Проектная работа на тему: «Влияние семьи на развитие ребенка и работа социального педагога с неблагополучными семьями »


Проектная работа
на тему:
«Влияние семьи на развитие ребенка и работа социального педагога с неблагополучными семьями »

Выполнила: Нурова Асият Магомедбеговна,
социальный педагог
Бацадинской СОШ
Гунибского района
2017 год.Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Основная часть…………………………………………………………………6
Проект «Важней всего погода в доме»…………………………………….6
Проект «Страна чудес»……………………………………………………11
Социально-педагогический проект "Семь Я"……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература…………………………………………………………………….…25
Введение
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Как правило, семьи педагогически запущенных учащихся характеризуются рядом социально - психологических и педагогических особенностей, которые хорошо должны быть известны педагогу. В целом эти особенности можно сгруппировать следующим образом: структура семьи, ее общеобразовательный и культурный уровень, нравственный облик семьи, отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Наиболее типичный недостаток структуры семей педагогически запущенных учащихся - отсутствие отца. Отсутствие отца может произойти по следующим основным причинам: случайность, ошибка, допущенная молодой и неопытной женщиной; аморальный облик женщины, ведущей беспорядочную половую жизнь; аморальное поведение отца, бросившего семью или вынудившего жену возбудить дело о разводе; причины сугубо личного характера, побудившие вполне порядочных людей разойтись; смерть супруга. Эти причины по - разному, но большей частью отрицательно влияют на воспитание людей. Отсутствие отца - само по себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что это сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, которое должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного положительного влияния, которое может и должен оказывать на детей хороший отец. Это заметно, между прочим, в стремлении мальчиков, не имеющих отца, к дружбе с мужчинами. Не проходит бесследно для детей и развод родителей, даже без предшествовавших ему в присутствии детей конфликтов, потому что в любом случае развод означает какие - либо принципиальные расхождения взглядов супругов на жизнь или отдельные ее стороны, что небезразлично для воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, унижающих в глазах детей одного или обоих родителей, подрывающих их авторитет, отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков. Не легче бывает положение детей и подростков после развода. Развод не снимает противоречия между родителями, и они находят свое проявление и в последующем отношении к ребенку, и в решении вопроса о том, встречаться или не встречаться ему с родителем, оставившем семью.
Для большинства таких семей свойственны невысокое образование родителей, крайне обедненные духовные потребности, общий низкий культурный уровень, мещанское мировоззрение, обладатели которого отдают явное предпочтение материальному благополучию в ущерб запросам и потребностям.
По отношению родителей к воспитанию своих детей семьи педагогически запущенных учащихся можно разделить на четыре наиболее типичные группы.
Первая - объективное, педагогически грамотное отношение родителей к своим детям. Такие семьи крайне редки среди тех, откуда в конечном счете выходят педагогически запущенные дети и подростки. Трудности воспитания в таких семьях порождаются какими - то непредвиденными внешними обстоятельствами.
Вторая группа - семьи, где ребенок - объект безрассудного обожания, где ему все дозволено, все внимание сосредоточено на нем при безразличном или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающим его в школе детям. Категория, несколько более распространенная, чем первая, но тоже сравнительно редкая.
Третья группа распространена среди семей несовершеннолетних правонарушителей. Это аморальные в разных отношениях родители. Среди отцов -чаще всего пьяницы, среди матерей - ведущие беспорядочную половую жизнь; сюда относятся и родители, отбывшие или отбывающие наказание за совершенные ими преступления. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.
Самая большая группа семей педагогически запущенных учащихся - четвертая, составляющая основную, преобладающую долю. Это родители, которые не занимаются воспитанием своих детей, действуя по формуле: «Мы их отдали вам, вот и воспитывайте!». В этой группе семей можно выделить три достаточно четкие и типичные подгруппы:
С признаками указанной выше третьей группы (аморальные родители);
Родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей;
Большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должного внимания ребенку.
В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками общения, приобщение его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю жизни.
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе. У ребенка же выросшего в атмосфере чрезмерного внимания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма.
I. Основная часть
Проект «Важней всего погода в доме»
Актуальность проекта. Современная семья как основная часть общества - неотъемлемая часть механизмов общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношений. Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.
С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия, создания условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания разрабатывается образовательный проект "Искусство жить с детьми".
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми начальных классов, с родителями воспитанников, также с привлечением работников школы - учителя, педагог - психолог, учитель физической культуре.
