Социальный практико — ориентированный проект В мире профессий для детей 7-8 лет.
Социальный практико – ориентированный проект
«В мире профессий» для детей 7 – 8 лет.
Краткая аннотация
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер).
Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет все более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным,
гибким и мобильным, владеть знаниями, которые он может применить в быстро меняющихся обстоятельствах.
Представления о профессиях у дошколят - воспитанников детского дома ограничены их пока небогатым жизненным опытом и жизнью в замкнутом пространстве - работа воспитателя и нянечки, профессии дворника, медсестры, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило,
мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятии является важнейшим звеном социальной адаптации
ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники детских домов совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать. Задача данного проекта: расширить кругозор дошколят- воспитанников детского дома, развивать интерес к какой-либо профессии,воспитывать уважение к людям труда.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
КАКАЯ ПРОФЕССИЯ САМАЯ ВАЖНАЯ?
Проблемные вопросы:
Как вы объясните слово «профессия»?Какие бывают профессии?Какая профессия самая важная?Назовите профессии, для освоения которых очень важно умение общаться?
Учебные вопросы
Чему учат в школе ?Кто работает в школе? Кто чем занимается?
Кто самый главный в школе?Как работает ГАИ?Кто такие – сотрудники Госавтоинспекции?Чем они занимаются?Какую пользу приносят людям?
План работы по проекту «В мире профессий».
Дата
Мероприятие
Форма работы
декабрь
1этап Подготовительный
Разработка проекта. Формулировка основных вопросов.
1 неделя
Стартовая диагностика
Индивидуально с каждым воспитанником
12.01-30.03.
2 этап Основной
в течение всего периода
Сбор информации о профессиях в школе.
Поиск информации, придумывание загадок, разучивание пословиц, поговорок; изготовление картотеки «загадки о профессиях»; чтение художественной литературы по теме.
01.02.13г. 08.02.13г.
Тематические экскурсии в школу: в столовую, в медкабинет, в библиотеку, в спортивный зал, в приёмную директора.
Беседа с работниками школы, интервьюирование.
в течение всего периода
Развивающие игры.
Дидактические игры: «Кому что надо для работы», «В мире профессий», «Угадай по описанию»; сюжетно - ролевая игра «Школа», игра - имитация на определение профессий «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».В течение ферлаляРабота творческой мастерской.
Выставка рисунков, конструирование здания школы, изготовление подарков для работников школы (закладки, открытки), изготовление атрибутов для сюжетно -ролевой игры (журнал, блокнот, книжная картотека); создание иллюстрированного альбома «В мире профессий».
В течение марта
Сбор информации о профессиях сотрудников Госавтоинспекции.
Поиск информации, беседы о правилах дорожного движения, придумывание загадок, разучивание пословиц, поговорок; пополнение картотеки «загадки о профессиях»; чтение художественной литературы по теме, ситуативные разговоры на тему «виды транспорта», «все работы хороши».
05.03.13г.
Вечер загадок «Отгадай, что за машина».
Отгадывание загадок, беседа, ситуативный разговор с целью закрепления знаний о видах транспорта,
10.03.13.
Экскурсия «Мы идём по улице»
Знакомство с улицей, на которой находится детский дом. Наблюдение за работой светофора, инспекторов ГИБДД, за движением автотранспорта,
15.03.13г.
«Наши верные друзья»
Занятие - игра с целью объяснить детям назначение светофора, пешеходного перехода, цель работы инспекторов ГИБДД.
20.03.13г.
Экскурсия в Госавтоинспекцию.
Беседа с работниками Госавтоинспекции, интервьюирование.
в течение всего периода
Развивающие игры.
Эстафета по ПДД; конкурс стихов; сюжетно -дидактическая игра «Нам на улице не страшно»; занятие - игра «Знаки дорожные помни всегда»; игра - ситуация «Потерялся на дороге»; д/и «Кому что надо для работы», «Знаки на дорогах», «Светофор».
