Методическая разработка открытого урока по обществознанию Государство как политический институт
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Государство как политический институт
(методическая разработка открытого урока)
Разработала:
Милованова Е.А. ,
преподаватель гуманитарных дисциплин
ГБОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ»
Йошкар – Ола, 2015
Паспорт учебного занятия
Дисциплина – Обществознание
Дата – 23 марта 2015 года
Группа Д-11 (I курс), специальность – Дизайн (по отраслям)
Тема – «Государство как политический институт»
Цель: Формирование представления о государстве, как политическом институте общества, его функциях, признаках
Задачи:
Обучающие:
Актуализировать знания по теме политика и власть.
Сформировать представление о теориях происхождения государства, основных признаках государства, как политического института общества.
Определить основные функции государства
Развивающие:
развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать
развивать умение выделять главное
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к своей стране.
воспитывать чувство ответственности перед своим государством.
формировать интеллектуально развитую личность с целостным представлением о государстве
Тип урока – комбинированный
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Методы обучения – беседа, опрос, использование мультимедийной презентации.
Межпредметные связи: право, история.
Дидактическое оснащение и оборудование:
1. Мультимедийная установка: компьютер, мультимедийный проектор, экран
2. Мультимедийная презентация
3. Раздаточный материал: карточки с заданиями и таблицами.
Подготовка к учебному занятию
Обучающиеся должны:
Самостоятельно работать с текстами.
Участвовать в поисковой и исследовательской работе.
Аргументировано высказывать свою точку зрения по изучаемой теме.
Анализировать новый учебный материал, делать выводы по теме.
Подготовить сообщения на заданную тему.
Преподаватель должен:
Подготовить оборудование и оснащение к уроку.
Спланировать и организовать познавательную деятельность студентов на занятии и во внеаудиторное время.
Хронологическая карта учебного занятия – 45 мин.
Этапы и содержание занятия
Время (мин.)
1. Организационный момент
1
Проверка домашнего задания
4
2. Актуализация темы
1
3.Организация усвоения нового учебного материала
3.1 Сообщения обучающихся по вопросу «Основные теории происхождения государства»
20
Изучение нового материала.
7
Проблемно-поисковая работа обучающихся по вопросу «Внешние и внутренние функции государства»
5
5. Закрепление материала.
2
6. Организация домашнего задания.
1
7.Рефлексия
4
Ход урока.
I. Организационный момент.
ПР: Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть, присаживайтесь. Староста назовите отсутствующих.
СТ: Сегодня отсутствуют.. (Преподаватель отмечает в журнале отсутствующих студентов)
III. Проверка домашнего задания.
ПР: Перед изучением нового материала давайте вспомним основные термины и понятия предыдущей темы урока «..», которые вы должны были выучить дома. Ответьте мне на следующие вопросы:
1. Что такое политика?
2. Каковы функции политики?
3. Что такое власть?
4. Кто является субъектом политики?
5. Какие виды власти вы знаете?
6. Раскройте, пожалуйста, понятие политическая власть и расскажите ее признаки.
ПР: Молодцы. Теперь мы можем с вами перейти к изучению новой темы.
II. Актуализация темы.
ПР: Спасибо, присаживайся. Урок – это 2700 секунд и предлагаю вам использовать каждую секунду с пользой. Тема нашего занятия: Государство как политический институт. Давайте запишем тему в тетрадях.
По теме соц отношения мы изучали АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЧЕМУ ИЗУЧАЕМ
VI. Организация усвоения нового материала.
ПР: Сегодня мы с вами будем придерживаться следующего плана:
Мы рассмотрим: 1. Понятие государства
2. Теории происхождение государства.
3. Основные признаки.
4. Функции государства. Запишите его в тетрадях.
И в конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы:
1. Сумеет ли человечество в будущем обходится без государства,
2. Существует ли идеальное государство
Все вы знаете, что каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все жители нашей страны независимо от социального статуса и национальной принадлежности являются гражданами своего государства. Что же такое государство, каковы его признаки и функции, что такое суверенитет? Об этом сегодня и пойдет речь.
Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятие «страна», «отечество», «нация» и др.
В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
Итак, давайте запишем в тетради: Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех граждан, обладающий суверенитетом.
ПР: Рассмотрим основные теории происхождения государства.
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.
Итак, давайте послушаем ваши небольшие сообщения об основных теориях происхождения государства.
ПР: Первая теория – теологическая теория. Записываем в тетради.
Студент выходит к доске и рассказывает про теории.
Название каждой теории записывается в тетрадь, а так же краткая ее характеристика.
ПР: Спасибо за ваши ответы. Итак, продолжим. Государство как политический институт обладает рядом специфических признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций. Давайте попытаемся вместе подумать какие признаки могут быть.
Преподаватель вместе со студентами обсуждает какие признаки существуют.
ПР: Первый признак это?
