
Прилагательные – проезжая часть, красный, желтый, зеленый, специальный.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того. Насколько хорошо они знают правила дорожного движения.
Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность. Объяснить, что соблюдение правил дорожного движения означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей.
Воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, сосредоточенность, чуткость. Отзывчивость, умение оказать помощь другому человеку.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение произведения Н.Дедяева, М. Манакова, О. Корнеева.
Разучивание стихотворений «Красный, желтый, зеленый». Н.Дедяева.
Экскурсии на перекресток.
Рассказ воспитателя о правилах безопасности перехода улиц.
Рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»
АТРИБУТЫ К ЗАНЯТИЮ:
Костюм светофора, круги красные, желтые, зеленые.
Специальные стойки-знаки «Подземный переход», «Наземный переход».
Переход «тоннель», переход « мостик».
Компьютер с программой обучения Н.Я.Жульнев «Правила и безопасность дорожного движения».
Самокат, обруч, клюшка и шайба.
Дорожные знаки (разделенные на 6 частей). Знаки: «Дети», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Пункт первой медицинской помощи», «Дорожные работы», «Велосипедное движение запрещено».
Полянки 2 шт.
Мячик разноцветный.
Плакаты со специализированным транспортом и номерами телефонов (милицейская машина, машина скорой помощи, пожарная машина).
- Для сюрприза: карточки с изображением Автоши, и машина с угощением.
Карандаши цветные, листы с изображением светофора для разукрашивания.
Диск с тихой спокойной музыкой.
Сигналы для пешеходов. (Красный, зеленый).

ХОД ЗАНЯТИЯ: (Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей в зале, предлагает поздороваться с ними).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята я приглашаю вас в путешествие по дорогам знаний. Для этого мы должны соблюдать правила движения.
Вы готовы отправиться в путь?
Ой, ребята смотрите, нас кто-то встречает у перекрестка такой грозный, строгий и серьезный
Ребенок «Светофор» - Я с виду грозный и серьезный
Очень важный светофор,
С перекрестка, с перекрестка
На тебя гляжу в упор
Все что я хочу сказать,
Нужно по глазам читать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вы узнали, кто нас встретил?
ДЕТИ: Светофор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята – это наш верный друг светофорчик! А мы ведь с вами знаем, что обозначает каждый сигнал светофора.

КРАСНЫЙ: Если красным глазом светит,
Вы на месте стойте дети,
И на «зебру» не ступайте
А машины вы пропускайте.
ЖЕЛТЫЙ: Если желтый глаз горит,
--Подождите, - говорит.
Этот знак внимания
После ожидания.
ЗЕЛЕНЫЙ: Вот горит зеленый свет.
Пешеходам всем: - Привет!
Путь на «зебре» вам открыт.
Коль зеленый свет горит.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Светофорчик, поиграть хочешь с нами в игру, которая называется «Светофор и автомобили» (Светофор показывает какой, горит свет, дети садятся на машины (обручи) если красный стоят, если желтый дети заводят моторчики - «р.», зеленый дети передвигаются по правой стороне дороги, не наталкиваясь, друг на друга).
ВОСПИТАЕТЛЬ: Вот видишь, светофорчик, наши дети не только знают стихотворения и обозначение каждого света, но и могут применять свои знания в игре.
Ребята, а какие правила поведения на дороге мы с вами знаем:
По улицам надо ходить спокойным шагом.
Улицу надо переходить только при зеленом сигнале светофора.
Улицу надо переходить только по переходу.
Нельзя играть и кататься на санках, самокатах и коньках на дорогах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Есть еще правила, которые должны знать и всегда о них помнить и взрослые и дети, - это правила чуткости, внимания, отзывчивости, оказания помощи друг другу. И особенно старикам и инвалидам.
Продолжим наше путешествие, ребята? Светофорчик, подай нам сигнал для пешеходов.
(Светофор показывает зеленый свет для пешеходов, и воспитатель вместе с детьми переходит дорогу через переход «зебра»).

