Проектная-исследовательская работа Икона Матрона работа соломкой
Выбор и обоснование проекта
Патриарх Московский подарил Тобольской церкви икону Святой Матроны и мы решили её сделать своими руками.
Помимо собственного желания, необходимо также учитывать свои собственные возможности. Например, есть ли возможность достать необходимый материал, или хватит навыков и умений при изготовлении проекта. Оптимальным вариантом изделия для нас может стать икона из соломки. Перед собой мы поставили задачи:
Предмет исследования: солома в быту и в творчестве.
Объект исследования: икона из соломы.
Цель: ознакомление с технологией обработки соломы и изготовление иконы.
Задачи: 1) изучить историю использования соломы в быту, технологию ее обработки.
2) систематизировать собранные материалы.
3) изготовить икону.
Чем сложнее изделие, тем интереснее.
.
Историческая справка.
Православная икона и её место в доме.
Икона ( в переводе с греческого «изображение, образ»). Православные иконы сопровождали человека с первого дня рождения. Образы святых приносят в дом мир и спокойствие, объединяют семью, помогают мыслить и действовать с чистыми помыслами.
Иконы можно разделить на два вида: домовые и храмовые. К домовым относятся иконы, принадлежащие одному человеку или семье. Храмовые иконы не имеют принципиальных различий, как правило, они несколько больше и богато украшены.
У православной семьи в дома всегда есть иконы. В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами или же целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы, называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот.
Желательно, чтобы иконы были размещены на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии: «И насадил Господь Бог Рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал»
Конечно, современные квартиры строят без учёта красного угла и, бывает, что с восточной стороны расположена дверь. В таких случаях можно воспользоваться западной, северной или южной стенами. Главное, чтобы место перед иконами было свободно.
Святая Матрона Московская. История жизни и чудеса.
Святая Матрона Московская. История жизни.
Блаженная матрона родилась в 1885г в селе Себино Тульской области в бедной семье Дмитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой- у нее совсем не было глаз.
Поскольку семья Матроны была бедная, после рождения её хотели отдать в приют, но тут-то и произошло первое чудо. Мать Матроны увидела своего будущего ребёнка во сне в образе белой птицы с человеческими лицом и с закрытыми глазами, которая села ей на правую руку. Растолковав этот сон как знак Божий, девочку оставили в семье, и в будущем, благодаря её способностям исцеления и предсказания, Матрона стала её основной кормилицей. Своё имя Матрона получила при крещении в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века. При крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, был удивлён: « Я много крестил, но такого вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Ещё он добавил, что Матрона предскажет его кончину и займёт его место. Так и случилось. В возрасте семи лет у неё открылся дар предсказания и исцеления больных. Родные замечали у неё особенный дар: она чувствовала приближения опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, читала мысли, по её молитве люди получали исцеление от болезни и утешение в скорбях.
В семнадцатилетнем возрасте у Матроны внезапно отнялись ноги, но она всю жизнь смиренно несла свой крест. 5 марта 1925 году Матрона перебирается в Москву, где проживает до конца своих дней. Она становится бездомной странницей: кто пригласит, у того и жила.Предсказала Матрона и Великую Отечественную войну, и победу. 2 мая 1952 года Матрона умерла. По её желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слушать службу». 1 мая 1998 года гроб с честными останками был перенесён в Свято-Покровский женский монастырь на Таганской улице.
Последнее предсказание Матроны было таким: «На могилку мою малο будет ходить людей, только близкие. А когда и они умрут, запустеет моя могилка. Но через много лет люди узнают обо мне и пойдут толпами и будут просить меня помолиться о них перед Господом Богом. И всем я буду помогать и всех услышу».
Также давала совет близким: «После моей смерти вы приходите на могилку, я там всегда буду, я вам также буду помогать и молиться за вас, как при жизни моей. Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте»
02 мая 1999 года в Москве состоялась канонизация праведной старицы Матроны – подвижницы благочестия 20 века. Сейчас множество православных поклоняются иконам Матроны Московской.
