СтатьяФормирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности
Формирование представлений о достопримечательностях родного
города у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом, улица, парк, куда он ходит гулять, ближайший лес, речка. Здесь формируются его представления о жизни, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность большому миру. Любовь к Родине, прежде всего, начинается с умения видеть и понимать, казалось бы, самое простое. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Человек, родившийся в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой край, город неповторим. Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми. Наряду с этим детям необходимо прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, трудовой подвиг. Детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности [1, с. 25].
Патриотизм, применительно к ребенку среднего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Под патриотическим воспитанием дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
К основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся:
– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
– к природе родного края;
– к культурному наследию своего народа;
– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям [2, c. 33].
Одним из направлений патриотического воспитания в нашем детском саду является формирование у дошкольников представлений о родном городе и его достопримечательностях, которое предполагает:
· включение материала о родном крае в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
· введение краеведческого материала в работу с детьми, с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
· формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
· развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;
· осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.);
· привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями родного города;
· осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
· создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты;
· организацию работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться и детям;
· создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Традиционно в нашем дошкольном учреждении используются следующие формы работы по формированию у дошкольников представлений о достопримечательностях родного города: целевые прогулки и экскурсии; наблюдения (например, позволяющие видеть изменения в облике города, района, улицы и т. п.); рассказ, сочетание показа нужных объектов с непосредственными наблюдениями детей; беседы с детьми о родном городе; использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин и т. д.; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок; рассматривание достопримечательностей города на открытках, в альбомах, лепка, рисование, аппликация по тематике, посвященной родному городу; организация в детском саду выставки детских работ на эту тему.
Специфической особенностью процесса формирования у дошкольников представлений о родном городе и его достопримечательностях является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство малой Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному городу начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма, формирование у дошкольников представлений о родном городе и его достопримечательностях возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным городом являются экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.
Путешествия по городу с детьми среднего дошкольного возраста начинаются с территории детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения оборудование детских площадок, дети узнают о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознают, сколько труда и сил вкладывают сотрудники детского сада в эту работу.
После проведенной экскурсии в групповой комнате оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад».
Следующим этапом работы стала прогулка-экскурсия в детский городок, расположенный в парке культуры и отдыха имени А. С. Пушкина. В ходе экскурсии я рассказывала детям, что в создании этого городка принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, мастера резьбы по дереву, строители, тем самым у детей воспитывается чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
Целевая прогулка в парк, помогает ребенку увидеть и почувствовать красоту родного города: зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, партерные газоны с роскошными клумбами. Беседа о правилах поведения в парке способствует решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению у дошкольников желания сохранять и создавать подобную красоту.
После посещения парка им. А. С. Пушкина дошкольникам было предложено нарисовать то, что они увидели.
О тружениках, внесших вклад в развитие нашего города, маленькие воспитанники узнали во время экскурсии к городской Доске Почета. Расширить представления детей о профессиях и содержании труда горожан, помогают экскурсии в аптеку, на почту, на автовокзал, в магазин продуктовых и промышленных товаров, в парикмахерскую.
После данного цикла экскурсий в группе организовывается сюжетное рисование на тему: «Профессии нашего города».
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, продавец, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
Экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», к часовне в память погибших воинов, возложение живых цветов, способствуют воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов наших предков. В ходе беседы педагог закрепляет в речи детей такие слова, как «родной», «малая родина», «Отчизна», «Родина». По данной тематике было предложено родителям совместно с ребенком нарисовать рисунок на тему: «Никто не забыт, ничто не забыть».
При ознакомлении с историей родного города я организую и поисковую деятельность: детям вместе с родителями предлагается сделать книжку-малышку о своей улице. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
Формирование представлений у детей 4-5 лет о достопримечательностях родного города невозможно без установления тесной связи с семьей. Я использую следующие формы и методы работы с родителями: творческие домашние задания: придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я»; консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимися земляками», «Учим детей любить и беречь свой город»; разработать экскурсионный маршрут «Отдыхаем всей семьёй».
На занятиях изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием провожу дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников представлений о родном городе.
Закрепить знания ребят о достопримечательностях города помогает игра «Кто быстрее?».
Детям предлагался план-схема на которой изображены самые яркие достопримечательности города, кубик с числовыми фигурами от 0 до 6, фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать о нем.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Саранска помогут игры: лото «Саранск», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».
В лото «Саранск» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого-либо известного места, здания города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:
· Наш город называется Россия (Нет. Саранск).
· На гербе нашего города изображена лошадь. (Не верно. Это лиса).
· Главная площадь Саранска– пл. Советская (Да) и т. д.
Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова:
Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например:
1. Назови город, в котором мы живём?
2. Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок.
Можно также провести игру «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например: «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Вечный огонь. Как она называется? и т. д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.
Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон». Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось.
Знакомя детей с достопримечательностями города, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Литература:
1. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова.
· М. : Владос, 2007.
· 125 с.
3. Лосева, А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город / А. Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3. – С. 90-94.
4. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина.
· М. : Педагогика, 2005.
· 145 с.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15