Цель проекта: Создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания.
Задачи проекта:
- предупреждение и профилактика семейного неблагополучия;
- проектирование модели взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка;
- выработка индивидуальной тактики взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Ожидаемые результаты проекта
У детей:
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека, а также повышение уровня навыков общения в различных жизненных ситуациях.
У родителей:
- повышение педагогической и правовой компетентности родителей, взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблеме семейного неблагополучия;
- разработка методического материала.
Этапы реализации проекта.
Работа с родителями
№ Этапы Цели этапа
Содержание
1 Вводный Сбор информации, материала по проблеме 1.Формирование целей и задач проекта.
2.Анализ педагогической литературы по проблеме семейного неблагополучия.
3.Подбор анкет, консультаций для родителей.
4.Разработка перспективного плана мероприятий.
2 Основной Определение социального статуса семей воспитанников. Социологические исследования:
а) составление банка данных о семьях воспитанников;
б) определение микроклимата в семье
Получение информации от родителей воспитанников. Анкетирование "Родительское сочинение" (автор В.В.Сталин, адаптация А.И Тащевой) "Защита прав детей в семьях воспитанников".
"Права ребёнка в школе и семье".
"Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?"
Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. Подведение итогов анкетирования
Повысить правовую и педагогическую компетентность родителей. Оформление информационного стенда: "Конвенция ООН"; " О правах ребёнка"; "Защита прав и достойность маленького ребёнка"; Памятка " Родителям о воспитании детей
На основе анализа записок планируется работа с родителями в соответствующей форме. " Почта Надежды"(в игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух , так и в письменном виде)
Формирование основ здорового образа жизни не только дома, но и в детском саду. Создание психологического комфорта Организация дополнительных услуг: "Кружок семейной оздоровительной гимнастики".
"Кружок психологической адаптации"
Дать родителям квалифицированный совет. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по вопросу. Консультации для родителей: "Воспитание и наказание"
"Можно ли наказывать детей?"
"Секреты ласкового воспитания"
"Чем и как занять ребёнка дома"
Работа с детьми
Изучение самочувствия ребенка в семье. Диагностика, наблюдения
Формирование основ здорового образа жизни в привлечении родителей. День здоровья. Совместное мероприятие детей и родителей.
Поддержание традиций бережного отношения к матери. Закрепление семейных устоев. Праздник приуроченный ко Дню матери "Планета непослушания"; изготовление поздравительных открыток для мам.
Подарить детям много радости и веселья. Ведь ничего не может быть дороже детских улыбок! Праздник приуроченный к Дню защиты детей "Пусть всегда буду я"
Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности. Выставка рисунков "Моя семья" Совместное рисование детей и родителей.
Итоговый
Подведение итогов реализации проекта 1. Презентация проекта: День семьи "Семейного счастья"
2. Выставка рисунков "Моя семья"
3.Оформление папки "В мире мудрых мыслей"
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта, должен быть проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы. Анализ социологических исследований, анкетирования, наблюдение должны показать, что в настоящее время проблемы нарушений прав детей и жестокого обращения с ними, не утрачивают своей актуальности. Имеется много неблагополучных семей, уровень педагогической и правовой компетентности родителей низок.
Для решения данной проблемы может быть использован проект «Важней всего погода в доме», в реализации которого принимают участие: родители, дети, специалисты школы.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс должны быть проведены: консультации для родителей "Воспитание и наказание"; "Можно ли наказывать детей"; " Чем и как занять ребёнка дома"; проведено родительское собрание "Какой хороший папа!"; целью которого является определение роли отца в жизни ребёнка.
Организация совместных мероприятий: "День здоровья"; "Кружок семейной оздоровительной гимнастики"; цели таких мероприятий - формирование основ здорового образа жизни не только в детском саду, но и в семье.
Анализ эффективности проведенных мероприятий показывает, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повышается.
Таким образом, образовательный проект "Искусство жить с детьми" должен способствовать повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Вырастает активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получили дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.
Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствуют снижению остроты проявления кризиса в семьях.
Проект «Страна чудес»
Актуальность проекта: содействие формированию нравственного иммунитета ребёнка, социального опыта является одной из важнейших воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия , содержащая специальные методы работы со сказкой, формируя систему ценностей ребёнка – нравственный иммунитет.
Цель проекта: продемонстрировать на примере детской литературы, что рождение волшебства в сказке, иллюстрации, музыке, в жизни связано с особым творческим состоянием человека.