Технологическая последовательность. Первым делом солому отчищаю от верхних покровных листьев, отрезаю соцвестие. Получается длинная узкая палочка с междоузлиями. Затем стебель разделяю на отдельные междоузия, выбрасываю узлы. Полученные трубочки сортирую по высоте ширине и раскладываю в стаканы.
Перед началом работы высушенною солому необходимо размягчить. Для этого подготовленные междоузлия помещаю в кипяток на 15-30 минут.
Затем разрезаю каждый стебель вдоль острым ножом (ножницами).
После запаривания солому необходимо разгладить, чтобы получить соломенную ленту. Разрезанную вдоль соломку кладу на стопку бумаги лицевой стороной вниз и проглаживают её горячим утюгом с внутренней, затем с лицевой стороны. Чем дольше её гладить (то есть подвергать термической обработке), тем темнее получится цвет.
Полученные соломенные ленты наклеиваем на бумагу так, чтобы не образовывались щели или просветы, и плотно прижимаю их, пока не высохнут. Для приклеивания соломенных лент использовал клей ПВА, но не следует наносить его слишком много, После наклеивания соломки чтобы клей не выступал из-под соломки и не оставлял некрасивых пятен. После наклеивания соломки на бумагу лист под прессом до полного высыхания, чтобы соломки не отклеились и не деформировались. В результате получается цельный «соломенный лист» Для своей работы заготовил несколько таких листов разных оттенков в соответствии с задуманной композицией.
Первым этапом при подготовке к этой аппликации является копирование схематического рисунка.
Далее именно на эту ксерокопию прикладываю бумагу для каллиграфических работ (калька) и обвожу простым карандашом детали-шаблоны при этом необходимо определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок. Обведённые детали на кальке наклеиваю к «соломенному листу», соблюдая необходимое направления полос соломки. Вырезаю по контуру, используя острые ножницы, и поэтапно наклеиваю на фоновую заготовку.
Готовую фоновую заготовку вырезаю и приклеиваю на предварительно подготовленную деревянную основу.
Техника безопасности.
На рабочем должна быть хорошая освещённость. Свет должен падать с левой стороны. Работать лучше возле окна при дневном свете.
Правила техники безопасности с утюгом. Следить за исправностью вилки, розетки, не было узлов на шнуре.
Следить за тем, чтобы шнур не перекручивался и не касался подошвы утюга.Должен стоять на специальной подставке.
Выключать из розетки нужно, берясь за корпус вилки сухими руками.
Правила работы с ножницами.
Работайте с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.Ножницы должны иметь тупые, округлённые концы. Не оставляйте ножницы раскрытыми.Ножницы кладите кольцами к себе.
Следите за движением лезвий во время резания.
Правила с лакокрасочными работами.
Не держать долго открытыми банки с красками При работе не подноси краски к лицу Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении После завершения работы вымой руки с мылом.
История возникновения техники работы с соломой.
Солома появилась в жизни наших предков очень давно, одновременно с земледелием. После обмолото урожая зерновых осталось так много соломы, что человек не мог не задуматься над возможностью её дальнейшего применения.
Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был наиболее доступный материал.
Позже рождается такой вид народного творчества, как аппликация из соломы. Народные умельцы украшали изделиями из соломы не только дома крестьян, но и храмы. Простая солома в их руках превращалась в драгоценный метал. Они изготавливали из неё предметы интерьера, игрушки, рамочки для икон. Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов , украшали деревянные сундучки, пасхальные яйца. В их изделиях солома горела золотом, сверкая всеми своими тонкими, блестящими, словно отполированными, нитями.
Народные мастера, чтобы принять своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета солому.
Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветного контраста между узором и соломки и тёмным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные царские врата в иконостасах храмов.
Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались в Беларуси ещё в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.
Возрождения ремесла и его развитие началось на Жлабинской фабрике, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В. Дехтяренко и её муж М. Дехтяренко. В 1960-70-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Много новых приёмов
внесли в традиционное искусство В. Басалыга, Т. Алексеева, В. Котов, и многие другие мастера и художники.Настенные ковры, украшённые криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов ещё в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях.Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных птиц.