В течение марта
Работа творческой мастерской
Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры: «Весёлый светофорик» (конструирование из бумаги), создание макета «Наша улица»; создание коллекции знаков дорожного движения, пополнение иллюстрированного альбома «В мире профессий»
3 этап Заключительный
Отчёт о проделанной работе. Открытое мероприятие.
Анализ работы по проекту.
Заключительная диагностика. Подведение итогов работы.
«Визитная карточка» проекта
«В мире профессий»
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество Шубина Светлана Сергеевна
Город, область Иркутская область, г. Усолье-СибирскоеНомер, название школы ОГОУ «Детский дом г. Усолье-Сибирское»
Название темы проекта «В мире профессий»
Краткое содержание проекта «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П.Чехов)
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер)
Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет всё более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным, гибким и мобильным, владеть знаниями, которые он может применить в быстроменяющихся обстоятельствах.
Представления о профессиях у дошколят – воспитанников детского дома, ограничены их пока небогатым жизненным опытом и жизнью в замкнутом пространстве - работа воспитателя и нянечки, профессии дворника, медсестры, продавца, но и об этих, так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники детских домов совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать. Вот поэтому мы и решили начать работу с детьми – сиротами по ознакомлению с профессиями с дошкольного возраста.
Предмет Социальная адаптация, социализация
Возраст детей 7 – 8 лет
Приблизительная продолжительно-
ность проекта 4 месяца
Описание проекта
Основа проекта
Образовательные стандарты Социальная и личностная компетентность воспитанника детского дома.
Планируемые результаты обучения 1.Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
2.Расширение представлений детей о профессиях и людях труда.
3.Расширение и активизация словарного запаса детей.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос КАКАЯ ПРОФЕССИЯ САМАЯ ВАЖНАЯ?
Проблемные вопросы Как вы объясните слово «профессия»?Какие бывают профессии?Какая профессия самая важная?Назовите профессии, для освоения которых очень важно
умение общаться.
Учебные вопросы Чему учат в школе?
Кто работает в школе? Кто чем занимается?
Кто самый главный в школе?Как работает ГАИ?Кто такие – сотрудники Госавтоинспекции?Чем они занимаются?Какую пользу приносят людям?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Воспитанники работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Стартовая диагностика. Сбор информации по службам:
Искатели, рассказчики,
скульпторы, фотографы,
художники – оформители. 1. Фотоальбом «Маленькие исследователи».
2. Иллюстрированный альбом «В мире профессий».
3. Картотека «Загадки о профессиях»
Отчёт о проделанной работе. Открытое мероприятие.
Описание методов оценивания
Проект начался со стартовой диагностики. Каждый ребёнок выбирал себе дело по интересам. Кто – то захотел быть искателем информации, кто – то - рассказчиком, скульптором, фотографом, художником – оформителем. Обсуждали основные действия работы. Искатели и рассказчики изучали материалы по темам, искали иллюстрации в книгах, опрашивали взрослых и старших детей. Скульпторы отображали узнанное и увиденное в своих работах (лепили из пластилина). Художники – оформители работали над созданием картотеки загадок о профессиях и альбома. Фотографы с удовольствием учились пользоваться фотоаппаратом и снимали интересные кадры. Все вместе ходили на экскурсию, интервьюируя работников интересуемых нами профессий. Результатом проделанной работы стали: слайд – шоу фотографий «Маленькие исследователи» в блоге, иллюстрированный альбом «В мире профессий», картотека «Загадки о профессиях», атрибуты к сюжетно – ролевым играм, макет школы. На заключительном этапе было проведено мероприятие «В мире профессий» в игровой форме. Педагоги были в тесном контакте с детьми, направляя и контролируя их деятельность.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки Умение создавать презентацию, искать информацию в интернете и литературных источниках, проводить анализ текста, фотографировать.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер, принтер, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор.Технологии — программное обеспечение электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе Методические пособия, справочный материал и т.д.
