Проектная работа на тему Самостоятельная работа на уроках литературы


Проектная работа
Самостоятельная работа на уроках литературы .Работа выполнена:
Шакировой З.Г., учителем русского языка
и литературы
МБОУ «Верхнеошминская ООШ»
Мамадышского муниципального района
Республики ТатарстанСодержание
Введение 3
ГЛАВА 1.Теретическая основа изучения самостоятельную работу учащихся на уроках литературы. 5
1.1. Задачи самостоятельной работы. 5
1.2. Классификация самостоятельных работ. 9
ГЛАВА 2. Организация самостоятельных работ на уроке литературы в 5-6 классах. 14
2.1.Формы и виды самостоятельной работы учащихся на уроках литературы 14
2.1.Метод проекта на уроке литературы 22
Заключение 28
Введение.
В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.
Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.
Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Главное на уроке – работа учащихся.
И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время.
ГЛАВА 1.Теретическая основа изучения самостоятельную работу учащихся на уроках литературы.
1.1.Задачи самостоятельной работы.
Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Под самостоятельной работой учащихся понимается такая работа, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Понятие “самостоятельная работа” используется различными авторами в разном значении. Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г.Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает “такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика”. Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает учебная программа или познавательная задача. Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.) Вообще под “самостоятельностью” в психологии понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью, планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Так Я.А.Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным - это значит “стоять самому”, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. По основной дидактической цели самостоятельную работу можно разделить на три группы работ, направленных на:1)приобретение и расширение знаний;2)овладение умениями и навыками;3)применение знаний, умений, навыков.Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить три уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.
При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную медику его выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.
В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаниями – соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Однако реальное положение вещей далеко от идеала.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учениками без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Самостоятельная работа может осуществляться школьниками на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, наблюдений и т. д.
Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала так и при повторении и обобщении изученного. Поэтому при организации самостоятельной работы важно не допускать перегрузки учащихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности.
Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников еще и потому, что происходит активизация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя –консультантом, с учителем, общение с учебником, словарем, справочником.
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма учебной деятельности школьника, характеризующаяся всеми перечисленными выше её особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности. Она, по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью школьника в классе.
Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников.
Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей учащихся, нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет достигнут нужный результат.
1.2. Классификация самостоятельных работ.
Перед самостоятельными работами ставится цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует их подготовке к жизни. Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
При разработке системы самостоятельных работ важно знать не только задачи, стоящие перед ними, но и существующие формы и виды.
От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.
Самостоятельная работа может быть: индивидуальной; в парах; групповой, фронтальной.
Выделяют такие формы самостоятельных работ, как: проведение эксперимента (опыты и лабораторные работы); работа с учебной литературой и наглядностью; использование рабочих тетрадей; работа со средствами ИКТ; самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний; домашние задания, задания на лето и др.
Классифицировать самостоятельные работы по видам можно с разных точек зрения.
1) С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды самостоятельных работ по определенным разделам и темам.
2) По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности: а) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, б) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации, в) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.
3) С точки зрения развития логического мышления, различают самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности: а) на проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного, б) на проведение анализа с последующими выводами, в) на раскрытие причинно-следственных связей, г) на формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся по плану, д) на формирование приемов классификации.
4) По компонентам знаний, направленных на формирование: а) общих понятий, б) знаний фактов, в) закономерностей, г) приемов учебной деятельности.
5) По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: а) воспроизведение опорных знаний и умений, б) закрепления изученного материала, в) приобретение новых знаний и умений, г) повторения и обобщения знаний и умения, д) проверки знаний, умений и навыков, е) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
6) Поскольку любая самостоятельная работа учеников проводится на основе какого-либо учебного пособия (карты, учебника, раздаточного учебного материала), необходимо иметь ввидуклассификацию самостоятельных работ по источникам знаний.
7) По форме задания: а) на узнавание, б) на воспроизведение, в) на преобразование, г) на выбор и творческие.
8) По оформлению ответов: а) устно, б) письменно, в) схематически, г) практически.
9) По месту в процессе обучения: а) на этапе изучения новых знаний, б) их осмысления, в) применения, г) обобщения и систематизации, д) контроля.
10) По месту выполнения: а) на уроке, б) вне урока.
11) По охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
12) По методу: а) наблюдение; б) чтение; в) работа с текстом учебника и т. д.
