Практико-ориентированный проект «Процесс формирования интереса к труду у детей старшего возраста»

ГОУ ВПО
Тольяттинский Государственный университет
ИНПО


Итоговая работа слушателей по блоку
«Модернизация региональной системы дошкольного образования»
Практико-ориентированный проект
«Процесс формирования интереса к труду у детей старшего возраста»


Разработали:
Певцаева Н. А. – воспитатель д/с № 171;
Нестерова Е. В. – воспитатель д/с № 171;
Семерикова Е. В. – учитель-логопед д/с № 171;
Фирсова Е. А. – эстет д/с № 171;
Фролова Э. В. – хореограф д/с № 171;
Уткина А. Ю. – педагог-психолог д/с № 171;
Горлина И. С. - педагог-психолог д/с № 171;

Проверил: К.П.Н., ст. преподаватель дошкольной педагогики и психологии ТГУ Кузина А. Ю.


г. о. Тольятти, 2009
Содержание
Анализ объекта проектирования 3
Теоретическое обеспечение проектирования 4
Технологическая часть 6
Методическое обеспечение проектирования 9























Анализ объекта проектирования
Среди воспитательных и образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, мерой его социальной значимости. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром, что подтверждает актуальность данной работы.
К сожалению, очень часто дошкольники имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что даже если ребенок был на работе у родителей, то он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Проанализировав тему, мы заметили, что у детей снижен интерес к труду. Дети выполняют поручения взрослых и трудовые действия без особого энтузиазма, не заинтересованы конечным результатом труда, не стремятся проявлять инициативу, не чувствуют значимости труда.
Цель: Проектирование процесса формирования интереса детей к трудовой деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования интереса к трудовой деятельности.
Выявить уровень сформированности интереса к труду.
Смоделировать процесс формирования у детей интереса к трудовой деятельности.
Концептуальные основы проекта
Интерес к труду – это эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное, действенное познание сферы труда и желание включаться в трудовую деятельность.
Развитие познавательного интереса к труду необходимо осуществлять средствами, которые воздействуют на ум, волю, эмоции, чувства, желания и действия ребенка.








Принципы:
Принцип эмоциональной привлекательности труда (труд – это не наказание, а вознаграждение; никогда не наказывать детей трудом)
Принцип опоры на положительное в ребенке.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет возрастных особенностей детей и уровня их физического и психического развития)
Принцип посильности труда (чтобы не вызвать негативную реакцию, нельзя нагружать ребенка трудными, непосильными заданиями)
Принцип взаимосвязи нежелания трудиться и его последствия.
При разработке проекта мы опирались на положения А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Л. Ф. Островской, Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии, уделявших большое внимание трудовому воспитанию детей в соответствии с их психологическими и физиологическими возможностями и условиями воспитания.
Технологическая часть



I этап - предварительный


Дети
Родители

Цель
Определить уровень интереса детей к трудовой деятельности.
Разработать диагностику определения уровня интереса детей к трудовой деятельности
Изучить представления родителей о формах и методах развития у детей интереса к труду

Формы работы
Диагностика
Анкетирование

Результат
Уровень интереса детей к трудовой деятельности
Данные анкетирования родителей

Продукты
Диагностика по определению уровня интереса детей к труду
Анкета



II этап - обучающий


Дети
Родители

Цели и задачи
Формировать интерес к разным видам труда:
уточнять представления у дошкольников о разных видах трудовой деятельности;
формировать стремление помочь окружающим в трудовой деятельности;
расширять словарный запас по теме;
стимулировать отражение детьми в играх отдельных видов труда взрослых
Стимулировать желание родителей воспитывать интерес детей к труду и вовлекать детей в совместную деятельность

Формы и методы работы
занятия;
экскурсии;
дидактические игры («Все профессии нужны, все профессии важны», «Что сначала, что потом». «Кому что нужно», «Вспомни пословицу по картинке» и др.);
художественная литература;
встреча с людьми разных профессий (родителями);
викторины;
решение проблемных ситуаций;
совместный хозяйственно-бытовой труд (дети-воспитатели; дети-родители, дети-воспитатели-родители), труд в природе;
проектная деятельность по профессиям.
консультации воспитателей;
консультация психолога по теме;
консультационный материал;
обмен семейным опытом.


Результат
интерес детей к трудовой деятельности;
желание участвовать в трудовых процессах;
стремление к одобрению окружающих за выполнение трудовых действий;
применение полученных знаний в жизни;
проявление бережного отношения к результатам труда взрослых и детей.
желание родителей воспитывать интерес детей к труду и активно привлекать детей к участию в нем в домашних условиях

Продукты
конспекты занятий, экскурсий, викторин;
дидактические игры;
выставки рисунков детей;
подборка художественных произведений, пословиц и поговорок о труде;
подборка иллюстрация по профессиям;
разработанные технологические карты проекта.
материалы консультаций;
папки-передвижки;
протоколы собраний;
тезисы выступлений;
методические рекомендации по методам и приемам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста



III этап - контрольный


Дети
Родители

Цели и задачи
Определить уровень сформированности интереса детей к трудовой деятельности.

Выявить знания родителей методов и приемов формирования интереса ребенка к труду

Формы работы
диагностика
наблюдение
итоговое занятие
анкетирование

Результат
Динамика уровня интереса детей к трудовой деятельности
Изменение представлений родителей по вопросу.

Методическая литература
Логинова, В. И. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова [и др.]. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224 с.
Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Программно-методическое пособие/ Л. В. Куцакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
Каплан, Л. И. Посеешь привычку – пожнешь характер: Пособие для воспитателя детского сада/ Л. И. Каплан. – М. : Просвещение, 1980. – 95 с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915



Интерес к труду

Желание помочь другим людям

Чувство благодарности к человеку, сделавшему нужное для детей дело

Стремление освоить трудовые операции

Бережное отношение к результатам труда

Интерес к человеку, который трудится.

Формирование интереса детей к трудовой деятельности

Интерес детей к трудовой деятельности



15