Интернет-ресурсы http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htmhttp://vospitatel.com.ua/category/proekty.htmlhttp://www.resobr.ru/materials/46/37792/ http://festival.1september.ru/articles/534164/http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563276http://rudocs.exdat.com/docs/index-75156.htmlhttp://it.na.by/it%20(3).htmlhttp://www.delasuper.ru/view_post.php?id=195http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14.htmДругие ресурсы Администрация детского дома
Немного из работы по проекту…
Назову свой рассказ так:
"Здравствуй, школа! МЫ ПРИШЛИ!"
...И вот настал тот день, когда культурные, воспитанные, напичканные разными наставлениями наши детки распахнули школьные двери! Здравствуйте все! Встречайте нас! Мы скромные, застенчивые, милые... Мы пришли за знаниями, и умеем себя культурно вести! Милые воспитатели, мы вас не подведём.- Гоша, ты куда? Вот вестибюль, здесь нужно раздеться.-Здравствуйте, тётенька! Это вы куда наши куртки забираете? А-а-а, работа у вас такая! Гардеробщицей называется? Вот вам подарочек, сами приготовили.А можно Вас сфотографировать? Светлана Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, фотоаппарат!Примерно вот такими положительными героями мы и предстали перед нашим экскурсоводом Галиной Викторовной, психологом школы №3. Дружно поздоровались, познакомились, и отправились в путешествие, исследовать школьные пенаты.Первый этаж... Милые, скромные ребята гуськом шагают за Галиной Викторовной.Рассматривают надписи, детские рисунки, заглядывают в каждый уголок. Первый класс... Зашли наши ребята в кабинет, и рассыпались как горошины - кто куда.Увидели доску - взяли мел - написали что - то; увидели парту, скамейку - подбежали, уселись, посидели; разглядели, наконец - то настоящих учеников - удивились, потрогали руками их школьные принадлежности.В общем, первый кабинет мы покинули благополучно.Идём дальше...- А это что за дверца? Открываем... Так это же туалет! Вот это да-а-а!А в нём уборщица полы домывает! Оказывается, в школе тоже есть и уборщица, и туалет! Что, и не один? Вот это да-а-а! И потопали наши малыши трогать и гладить своими ручками новенькие раковины, краны. Гоша даже ванну потрогал. Настоящая! В общем, с большой неохотой закрыли дверь - идём дальше.Что там дальше? Кабинет ритмики.- А что, в школе ученики тоже танцуют? Дети были в восторге от зеркальных стен. Что тут началось: кто - то позирует, кто - то корчит рожицы, кто - то растерялся - просто стоит. Спасибо нашим помощницам - девушкам из 9-го класса: собрали детей, организовали игру. Интересно - то здесь как! Этот кабинет ребята покидали с большой неохотой. Что же там дальше? Библиотека? Нет, к сожалению она закрыта на ремонт. “А мы уже были в библиотеке” - кто - то сказал. “Да, мы знаем, что там есть много книг, каталог, картотека, и библиотекарь” - добавил озорник Саша.Следуем дальше. О! Опять раковины. Для чего? Руки мыть? А почему сюда с грязными руками нельзя? А-а-а, тут столовая, посмотрим, посмотрим...И зашли наши карапузы в школьную столовую.Наверное, впервые в жизни они увидели огромную плиту, огромные кастрюли,такое большое количество посуды, и кушающих школьников.Честно говоря. я очень переживала, что наши дети начнут что - нибудь клянчить у школьников. Есть (что греха таить) у наших ребят привычка такая: у кого - то что - то выпрашивать.(Думаю, это мы сами деток разбаловали: по поводу и без повода - подарочки, конфетки. Все их жалеют, угощают, вот и пожинаем плоды.)В общем, на этот раз пронесло. Мы мужественно покинули школьную столовую, идём дальше.