Ребята, а вы хотите посмотреть, что случается с теми, кто не выполняет правила дорожного движения (импровизация различных действий в момент чтения стихотворных строк).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы частенько замечаем
И для вас изображаем
Шалунов на мостовой,
Тех, кто к правилам движения не имеет уваженья
И рискует головой
Чтоб несчастье избежать,
Просим им не подражать!
1 КАРТИНКА: (мальчик с шайбой и клюшкой играет по проезжей части)
Вдоль по улице гонялся
С клюшкою мальчишка,
Хорошо, что жив остался,-
В синяках и шишках.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Можно ли ребята играть на дороге? Где должны играть дети?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: На детской площадке, на катке.

2КАРТИНА: (по дороге мальчик катается на самокате)
Ты не в цирке! Здесь дорога!
Повернется руль немного:
Ну, кого ты удивишь?
Под машину угодишь!

ВОСПИТАЕТЛЬ: Где можно кататься на самокате?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: По детской площадке, по тротуару.

3 КАРТИНА: ( Девочка катает по дороге обруч)
Как за Юлю не бояться?
Попадет она в беду!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где должна играть Юля с обручем?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: На детской площадке.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот ребята вам урок,
Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте
Не зря говорит русский народ,
Что береженного Бог бережет!
Ребята, посмотрите, зажегся экран у компьютера, что же он нам хочет сообщить? (на экране высвечивается рисунок и приветствие).
АВТОША ---Здравствуйте, ребята! Меня зовут Автоша. Я хочу вас провести в мир дорожного движения. А чтобы наше путешествие, было интересным и увлекательным, смотрите и слушайте внимательно.
Сегодня я продолжу знакомить вас с правилами перехода дороги.
Вам знаком этот знак (на экране дорожный знак «наземный пешеходный переход») вы его уже знаете.
Сегодня я познакомлю вас со знаком «Подземный пешеходный переход».
Вы его легко найдете по знаку синего цвета, на котором нарисован человечек, шагающий по ступенькам вниз. Он спускается в тоннель, чтобы без помех пройти под землей на другую сторону дороги.
ВОПРОСЫ К ИЗУЧАЕМОМУ ЗНАКУ:
Какого цвета знак? (синего).
Что изображено на знаке? (человечек).
Куда идет человечек? (спускается вниз по лестнице).
Как называется этот дорожный знак? («Подземный пешеходный переход»).
Также безопасен и наземный пешеходный переход. Пользуясь таким переходом, пешеходы попадают на другую сторону дороги не по проезжей части, а по мостику, перекинутому над ней. А вот понять, что этот мостик предназначен для перехода людей через дорогу, поможет знак синего цвета, на котором нарисован человечек, шагающий по ступенькам вверх, этот знак называется: «Надземный пешеходный переход».
ВОПРОСЫ К ИЗУЧАЕМОМУ ЗНАКУ:
Какого цвета знак? (синего).
Что изображено на знаке? (человечек).
Куда идет человечек? (поднимается вверх по лестнице).
Как называется этот дорожный знак? («Надземный пешеходный переход»).
( появляется заставка иллюстрации Автоши со словами)
- Вот и все на сегодня ребята. Я думаю, эти знаки помогут вам быть еще внимательней на дороге. А теперь я спешу в автошколу и нам пора прощаться. До свидания, до новых встреч.
ДЕТИ: До свидания Автоша, Спасибо.


ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы ребята после просмотра картинок на компьютере должны обязательно сделать гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули. (Проводиться гимнастика для глаз)
ГИМНАТИКА ДЛЯ ГЛАЗ: ( Играет спокойная музыка)
-Посмотрите, какая красочная бабочка полетела, попробуйте проследить за ней.
(она полетела наверх, вниз, на лево, на право, по кругу, в форме восьмерки, закрыли глаза, открыли глаза и села опять на компьютер).
Вот теперь нам ребята можно продолжить свой путь.
Нам предстоит опять переходить через дорогу. Давайте посмотрим можно ли переходить, какой сигнал на светофоре?