13) По звеньям учебного процесса: а) задание на восприятие; б) задание на систематизацию; в) задание на закрепление учебного материала; задание на повторение учебного материала.
14) По характеру познавательной деятельности обучаемого: а) репродуктивные задание; б) творческие (продуктивные).
15) По характеру руководства: а) подробные инструкции; б) менее подробные инструкции.
16) А также: традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.
Задания тестового характера: задания составлены таким образом, что каждый вид теста отражает лишь какой либо один аспект знаний.
Предлагается несколько видов: а) тесты на нахождение соответствия, б) тесты-альтернативы, в) тесты с множественным выбором и др.
Конструктивные задания: это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы. Они как бы определяют ход рассуждения ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и наполняют собой алгоритмическое предписание.
Самостоятельная работа осуществляется на лекциях, групповых занятиях, в часы самостоятельной подготовки.
На лекциях она проявляется:
- при осмыслении лекционного материала;
- во время кратких ответов на вопросы, персонально поставленные учителем;
- при конспектировании лекции;
- при работе с рисунками, графиками, схемами и т. д., если это лекция-визуализация;
- при составлении таблиц, плана;
- работе с новыми понятиями.
На групповых занятиях самостоятельная работа проявляется:
- в ходе выступления с рефератами, докладами, сообщениями;
- при участии в дискуссиях;
- при выработке ответов на вопросы;
- при тестировании;
- в ходе прослушивания и оценивания выступлений одноклассников;
- при ведении записи новой информации.
В часы выполнения домашних заданий она проявляется:
- при чтении и доработки конспекта лекции;
- при чтении учебника и ведении записей прочитанного;
- при конспектировании источников;
- при выполнении письменных работ;
- при устной отработки выступления на предстоящем семинаре и т. д.
Более высоким уровнем самостоятельной работы является применение таких технологий и уроков как:
технологии модульного обучения, технологии индивидуального обучения, уроков-исследований,
лабораторных занятий, семинаров, лекций, дискуссий, сообщений и т. д.
ГЛАВА 2. Организация самостоятельных работ на уроке литературы в 5-6 классах.
2.1.Формы и виды самостоятельной работы учащихся на уроках Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Воспитать у школьников любовь и уважение к книге как источнику знаний, научить их самостоятельно работать с ней — одна из важнейших задач преподавания учебных предметов в школе. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:
- выделить главное в тексте (существенные признаки изучаемых явлений, сущность законов и др.);
- самостоятельно разбираться в теоретическом материале;
- пользоваться рисунками, таблицами;
- составлять план (конспект) прочитанного;
- излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников;
- пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями;
- работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.
В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.
Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся вскрыть имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.
Домашняя самостоятельная работа учащихся.
Домашняя самостоятельная работа учащихся по русскому языку — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной организации она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на уроке.
Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Усвоение знаний, понятий, процесс выработки умений и навыков у разных учащихся происходит неодинаково. Одни быстро усваивают изучаемый материал, другим требуется больше времени на его осмысливание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.
При организации домашней работы учащихся нужно иметь в виду следующее:
домашние задания нельзя сводить только к заучиванию правил, нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает интерес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.
Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету
При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.
Во всех случаях необходим должный контроль за выполнением домашних заданий.
Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует систематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика.
Способным школьникам систематически необходимо предлагать более сложные задания. Это содействует дальнейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале и предупреждению появления у них самоуверенности, поверхностного отношения к изучению предмета.
Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научится самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны пополнятся, что на уроке важно не только и не столько «переедать» их, сколько сформировать у ученика умение и потребность учится, черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. В связи с этим следует особо выделить проблему повышения эффективности урока, так как именно на нем решаются главные задачи обучения и воспитания.
Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель.
Работа в паре.
Остановлюсь на работе в паре. Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, выполняемых учителем. Желательно, чтобы в паре один из учащихся должен быть сильнее. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Оценивая работу, ученики пользуются памяткой:
Знает материал, не знает, непрочно знает.
Ответ полный, неполный.
Работал самостоятельно, с помощью.
Допустил ошибки( какие, сколько )
Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется.
Язык, речь.
Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
На уроке литературы можно поработать в парах над выразительным чтением стихов, связными рассказами о писателях, о героях.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Аукцион.
