МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА План-конспект урока обществознания в 11-м классе по теме: ’Семья как социальный институт’’
Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
План-конспект урока обществознания в 11-м классе по теме:
’Семья как социальный институт’’
Цель урока:
Рассмотреть понятие «семья» и «брак»
Этапы становления семьи, функции.
Обсудить проблемы семьи и роль государства в укреплении семьи.
Обобщить и систематизировать знания по теме.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийных технологий.
Оборудование: иллюстрации о семье, мультимедийное оборудование
Задачи урока:
- образовательные: продолжить изучение социальных институтов общественной жизни; рассмотреть этапы становления семьи, ее функции, виды и роли в общественной жизни
- развивающие: расширение кругозора; развитие творческих способностей учащихся, интереса к изучению обществознания с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. развивать мыслительную деятельность учащихся; развитие коммуникативных умений.
- воспитательные
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: поисково-исследовательская, фронтальный опрос.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
Организационный момент. Приветствие (1-1,5 мин).
Изучение нового материала (15 мин).
2.1Мотивация к изучению нового материала
Решение проблемного задания(10 мин.)
Индивидуальный поисково-исследовательская этап. Используется сеть Интернет
Физкультминутка с элементами гимнастики (1-2 мин).
Закрепление нового материала. (10 мин).
Рефлексия (1 мин).
Выставление оценок. Информация о домашнем задании (3 мин).
Девиз:
«Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»
Ф. Адлер
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»
В.БрандтХод урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Изучение нового материала
2.1 Мотивация к изучению нового материала
Сегодня мы будем изучать тему «Семья как социальный институт».
Хотелось бы спросить: «Почему мы изучаем эту тему и в чем ее актуальность?»
Вступительное слово учителя.
Наступило самое прекрасное время в вашей жизни - юность. Вы уже многое знаете, умеете, и вам кажется, что вы уже очень взрослые. Поэтому, скоро вам предстоит решать, чем заниматься, как устраивать свое будущее. Пройдет совсем немного времени, и кто-то из друзей вас пригласит на свадьбу. А потом и вы будете приглашать на свадьбу своих друзей. Может показаться, что создание семьи - это простое и личное дело человека. Но это не совсем так.
Проблема семьи и брака всегда были наиболее актуальными в обществе.
Как вы считаете – почему?
(ответ учащихся)
Итак, что такое семья? – (беседа, где учащиеся дают свои определения).
Что лежит в основе семьи. Семья рождается с заключения брака-оформленного государством специального документа, который физически закрепляет союз двух взрослых людей разного пола или это нечто большее?
Институт семьи существовал и существует во всех обществах и во все времена, хотя природа отношений в них имеет свои ярко выраженные особенности.
Любая семья проходит определенные этапы становления и существования.
Слайд 1
Жизненные циклы семьи:
1.вступление в брак и образование семьи
2.рождение ребенка и его отделение от родственной семьи.
3.рождение детей-внуков в семье взрослых детей
4. «пустое гнездо»- смерть одного из супругов
3. Решение проблемного задания
Подумайте, какие этапы могут отсутствовать в некоторых семьях.
Что имел ввиду Л.Н. Толстой в «Анне Карениной» писал: « Все счастливые семьи похоже друг на друга, каждая несчастлива по-своему»?
В начале урока мы говорили, что семья формируется через брак, что в основе брака должна лежать любовь. А всегда ли так? Социологи провели исследование и составили классификацию форм брака.
Слайд 2
Слайд 3
Формы брака
-по любви
-расчету
-сговору
-гражданский
-церковный
-фиктивный
-ранний-поздний-неравный
-моногамный-полигамный-гостевой
-откосной
-покупной
-рекомендации
По слайдам определите виды брака:
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Как и любой социальный институт, семья выполняет определенные функции. Подумать и ответить на вопрос: « Какая функция семьи является самой важной?» (Запись в тетрадях)
Функции семьи:
-репродуктивная
-воспитательная
-хозяйственно-экономическая
-рекреационная
Проблемы семьи:
бытовые
межличностные
внешние
Слайд 7
Схема «Семья и брак»
Семья – это наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством
2806065291465004491990264160052006519748500происхождения и ведущее совместное хозяйство
Жизненный цикл семьи:
1.заключение брака и рождение ребенка
2.отделение от родной семьи
3.рождение в семье детей своих детей(внуков)
4.пустое гнездо-затухание семьи Функции семьи:
-репродуктивная
-воспитательная
-хозяйственно-экономическая
Типы семьи:
1.нуклеарная
2.расширенная
3.традиционная
4.эгалитарная
5.бездетная
6.открытая-закрытая7.моногамная-полигамная403288521272587820517462500Брак - это юридически закрепленный союз 2 взрослых людей разного пола
Условия заключения брака:
-добровольное согласие
-отсутствие других браков
-отсутствие близко-родственных связей
-брачный возраст
-дееспособность
Формы брака
Сговору
Любви
Расчету
Рекомендации
Покупной
Гостевой
Фиктивный
4. Индивидуальный поисково-исследовательская этап. Используется сеть Интернет
Из-за чего, если верить статистике, чаще всего распадается - каждый второй брак в России?
Приблизительный ответ учащихся
Запись в тетрадях: Самые частые причины разводов
маргинализация личности человека (дурное воспитание, наследственность)
возраст
склонность к алкоголю и наркотикам, к азартным играм
малый срок знакомства
легкомысленное отношение к браку
скорое рождение ребенка
несогласие родителей на брак
брак по принуждению
Статистика распада семей в РФ за 2003 год
измена - самый разрушительный фактор в распаде семьи: 52%
45%-алкоголизм
17%-стремление контролировать действия друг – друга
28%-унижение в присутствии людей
41%-наркомания
52%-измена
25%-ревность
22%-жадность и скупость
17%- нехватка денег
38%-плохое отношение к детям
9%-плохое отношение к родственникам
38% насилие и деспотизм
7% неспособность иметь детей
10% сексуальные проблемы
9%-шантаж
46,5% семей распадаются, не прожив вместе 5лет
53% на развод подает женщина
Каждая 5разведенная семья не имеет детей
37% семей пытаются сохранить семью из-за детей
Каждый 5 ребенок рождается в неполной семье
5. Физкультминутка с элементами гимнастики
Произвольные танцевальные движения под музыку
6. Закрепление нового материала
Можно ли избежать конфликта и сохранить семью?
Семья - это общество в миниатюре. В ней отражаются все изменения, происходящие в обществе. Успех семьи зависит от правильного распределения семейных ролей. Важна и гибкость ролевого поведения.
К сожалению, сейчас наблюдается процесс незначимости семьи, как социального института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в обществе, организации досуга, воспитании и др. В ряде стран Запада легализовали однополые браки. А страны Востока приветствуют полегаемость. Но стабильность общества поддерживается только традиционными семейными ценностями. Только традиционная семья, во всех ее смыслах, может дать государству достойного гражданина. Общество начинает пробуждаться и видеть последствия пренебрежительного отношения к институту семьи. Примером тому может служить решение Генеральной Ассамблеи ООН
15 мая отмечать «День семьи». В РФ создаются учреждения социальной поддержки семьи и детства. Проводятся различные досуговые мероприятия.
Но так же необходимо рассказывать подрастающему поколению о ценности под названием – семья, включая и правовое регулирование.
7. Рефлексия
1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
8. Выставление оценок наиболее активным учащимся Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Семья и семейные отношения»