План занятия Заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова


План занятия.
Радякин И. В., педагог дополнительного образования объединения «Стендовое моделирование» ДДТ № 4 г. Новокузнецка
Тема занятия: Заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова (г. Новосибирск)
Продолжительность занятия: 45 минут. Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Цель: знакомство с процессом создания самолета, с профессиями отрасли самолетостроения.
Задачи:
расширить кругозор в области самолетостроения;
познакомить с основами знаний по конструкторско-технологической деятельности;
развивать умения анализировать и контролировать последовательность своих действий;
воспитывать аккуратность и тщательность в процессе работы.
Оборудование: модели самолетов, иллюстрации с изображением самолетов, таблички с названиями: «Авиационный завод», «Генеральный директор», «Конструкторское бюро», «Сборочный цех», «Испытательный полигон», «ОТК»; таблица для фиксации результатов проведенных испытаний с моделями, шаблоны отдельных деталей, картон, скрепки, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, кисточки, фломастеры.Ход занятия:
1.Организационный момент.
Проверка организации рабочего места, готовности учащихся к занятию.
2.Подготовительный этап.
- Сегодня у нас с вами состоится заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова.   Валерий Павлович Чкалов родился в 1904 г. С 1930 он летчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС, испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. 18 - 20 июня 1937 с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил героический перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 ч).
В разные годы заводе им. Чкалова строились: Як-7Б, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П, Су-9, Су-11, Су-15, Су-24, Су-32ФН, Су-34, Ан-2, Ан-38, SSJ Сухой Суперджет.
На авиастроительном заводе мы познакомимся с основами производства самолетов и профессиями, связанными с самолетостроением, а также каждый из вас создаст свой собственный самолет. Постарайтесь сделать ваши самолеты также достойно как это делают взрослые самолетостроители!
3. Основной этап.
Как вы думаете, можем ли мы сразу по пасть на территорию завода? (нет). Почему? (надо выписать пропуск).
Где можно получить разрешение для входа на территорию? (у генерального директора). Генеральный директор является главным руководителем завода.
Получив пропуск, мы отправляемся в конструкторское бюро. Кто работает в конструкторском бюро? (инженеры-конструкторы). Чем они занимаются? (проектируют, создают чертежи будущего самолета и его деталей). О чем должны помнить конструкторы? (чертежи должныбыть точными, четкими).
А сейчас вы побываете в роли конструкторов, придумаете проект своего будущего самолета. Для работы вы можете воспользоваться шаблонами, а можете начертить чертеж по собственному замыслу.
Что вам для этого понадобится? (бумага, простой карандаш, линейка, ластик).
Практическая работа (работа в конструкторском бюро).
- Итак конструкторы завершили свою работу. - Куда отправимся дальше? (в сборочный цех).
Что делают в сборочном цехе, кто тaм работает? (слесари-сборщики и техники-монтажники оборудования производят сборку самолета).
И вот вы - слесари-сборщики. Какая задача стоит перед вами, на что вам необходимо обратить внимание? (перевести контуры деталей будущего изделия на картон, аккуратно их вырезать, приклеить; собранное изделие должно быть прочным; детали точно и правильно расположенными).
Практическая работа (работа в сборочном цехе).
-Самолет построен, он сошел с конвейера.
Завершилась ли работа по созданию самолета на этом? (нет). Почему? (каждый самолет должен пройти испытания). Где проводится испытания самолета? (на испытательном полигоне). Кто проводит испытания? (летчик-испытатель, опытный пилот).
-Сейчас мы отправимся на испытательный полигон и побываем в роли летчиков-испытателей.
-Какие качества присущи летчику-испытателю? (уверенность, смелость, решительность, самообладание, хладнокровие, сдержанность (умение контролировать свои чувства, эмоции, умение проявить характер, волю, так как при испытании могут возникнуть различные ситуации). Рассказ одного из старших ребят: во время Великой отечественной войны 10 июля 1943 года прямо на Красный проспект г. Новосибирска упал истребитель. Удар был такой силы, что машина вошла в землю на несколько метров. Невероятно, но не был разрушен ни один дом, никто из горожан тоже не попал под упавшую с неба махину. Летчик, который управлял самолетом, погиб. Василий Илларионович Старощук в тот роковой день испытывал серийный Як-7.
Испытание моделей. Работа на испытательном полигоне.
Параметры испытаний: дальность и плавность полета, точность приземления.
Каждому участнику дается по 3 попытки в каждом виде испытания модели.
Рассказ одного из старших ребят: Полковник Игорь Викторович Вотинцев, Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации. В 1987 г. на истребителе Су-27 совершил беспосадочный перелет по маршруту Раменское - Комсомольск-на-Амуре - Раменское с четырьмя дозаправками в воздухе, преодолев расстояние более 13 тыс. км и пробыв в воздухе 15 часов 42 минуты. На самолете Су-32 установил мировой рекорд высоты с грузом 5т.Ваш маршрут, ребята, значительно короче, но преодолеть его будет тоже не легко.
Испытания на дальность полета.
На расстоянии 7 метров от линии старта проводится черта. Участники по очереди выходят на линию старта и запускают свои модели. Модель самолета, пролетевшая заданное расстояние, считается прошедшей испытание.
Испытания на плавность полета.
Правильно отцентрировать модель с помощью груза (скрепок), отрегулировать рули управления, произвести запуск модели. Модель самолета, пролетевшая плавно, красиво – признается прошедшей испытание.
Испытания на точность приземления.
Рассказ одного из старших ребят: Полковник Пугачев Виктор Георгиевич Герой Советского Союза, зacлуженный лётчик-испытатель СССР. Проводил летные испытания фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей палубного базирования Су-33, их двигателей и систем; первым исполнил уникальный маневр, получивший название «Кобра Пугачева». Первого ноября 1989 года им была выполнена первая в отечественной практике посадка на палубу корабля «Адмирал Кузнецов».
У вас ребята задача проще, но тоже требует большого старания.
Посадочная площадка (лист цветного картона) находится на расстоянии 6-7 метров. Модель, приземлившаяся на заданную площадку, считается прошедшей испытание.
-Испытания завершены. Но наше знакомство с заводомеще не закончилось. Самолет проходит еще одну проверку в отделе технического контроля (ОТК). Здесь проверяют качество изготовления, и качество сборки и отладки оборудования и вооружения. Если самолет прошел проверку, то ОТК дает разрешение на серийное производство. В нашем случае контроль качества проведут старшие ребята.
Каждый самолет имеет свое название и бортовой номер. В название самолета входит фамилия конструктора. Каждый из вас сегодня был в роли конструктора, создал свою модель, поэтому ваш самолет будет носить название, произошедшее от вашей фамилии, а бортовым номером самолета будет сегодняшнее число. (Обучающиеся подписывают свои модели).
Объявление комиссией результатов оценки изделий. Вручение сертификатов.
4. Заключительный этап. Подведение итогов.
Что интересного узнали во время заочного знакомства с авиазаводом?
С какими профессиями познакомились?
Все ли справились с заданиями?
С какими трудностями встретились во время работы (знакомства)?
Насколько интересно для вас прошло наше знакомство с авиастроительным заводом?
Сложен и длителен процесс создания самолета; много специалистов задействовано в его создании, чтобы он мог долго и надежно служить людям и нашей Родине!