В конце изучения темы я провожу аукцион знаний. К этому аукциону ребята готовятся самостоятельно. Заранее я объявляю только тему аукциона.Например: при проведении аукциона по сказкам Андерсена в 5 классе я использовала следующие вопросы:
1. По каким странам путешествовал Г.Х.Андерсен?
2. Сколько сказок написал всего Г.Х.Андерсен?
3. О каких временах года писал?
4. В каких сказках он упоминает о розах?
5. Кто писал иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена?
6. У кого и где побывала Герда?
7. Сколько оловянных солдатиков в сказке?
Литературная карточка.
Интересна и эффективна работас учащимися по литературнымкарточкам, куда входят отрывки художественных произведений, иллюстрации к ним.
Удобна форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на зачетном уроке, когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения. Работа рассчитвается на один урок.
Литературная карточка сообщает новый материал, учит сопоставлять изученное на уроке со сведениями, содержащимися в ней. Благодаря этому у учащихся возникают новые литературные аналогии, обобщающие устную и письменную речь. Карточки даются с определенным заданием. Например: выступить перед классом и передать содержание литературной карточки; прочитать текст карточки вслух и высказать свои соображения по ее содержанию, на основе сведений, содержащихся в карточке.
Сочинение.
Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.
Прочитав сочинения учащихся, я обдумываю, как построить изучение творчества писателя, чтобы раскрыть всю его ценность, как показать черты личности героя, на которых можно воспитывать.
При изучении текста большое значение придаю такой работе: учащиеся должны подобрать материал о герое и сделать обобщение без опоры на учебник.
Большую трудность при написании сочинения вызывает подбор эпиграфа к сочинению. Я посоветовала ребятам завести отдельные тетради и писать в них яркие выразительные высказывания о Родине, о чувстве долга, о патриотизме, о природе и др.Тетради с высказываниями – отличные помощники в подборе эпиграфов. Теперь в сочинениях учащихся эпиграфы практически не повторяются.
Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.
На уроках литературы с целью развития интереса не только к произведению, но и к писателю и его творчеству я даю задание ребятам поискового характера – написать реферат о жизни и творчестве писателя. Учащиеся самостоятельно собирают необходимый материал, причем выполняют эту работу с большим интересом, зная, что их будут заслушивать на уроке. Тематика рефератов самая разнообразная: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Игорь Северянин – певец русской природы», «Творческий путь А.П.Платонова», «Творчество С.Я.Маршака», «С.В.Михалков – лучший русский баснописец ХХ века», «Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова».
С интересом пишут учащиеся доклады.
Эта работа в большей мере, чем какая-либо другая, развивает навыки самостоятельного мышления и речь учащихся. Различают доклады исследовательского характера и проблемно-дискуссионные доклады.
Сущность исследовательского доклада состоит в том, что создается он в результате самостоятельного рассмотрения учащимися художественного текста (эпизода, главы, отдельного рассказа, стихотворения и т.д.) под углом зрения определенной проблемы. В отличие от работы над информативным докладом, когда выступающий отбирает, преломляет через свое сознание и организует в собственное высказывание уже готовые, полученные из конкретных источников сведения, в исследовательском докладе на первый план выходят собственные суждения, вытекающие из анализа фактического материала, а также знакомства с литературоведческой, критической и учебной литературой. Методика подготовки такого рода устных докладов достаточно сложна, она требует выработки у школьников свежего взгляда на текст художественного произведения. Очень полезно на уроках литературы проведение коллективной подготовки исследовательского доклада на тему, которая бы, с одной стороны, не находила подробного освещения в учебнике и пособиях для учащихся, а с другой, была актуальной и вызывала интерес большей части класса, и ее постановка уже требовала собственного подхода к разрешению проблемы и организации текста.Проблемно-дискуссионные доклады требуют от учащихся максимальной самостоятельности в анализе и оценке литературных материалов, в выборе структуры высказывания, в формулировке темы и задач, в использовании приемов общения с аудиторией. Именно этот вид докладов имел в виду В.В. Голубков, когда писал: "Особенно полезны для развития устной речи те виды выступлений, где учащийся должен высказывать и защищать свои взгляды, спорить с противниками: это устный доклад, участие в конференции, в диспуте. Дискуссионная форма устной речи обычно обостряет внимание к слову, побуждает искать те выражения, которые передают смысл с наибольшей силой и яркостью" (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 455). Такой доклад предполагает рассмотрение и учет разных позиций, высказанных критиками или литературоведами на произведение в целом или его художественные образы, обоснование собственного мнения. В своем выступлении докладчик может и полемизировать с позициями своих одноклассников, убеждать их в правильности собственной точки зрения. Такие доклады целесообразно заслушивать на уроках углубленного анализа текста, заключительных занятиях, по обзорным темам, на уроках внеклассного чтения и развития устной речи, на факультативных занятиях.