ДЕТИ: (переходят по «Зебре» через дрогу и приходят на полянку)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята смотрите полянка, сколько на ней цветов, да здесь не только цветы, но и лежат какие-то конвертики, давайте посмотрим, что там внутри.
Проводиться игра «Собери дорожные знаки». ( В конвертах разрезные картинки, с дорожными знаками поделенные на 6 частей). (Играет тихо музыка).
Воспитатель предлагает детям собрать их и рассказать о них. (Знаки «Дети», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»).
ДЕТИ: (Рассказывают стихотворения о дорожных знаках).
Знак «Дети» - Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети.
Знак «Пешеходный переход»- Этой зебры на дороге
Я ни сколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.

Знак «Въезд запрещен» - Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле –
Не проедите ни как!
Знак «Пункт первой медицинской помощи» - Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
Знак «Дорожные работы» - Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
Знак «Велосипедное движение запрещено» - У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Давайте их оставим на полянке для других ребят, пусть они
тоже учат дорожные знаки. А мы продолжим свое путешествие.
Чтобы узнать, что же нас ждет дальше, нам надо посмотреть на дорожный знак перед переходом. Как он называется?
ДЕТИ: «Надземный пешеходный переход». (Дети по мостику переходят на другую полянку, на ней лежит мяч).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагает детям поиграть в игру «Подумай и отгадай»
Я хочу проверить, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы и бросать мяч, а вы будете бросать мяч мне обратно и отвечать на мои вопросы. Готовы играть?
Вопросы: - Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
- Сколько человек может ехать на одном велосипеде? (Один)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Что может произойти, если водитель нарушит правила дорожного движения? (Авария)
- Какой, свет верхний на светофоре? (Красный)
- Где надо играть, чтобы не подвергать себя опасности? (На детской площадке, во дворе)
- Какой свет, нижний на светофоре? (Зеленый).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы ребята. А кто из вас может назвать машины специального назначения: ( Машина скорой помощи «03»; милицейская машина «02»; пожарная машина «01»).
Наводящие вопросы:
-Как называется машина?
-Кто на ней работает?
-Для чего нам нужна такая машина?
-Как вызвать ее на помощь?
Хотите отправиться дальше в путешествие, посмотрите, какой знак перед переходом дороги: «Подземный пешеходный переход». ( Дети подлезают, под дуги, имитируя подземный переход, переходят на другую сторону дороги, где стоит стол для рисования, и лежат карточки с изображением Автоши).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята я хочу предложить вам разукрасить вот такие светофорчики и подарить нашим гостям для того, чтобы они никогда не попадали в дорожно транспортные происшествия. Но перед рисованием нам обязательно надо выполнить пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять. (Водят пальчиком по противоположной руке, вперед и назад,
начиная с большого пальца),
Можно гонки начинать. (Теперь то- же самое, начиная с безымянного),
По кругу, по кругу. Вперед и назад, (Теперь по кругу в одну и другую сторону),
Но пальцы машинку мою тормозят, (Вновь передвигают пальчик по пальчикам, которые
слегка согнуты),
Закрылись, машинка стоит в гараже, (сжимают кулак),
И фары погасли, не светят уже. ( Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
(Н.Нищева).
ДЕТИ: (Под спокойную музыку разукрашивают светофоры). Дарят их гостям.
Посмотрите, а здесь еще есть какая - то машина. (Разглядывает ее).

Смотрите, так тут угощения и картинки с изображением.. Угадайте кого? Это наверно угощения от Автоши. Угощайтесь ребята.
Мы сегодня с вами путешествовали по дорогам знаний. Что вам больше всего понравилось?
Вы все были молодцы. Хорошо и правильно отвечали. Какие красивые светофоры разукрасили. Ребята, подошло наше путешествие к концу, вам понравилось путешествовать? Нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся с нашими гостями. Дети под музыку выходят из зала («Вместе весело шагать по просторам»).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников».
О.А.Скорлупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «правила и безопасность дорожного движения».
Ф.С.Майорова «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование; Занятия; Досуг.
Н.Дедяева «Не играйте на дороге».
О.Корнеева «Нужные машины»
М.Манакова «Правила безопасности для малышей».
Н.Я.Жульнев «Правила и безопасность дорожного движения»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415