С приходом на Русь православная икона заняла главное место в домах наших предков. Поэтому она, как важных элемент интерьера, имеющий к тому же глубокое религиозное значение, не могла остаться без внимания мастеров народного творчества. Иконы выполненные соломки, поистине могут считаться произведениями искусства, ведь переливаются они тысячами золотистых оттенков. Есть два подхода к оформлению икон из соломки.
Первый - когда весь образ создаётся из соломки разных оттенков. Второй - когда из соломки создаётся только оклад, А собственно икона напечатана или написала на бумаге, холсте, либо дереве.
Гимнастика для глаз.
При работе с соломкой требует от наших глаз почти постоянного напряжения. И, естественно, они устают. В таком случае отдых глазам просто необходим. Недаром У.Г. Бейтс и его ученица М.Д. Корбет, создали упражнения, которые довольно просты и не займут много времени.
Упражнение №1
На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторите упражнение 10 раз.
Упражнение №2
На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторите упражнение 3 раз.
Упражнение №3
Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов).
Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд. Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)
Упражнение — отдыхПальминг
Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным.
Заключение.
Проектную работу икона Светой блаженной Матроны Московской я оценил, как работу повышенной сложности. Так как я в первые работал с природным материалом соломка. И для того, чтобы сделать проект, мне необходимо было, изучить всю технологию работ по соломке.
Научиться правилам работ с природным материалом, а также освоить технику оформления готового изделия.
Проект «Икона Святой Блаженной Матроны Московской» - это первый мой проект. И я считаю что мы достигли той цели, которую ставили перед собой в начале работы.
В процессе работы над проектом, я научился работать в технике соломка изучил технологию работ в стиле -аппликация, получил новые знания.
Полученный опыт поможет мне, формировать понятия о красоте вещей, созданных своими руками, воспитывать наблюдательность, культуру труда и эстетическое восприятие мира.
Гипотеза: солома - это не только вторичный материал для использования в быту, но и объект творчества.
Список литературы:
1.Православные ИКОНЫ из соломки. И.Н.Наниашвили. Н.В. Величко. Издательство клуб семейного досуга 2012г.
2. http://www.excimerclinic.ru/press/eyegimnasti
3.Иконы из соломки. Ретивская. Л. Издательство Феникс 2010.
Серия Авангард.
4. http://samopazvitie.ru/svyatyie/matrona-moskovskaya.html Блог
Исцеления души и тела © samopazvitie.ru Инструменты.
Одним из важных условий качественного выполнения работы является правильная организация рабочего места. Главное требования: хорошее освещение, удобный устойчивый стол и стул, необходимое количество полок для хранения материалов и готовых изделий.
При изготовлении аппликации из соломки, требуются не только соответствующие навыки, но и определённый набор инструментов. Одним из главных инструментов при работе с соломкой является канцелярский нож.
Кроме того, понадобится: карандаш, ёмкость для клея, кисти разных размеров, маникюрные ножницы как с прямыми, так и с загнутыми концами, утюг. Рубанок, наждачная бумага для обработки доски.
Материалы.
Основным материалом, конечно, является сама солома.
Кроме самой соломой, для работы над аппликацией потребуется клей ПВА, бумагу для каллиграфических работ (калька). Перламутровые бусы. Для фона деревянная доска, достаточно зашкуренная и покрытая морилкой. Прозрачный лак для завершения работы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №68 ул. Лагунова15 г Тюмени. Тюменской области
Творческая работа по технологии
«Икона Святой Блаженной Матроны
Московской».
Выполнил: ученик 8 «А» класса.
Вязовиков. Д. Н. Руководитель проекта: учитель технологии
Бобылев. И. В
Содержание.
1.Выбор и обоснование проекта. 2. Историческая справка.
1) Православная икона и её место в доме.
2)Святая Матрона Московская. История жизни.
3. История возникновения техники работы с соломой.
4 Инструменты. Материалы.
5. Технологическая последовательность.
6. Техника безопасности.
7. Гимнастика для глаз.
8. Заключение. Список литературы.