Возникает вопрос о структуре проблемно-дискуссионного доклада. Правильное его построение способствует усилению внимания слушателей, а также включение их в активное обсуждение рассматриваемой проблемы. В процессе индивидуальных консультаций, на уроках развития речи, а также в обсуждении конкретных докладов учителя знакомят старшеклассников с некоторыми способами полемического построения доклада на литературные темы и рассмотрения в них дискуссионных вопросов. На уроках создаются определенные учебные ситуации, позволяющие реализовать эти способы и приемы в речевой деятельности учащихся.
Если доклад основывается на изложении и анализе различных позиций критиков или литературоведов, то в начале его можно сконцентрировать существо дискуссии, определить спорные позиции, затем объективно рассмотреть их и дать оценку с точки зрения докладчика, показать сильные и слабые стороны каждой позиции, наконец, обосновать ту точку зрения, которой придерживается сам докладчик. К примеру, при знакомстве с рассказами В.М. Шукшина в одиннадцатом классе учащимся было предложено выступить с докладами по отдельным рассказам писателя, учитывая различные их оценки в критике. Среди других рассказов школьников особенно заинтересовал "Срезал", проблематика и герои которого в критической литературе получили не только различное, но и даже диаметрально противоположное толкование. Одни (например, В. Горн) считают, что в рассказе поднимается тема взаимоотношений города и деревни, что автор высмеивает незадачливого кандидата Костю Журавлева, полностью оторвавшегося от родной почвы, и противопоставляют ему истинно народный характер деревенского самородка Глеба Капустина. Другие (В. Апухтина, Л. Емельянов) видят основную проблему этого произведения в осуждении зла, в какой бы форме оно ни существовало, и с этой точки зрения анализируют идейно-художественное своеобразие рассказа. Раскрыв в начале доклада позиции критиков, выступающий развивает ту, которая ему представляется правильной или ищет свою, отличную от изложенных.
В работе по подготовке проблемно-дискуссионного доклада формируются умения учащихся определять главную мысль. Учитель ставит перед докладчиком задачу, в зависимости от избранного им подхода к проблематике и оценке героев самостоятельно сформулировать тему своего выступления и составить план ее развития.
Довольно сложный вид самостоятельной работы на уроке – составление плана по ответу учащегося, составление плана по лекции учителя. Сначала я предлагала составлять план моего рассказа, в этих случаях старалась особенно четко выделять главное. Затем заслушиваем и обсуждаем два-три плана.
Во внеурочное время я организую самостоятельную работу по литературе. Ежегодно я провожу читательские конференции, которые требуют самостоятельной работы с книгой. Заранее я даю произведение для прочтения. За две недели до конференции вывешиваю на стенд вопросы по произведению.
В 5 классе я провела читательскую конференцию на тему: «Сказка О.Уайльда «Счастливый принц».
Такая работа способствует развитию интереса к книге, чтению, читательских умений учащихся; развитие познавательных интересов; нравственных качеств: мужества, стойкости, человеческого достоинства, любви к родине, сострадания, милосердия, доброты, любви к людям.Очень часто я провожу викторины по творчеству писателей и поэтов.
О том, что будет викторина по творчеству того или иного писателя я сообщаю детям заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска по творчеству писателя, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать горы литературы по творчеству писателя, а также познакомиться непосредственно с его произведениями.
Очень интересно прошли викторины по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Б.Пастернака, О.Уайльда, К.Паустовского, М.Пришвина, А.Н.Островского.
Составление кроссвордов по творчеству писателя – один из эффективных видов самостоятельной работы.
В начале каждой четверти я знакомлю ребят со списком авторов и их произведений, с которыми предстоит познакомиться ребятам. Предлагаю выбрать автора и составить кроссворд по его творчеству. На обобщающих уроках по творчеству писателей ребята разгадывают составленные кроссворды.