Задачи проекта:
-развивать нравственный иммунитет ребёнка, формировать систему ценностей личности – стремление делать добрые дела через активизацию творческого начала ребёнка;
-посредством знакомства детей и родителей с творчеством «волшебных» художников-иллюстраторов , композиторов , сказочников повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение и фантазию;
Этапы осуществления проекта «Страна чудес»
1 этап. Первичная диагностика.
Анкетирование обучающихся :
1. Какое Волшебство я знаю из сказок?
2. Что я считаю Добрым Волшебством?
3. Я бываю Добрым Волшебником?
4. Какому волшебству я бы хотел научиться?
5. За что Золушку можно назвать Доброй Волшебницей?
6. Какой зонтик раскроет надо мною Оле-Лукойе?
7. Три желания, которые выполнит моя волшебная палочка?
2 этап. Информационный.
1. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детской
сказки.
2. Углубление и обобщение знаний о писателях-сказочниках.
3. Работа над словарём проекта, знакомство с теорией волшебства, в т.ч. метод «шесть шляп» ( основан на идеях Э. Де Боно).
4. Выборы способов сочинения новой сказки.
3 этап. Исследовательский.
1. Опрос творческими группами обучающихся, педагогов, родителей. Обобщение результатов.
2. Исследование и составление карты маршрута «Территория добрых дел».
4 этап. Творческий.
1. Поэтапное освоение методов работы со сказкой: сочинение сказок по началу, по общему концу, с определёнными сказочными героями, с заданным сюжетом , со знакомыми сказочными героями , но с противоположными характерами воздействия (Баба Яга – добрая) и т.д.
2. «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник»
3. «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать»
4. Сочинение и иллюстрирование авторских сказок.
5. Конкурс на лучшую иллюстрацию – обложку сборника сказок.
6. Составление сборника сказок.
5 этап. Работа с родителями на протяжении всего проекта.
6 этап. Подведение итогов проекта.
Итоговая диагностика.
- Где живёт Волшебство?
-Что изменяется в ходе волшебства?
-Бываешь ли ты Добрым Волшебником? Когда?
-Чему можешь научить других ? Что хочешь научиться делать сам?
-Чем понравился проект?
В результате дети пришли к выводу : Волшебству (переход из одного состояния в другое) мы можем учиться и можем создавать его сами, потому что доброе волшебство – это способность человека творчески изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, по-доброму влиять на окружающий мир.
Результат проекта - творческие дела
-Научились выполнять домашние дела, которые раньше не выполняли сами. Стихи для мамочки.
-Создали сборник сказок собственного сочинения .
В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта формировалась система ценностей личности - развитие нравственного иммунитета ребёнка , его желания и умения делать добрые дела . Совместная исследовательская , познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детской литературы, живописи, музыки обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.
Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование опыта школьника будет успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта через проектную деятельность являются одним из путей такого сотрудничества.
Социально-педагогический проект "Семь Я"
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в республике: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.
Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Но отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей и подростков.
Важное место в системе работы школы занимает взаимодействие с детским социальным приютом. Тесная связь школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи.
В школе разработаны и приведены в действие разного рода программы, отражающие систему работы школы с семьёй (комплексно-целевая программа "Воспитание", программа взаимодействия школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами, программа "Правовое воспитание", "Здоровый образ жизни", модель личностно-ориентированного обучения "Шаг за шагом", модель школьно-семейного воспитания "Ориентир").
С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.
Актуальные проблемы и потребности проекта
Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).
Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.
Цель и задачи.
Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи.
-Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
-Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
-Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
-Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
-Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.
Основные приоритетные направления деятельности.
-Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
-Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
-Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
-Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".
-Целенаправленная работа по возвращению детей из социального приюта в биологическую семью.
-Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.
Специфические условия и особенности:
-Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов школ и других учебных заведений, работников общественно-государственных учреждений и служб социума.
-Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении.
-Воздействие на родственников, их экономическая и морально-психологическая поддержка и консультирование, с тем чтобы они оставляли детей в своих семьях.
-Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях.
-Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребёнка в семьи - опекунские, приёмные, детские дома семейного типа. Отечественное и международное усыновление.
-Подбор и поддержка семей, которые после пребывания детей вне дома не более одного года берут их на воспитание и несут ответственность за их жизненное и профессиональное определение.