- А что это за ступеньки, и почему они ведут нас вниз? Ого, какой большой пустой класс!!!!- удивился Максимка.А Галина Викторовна рассказала о том, что это не класс, это спортивный зал, и здесь проходят уроки физкультуры.Сколько было удивления на лицах детей. Оказывается, и школьники зарядкой занимаются! А затем ребятам разрешили поиграть мячами.Малышей долго уговаривать не пришлось: все дружно кинулись к корзинам с мячами. Дети пришли в неописуемый восторг: зал огромный, мячей много, бегать можно где хочется, а мячи можно и пинать, и катать, и отбивать,и вверх кидать, и даже не переживать, что попадёшь в окно или люстру. В общем, есть где разгуляться! Из спортзала все вышли вспотевшие, раскрасневшиеся,но весёлые и довольные. Ещё бы - столь энергии выплеснули!Следуем дальше. Второй этаж, кабинет географии.С интересом все прилипли к карте Иркутской области.Кто - то сразу нашёл нашу жемчужину - озеро Байкал. Кто - то долго удивлялся тому, что наш большой город на карте выглядит всего лишь точечкой. Кто - то из ребят увидел глобус, и спросил “А это чё?” На что Гоша (он - то у нас самый старший, самый умный - в первый класс собирается) ответил: “Я знаю - это планета Земля”. Так - то вот!Продвигаемся дальше.Кабинеты, кабинеты, какой длинный коридор. А это что такое? Как - кабинет музыки? А что, разве в школе ещё и петь учат? Вот это да! А что находится в этом классе? “Ух ты-ы-ы, компьютеры!” - воскликнул Артур. И через считанные секунды все ребята уже восседали в компьютерных креслах, а правая рука каждого уверенно лежала на “мышке”. Дружно поводили стрелочкой по экрану монитора. “Класс! - сказал Вова - вырасту - буду работать на компьютере!” Вот оно: уже один ребёнок нашёл своё призвание!Третий этаж, кабинет истории.Когда деткам рассказали, что в данном кабинете проходят уроки истории, на которых ученики узнают, что человек произошел от обезьяны, наш умненький мальчуган Саша (он, кстати, тоже будущий первоклассник), с гордостью от собственной эрудиции, запротестовал: "Нет, ЧЕЛОВЕКА СОЗДАЛ БОГ!!!" И точка!!!...“А почему мы не понимаем, что они говорят?” - поинтересовался Егорка, немного послушав незнакомую речь. “Они говорят по - английски” - ответила Галина Викторовна. И тут ученики запели английскую песенку.А наши ребятишки с удовольствием подпевали. Вове так понравился урок английского, что он не выдержал, и подарил учительнице закладку, которую сотворил собственноручно... Подарил, а потом отобрал..., потом снова подарил (не без нашего участия, конечно).“Ну, вот и всё. - сказала Галина Викторовна - всё, что есть, я вам показала. А сейчас пройдём в кабинет директора. В школе самый главный - это директор.”В приёмной директора ребятишки мило побеседовали с молоденькой секретаршей, повисели на ней (как всегда это делают), и мужественно зашли в кабинет директора. Сначала несколько секунд таращились на Светлану Дмитриевну, затем вспомнили, что они воспитанные дети, и поздоровались.Рассмотрели в кабинете всё: от ручки на столе до грамот на стене.Но всё время взгляд детей. как завороженный, падал на стол. ТАМ ЛЕЖАЛИ ПОДАРКИ!!!“Да, да, ребята, это вам” - произнесла директор.Какими довольными были наши детки! Всем досталось? Хорошо.Ребята дружно поблагодарили, и тоже подарили свои работы Светлане Дмитриевне, Галине Викторовне, секретарше, которая им так понравилась. и девочкам - волонтерам.Вот и всё! Пришла пора прощаться - экскурсия закончилась.Уставшие, но счастливые, полные новых впечатлений, ребята возвращались домой.А нам, педагогам, нужно будет провести ещё массу работы по теме проекта, но это уже совсем другая история.