Такая работа помогает учащимся самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету и творчеству писателя.

2.2. Метод проекта на уроке литературы
В своей педагогической деятельности я использую метод проектной деятельности.
Провожу уроки – презентации, подготовка к которым требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска.
Готовить учащихся к этому виду деятельности нужно с 5–6 класса. Конечно, мы решаем не очень сложные и значимые проблемы. Цель другая – научить ребят работать с дополнительной литературой, находить в ней ответы на поставленные вопросы; научить анализировать и систематизировать собранный материал, обобщать и делать выводы; проводить наблюдения и эксперименты, вести дневник наблюдений, оформлять отчёты о проделанной работе; работать в группе; применять современные информационные технологии; создавать презентации и компьютерные ролики; представлять результаты своих исследований перед публикой.В пятом классе, я использую только элементы этой работы. А затем проекты становятся сложнее.
С каждой группой работаю индивидуально. Составляется график занятий. Сначала я объясняю цель работы, даю список рекомендованной литературы, ребята составляют план работы, распределяют обязанности, назначают старшего в группе. Начинаем со сбора информации. Помимо рекомендованных книг, ребята находят свои источники информации, в том числе и сеть Интернет. Затем наступает этап систематизации и анализа собранного материала. Учащиеся собирают гербарии растений, рисунки и фотографии; проводят наблюдения и закладывают опыты, учатся оформлять результаты наблюдений и исследований, делать выводы.
Когда теоретического материала собрано достаточно, и готовы результаты исследований, мы приступаем к оформлению проектов. Это очень важный этап. Нужно соблюдать чётко все правила: составить план; во вступлении отразить актуальность темы, цель и задачи; рассказать об использованных формах и методах работы; основная часть должна полностью раскрыть тему; в заключении нужно сделать обобщение, выводы. Проектная работа должна содержать приложение с результатами исследований, рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами.С особым удовольствием ребята занимаются созданием компьютерных презентаций своих проектов. Большинство имеют навыки такой деятельности, а некоторым приходится объяснять.
Темпы работы, доля помощи учителя, качество выполнения проекта отличаются у разных групп. Но общий результат положительный. Все ребята выполняют свой объём работ, узнают много нового, растёт интерес к предмету. Работа в группах способствует сплочению ребят, они учатся вместе, помогают друг другу, ребята, которые сделали свои проекты, консультируют других.
Презентации своих проектов ребята делают разные. Одни учащиеся, используя компьютерную презентацию, рассказывают о проделанной работе. Другие – проводят в классе практические работы, показывают эксперименты. Третьи – готовят театрализованное представление, песни. Это позволяет проявить ребятам свою индивидуальность, талант, инициативу, преодолеть скованность.
Главное, чтобы эта работа имела системный характер, а не эпизодический. Привлечение к проектной работе учащихся продолжается и в средних, и старших классах. Эта деятельность позволяет активизировать и разнообразить учебный процесс, расширяет и повышает качество знаний обучающихся, формирует у обучающихся ключевые компетентности, которые помогут им в будущем определиться с выбором профессии, найти своё место в обществе.Работа над проектом в 5-6 классах. Срок -2 года. Предмет – литература Дальнего Востока. Мотивация: создать работы, которые будут в следующем году представлены на конкурсах; продолжить помогать учителю накапливать творческий материал к урокам. Мотивация: помочь себе идругим узнать значение слов, увидеть предметы, скрытые за словами; стать непосредственным участником в создании будущих уроков. Погружение в проект: - выявление проблемы, - определение темы и целей проекта, задач исследования.
Проблема. Есть ли связь между прошлым и настоящим? Какую тайну скрывают слова в сказках народов Дальнего Востока?
Тема: «Мифы народов Дальнего Востока». Цель проекта: увидеть взаимосвязь между прошлым и настоящим, основываясь на мифологию коренных народов Дальнего Востока. Задачи проекта: - подобрать и прочитать тексты мифов, научную литературу по выбранной теме; - найти материал в школьном музее; - создать коллекцию иллюстраций для оформления работы; - разработать и подготовить итоговую творческую работу
Тема: «Сказки народов Дальнего Востока». Цель проекта: на основе текстов дальневосточных сказок раскрыть лексическое значение слов, называющих предметы быта и культуры народов Дальнего Востока. Задачи проекта: - составить картотеку слов, связанных с бытом и культурой народов Дальнего Востока; - подобрать справочный и иллюстративный материал; - разработать и подготовить итоговую творческую работу, обобщающую накопленный материал.