1) наличие территории и границ
(Территория – естественное условие и необходимая предпосылка возникновения и существования государства: именно на этом географическом пространстве действуют законы и распоряжения государственной власти. осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.)
·
2) публичная власть;
государство осуществляет управление обществом через систему
публичной власти, Она осуществляется профессиональными управленцами, которые действуют от имени государства и при необходимости используют силу принуждения , состоящим из силовых
структур (армия, полиция, спецслужбы). Публичная власть находит свое материальное выражение в государственном аппарате – совокупности государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть, задачи и функции государства.
3) право это совокупность общеобязательных правил установленных и охраняемых государством, с целью регулирования общественных отношений. ; каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом
2.) государство формируется и функционирует на основе целостного объединения людей, населяющих данную территорию. Таким образом, население – это признак государства, который определяет принадлежность составляющих его людей к данному сообществу. В качестве формального закрепления устойчивой политико-правовой связи человека и государства выступает гражданство
5.) налоги. Это также обязательный атрибут государства, так как только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государству для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ и социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.
6) суверенитет является ключевым фактором, определяющим самостоятельный статус государства.
Выделяют 2 аспекта суверенитета
– внутренний (верховенство власти данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны);
– внешний (независимость государства в отношениях с другими государствами).
ПР: Главное значение государства как политического института состоит в регулировании и гармонизации общественных отношений, в устранении возникающих конфликтов и угрожающих населению опасностей. В связи с этим важно четко структурировать функции государства, т.е. основные направления деятельности государственной власти по решению стоящих перед ней задач.
По сферам деятельности государства функции подразделяются на внутренние, которые заключаются в осуществлении задач внутри страны и внешние, которые связаны с деятельностью государства на международной арене.
Сейчас вы поработаете самостоятельно. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с текстом и таблицами. Я прошу вас, прочитать текст, выделить внешние и внутренние функции государства и заполнить таблицу. У вас пять минут. И мы проверим вместе правильно ли вы распределили функции государства.
Студенты читают и заполняют таблицу.
Внутренние
Внешние
· Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
· Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
· Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
· Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Обеспечение национальной безопасности
Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
Развитие взаимовыгодного сотрудничества
Участие в решении глобальных проблем
V. Первичное закрепление материала.
ПР: Спасибо за вашу работу. И теперь давайте попробуем ответить на вопросы поставленные в начале нашего занятия:
1. Сумеет ли человечество в будущем обходится без государства,
2. Существует ли идеальное государство?
Студенты отвечают.
VI. Организация домашнего задания.
ПР: Запишите Ваше домашнее задание
VII. Рефлексия
Составить синквейн со словами: 1) экономика, 2) налоги, 3) бюджет
ПР: Спасибо за работу. Ваши оценки сегодня такие
До свидания.
Ход урока
№ п/п
Этапы занятия
Время (мин)
Содержание деятельности
Методы и приемы обучения
Средства обучения
Формы и методы контроля
преподаватель
Обучающийся
1.
Организационный момент
Приветствует обучающихся.
Отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность к уроку.
Приветствует преподавателя и гостей, дежурный называет отсутствующих.
Беседа
Журнал теоретического обучения группы Д-11
Анализ отсутствующих студентов, наличие учебных принадлежностей.
2.
Актуализация темы
Формулирует тему и цели занятия, поясняет необходимость изучения темы.
Записывают название темы в тетрадь.
Беседа
Мультимедийная установка, презентация, тетради студентов.
3.
Проверка домашнего задания.
Формулирует вопросы по ранее изученному материалу. Организует работу студентов.
Отвечают на поставленные вопросы.
Фронтальный опрос
Мультимедийная установка, презентация.
Анализ ответов обучающихся.
4.
Организация усвоения нового материала.
4.1
Изучение нового материала.
Изложение нового учебного материала
Принимают участие в обсуждении.
Записывают в тетради.
Беседа
Мультимедийная установка, презентация, тетради обучающихся.
4.2
Сообщения обучающихся по вопросу «Основные теории происхождения государства»
Организовывает работу обучающихся
Рассказывают подготовленные доклады по теме.
Сообщения обучающихся по вопросу «Основные теории происхождения государства».
Мультимедийная установка, презентация, тетради обучающихся.
4.3
Проблемно-поисковая работа обучающихся по вопросу «Внешние и внутренние функции государства»
Организовывает работу обучающихся.
Выполняют задания проблемно-поискового характера.
Самостоятельная работа обучающихся, анализ текста.
Мультимедийная установка, презентация.
Документ, таблица.
Анализ ответов обучающихся
5.
Первичное закрепление материала.
Формулирует вопросы.
Отвечают на вопросы.
Воспроизведение и закрепление.
Мультимедийная установка, презентация.
6.
Организация домашнего задания
Поясняет содержание домашней работы
Записывают домашнее задание.
Проверка знаний на следующем занятии.
7.
Рефлексия
Принимают участие в обсуждении
Анализ учебной работы обучающихся
Журнал теоретического обучения группы Д- 11
Выставление оценок
15