-Поддержка семейной непрерывности по отношению к детям, которые растут в многофункциональном окружении и подвергаются риску стать отверженными в социальном отношении.
-Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:
формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;
осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по социально–экономическому и психолого–педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей;
создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;
развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;
обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями;
разработка комплекса правовых, социально– экономических, медико–психолого–педагогических мероприятий для сдерживания роста численности детей инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, для их интеграции в образовательное пространство и общество.
Диагностика семейного воспитания
Функции диагностики семейного воспитания:
констатирующая (информационная);
прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);
ценностно-ориентированная (оценочная);
функция самоизучения, саморазвития;
развивающая (воспитательная).
Процедура диагностики:
постановка целей диагностики;
определение оценочных критериев и показателей;
отбор методов (системы методов) диагностики;
применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;
анализ результатов диагностики;
учёт, фиксирование результатов диагностики.
Методы диагностики:
наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
беседа с воспитанником;
беседа с педагогами;
беседа с родителями;
анализ результатов и продуктов деятельности;
социометрические методы;
недописанный тезис;
педагогический консилиум.
Формы фиксирования результатов диагностики:
составление графиков, диаграмм;
составление характеристик;
ведение диагностических карточек, дневников.
Ожидаемый результат.
Видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.
Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный отбор родителей, воспитателей для создания приёмных, опекунских семей.
Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.
Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.
Сроки реализации
Подготовительный этап – сентябрь 2013 – август 2014 года.
Основной этап – 2014-2015 уч.год – 2015-2016уч.год.
Формы и содержание работы
Направления деятельности Содержание работы
Диагностика и анализ
Методическая работа
Профилактическая и социально-реабилитационная работа Сбор и обобщение информации о детях и их семьях путём изучения демографической ситуации в микрорайоне школы.
Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов.
Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники.
Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".
Сбор информации о кандидатах в опекуны и воспитатели приёмных семей.
Изучение и анализ причин социального сиротства при живых родителях.
Создание банка данных о различных общественных организациях, заинтересованных в оказании социальной помощи семье.
Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций.
Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй.
Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими
Помощь в социальной реабилитации и адаптации семьям, детям-инвалидам, семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия.
Организация совместной работы с социальным отделом по социализации и реабилитации социальных сирот.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними, допускающими асоциальное поведение, антиобщественные поступки.
Организация материальной помощи малоимущим семьям из государственного бюджета, а также гуманитарной помощи от различных благотворительных организаций.
Участие и организация профилактической работы, проводимой советом профилактики школы КДН, ИДН.
Содействие в направлении детей и подростков в отделения опеки и попечительства.
Работа с семьями воспитанников социального приюта с целью возвращения детей в биологические семьи
Организация взаимодействия школы с семьёй.
Форма взаимодействия Цель
Родительское собрание
Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов
Педагогический практикум
Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности
Посещение учащихся на дому, организация рейдов "Подросток. Семья" Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН)
Психолого-педагогические консультации
Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира
Работа службы "Телефон доверия"
Оказание экстренной, квалифицированной, анонимной помощи по телефону.
Помощь абонентам в актуализации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния.
Анализ причин и источников повышенного психического напряжения детей и подростков, их родителей
Психолого-педагогический консилиум
Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения
Родительский университет
1.Пресс- конференция Общение в форме "вопрос – ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом
2. Круглый стол
Достижение взаимопонимания, педагогического согласия по одной или нескольким проблемам (дискуссионная форма общения)
3. Обмен опытом Обсуждение конкретной воспитательной проблемы
4. Заседание клуба Психолого-педагогическое просвещение, организация досуга родителей
5. Педагогический ринг Повышение эрудиции, педагогического мастерства и умений педагогов и родителей
6. Родительский лекторий Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей
Малый педагогический совет Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем
Родительский вестник Освещение проблем развития, обучения, семейного воспитания учащихся данной школы
Родительский комитет
Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы
Совет школы
Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся
День открытых дверей Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу в школе
Совместные культурно – массовые мероприятия Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско-педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников
Заключение
Итак, одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.
Одно из условий педагогизации микросреды - развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.
Основные аспекты сотрудничества:
-изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;
-определение цели и задач воспитания;
-определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
-своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
-выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
-коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.
Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.
Базовым фактором для развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).
Литература
1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.
5. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
6. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии.- 1992, № 2.
7. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
8. Наш проблемный подросток, С.- Петербург, 1999.
9. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
10.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.