Выводы: личностное присвоение проблемы, совместный выбор темы. Самостоятельная формулировка цели и задач, обсуждение, уточнение, конкретизация и принятие учащимися. Активная роль учащихся. Выводы: предложения и формулировки были сделаны учителем, обсуждены учащимися и единогласно приняты. Пассивная роль учащихся.
Учащиеся сами выбирали количество участников в проекте: парные и индивидуальные.Основываясь на опыт прошлого года, ученики самостоятельно спланировали работу и выбрали форму презентации результатов. Класс был разделён на 2 группы по желанию, но с учётом разных возможностей учащихся. По совету учителя распределены роли в группах. Совместно спланировали работу, каждая группа определила план своей работы. Формы презентации результатов были предложены учителем, группа выбрала свою форму.
Как осуществляется самостоятельная работа: а) самостоятельная работа согласно индивидуальному плану проекта; б) консультации по графику; в) работа над материалом с учётом замечаний учителя; г) подготовка чернового варианта проекта; Самостоятельная работа групп: а) анализ сказок и составление картотеки; б) работа с различным справочным материалом; в) сбор материала о предметах быта и культуры; г) подбор иллюстративного материала, создание собственных рисунков.
Осуществление деятельности: исследовательская деятельность, оформление результатов, подготовка отчёта о проделанной работе.
д) отчёт в о проделанной работе; е) подготовка презентации результатов; ж) предварительная защита работ, обсуждение, советы учащихся по оформлению; з) доработка презентации; и) заполнение «Паспорта проекта» каждым участником с помощью учителя. д) выступление творческих групп с анализом проделанной работы; е) подготовка презентации результатов в черновом варианте, обсуждение и утверждение; ж) подготовка учителем паспорта проекта (один на класс); з) оформление результатов; и) подготовка защиты проекта по памятке.
Проект защищали все участники, самостоятельно выбрав форму отчёта. Оценивали работу одноклассники и сам выступающий. Были заполнены «Лист оценивания проекта», «Анкеты участников проекта». На защите проекта выступали все группы, каждому члену группы была отведена своя роль (распределял учитель). Оценивали работы ученики 9 класса. Учащиеся заполнили «Отчёт о выполненной работе» и «Лист контроля прогресса проектной деятельности». 4. Защита проекта: представление готового продукта исследования, рефлексия деятельности и результата, взаимооценка и самооценка деятельности и её результативности.
Анкета участника проекта
1. Какими источниками информации Вы пользовались при подготовке проекта?.
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проекта?
3. Подготовка проекта оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
4. Работая над проектом, вы использовали компьютерную технику. Доступ к технике у вас был:
5. Хотели бы Вы свой проект разместить в Интернет?
6. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
7. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по- другому?
Таким образом, ученики знакомятсяс тем, что проект –это результат коллективной деятельности, имеющий свои цели и задачи, срок и т.д.
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Продуктивным является этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополнительного элемента в организации самостоятельной работы ученика
Заключение.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает учащимся глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.
Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение.
На своих уроках я создаю среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу учащихся следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.
Я организую самостоятельную работу на любом по типу уроке, а также на всех его этапах: при объявлении темы урока, работы над целями, во время повторения пройденного и изучения нового материала, закрепления, а также давая задание на дом.
Главное для меня – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности. Ведь как сказал А.С.Пушкин: «Самостояние человека – залог величия его».
Литература
1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
Рыбников В.В., Марихин С.В., Уманец Д.М. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования. Народное образование. Педагогика. №4, 2013
Панфилова Г.С.Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984
Майман Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. - М., 1985
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985.
Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов. - М., 1996.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы.-М.: Академ А, 1999
И.В.Журова..«Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы…» в средних профтехучилищах.
Москва, «Высшая школа» 1979
Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. Москва «Просвещение», 1978
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.
18. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. - М., 1985.
19. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. В 2 ч. - М., 1994.
20. Виноградов В.В. Поэтика и ее отношение к лингвистике и теории литературы. Вопросы языкознания. М.1962
21.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2004
22. Граудина Л.К., Ширяева Е.Н. Культура русской речи. – М.: Логос, 2007