Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность в начальной школе




Опыт работы по теме
«Проектная деятельность
в начальной школе»
учителя начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3
города Георгиевска
Малаховой Натальи Николаевны
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов в рамках семинара «Исследования и проекты в начальной школе»








Актуальность темы:
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
- способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).
Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.
Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.
Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.
Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД.
2 этап.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Так проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 этап.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы», посвящённую 115-летию нашей школы. Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
1. Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
2.Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
4.Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
5.В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
6.Тесно сотрудничать с родителями.
7.При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Ожидаемые результаты:
-повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

13PAGE 15


13PAGE 14215
Малахова Н.Н..

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

Малахова Н.Н



15