Проектная работа на тему Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС


Проектная деятельность
как средство интенсификации интегрированного обучения
в условиях реализации ФГОС
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных документов и источников информации
5. Приложение
Введение
Часто мы слышим фразу: «Дети — наше будущее». Но задумываемся ли, от чего зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику, и к содержанию современного образования. Человек XXI века — это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Школьная система России долгие годы была научно — просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно — гуманной системе, в которой ребёнок должен научиться добывать знания сам.
Каждый учитель, которому интересно работать по-новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Сегодня появляется значительное количество работ теоретического и практического характера, в которых авторы описывают возможности и результаты интегративной деятельности в сфере применения урочной и внеурочной форм развития личности учащегося. Именно этим обусловлена актуальность данной работы.
Теоретическое обоснование актуальности проекта
В настоящее время одной из важнейших задач системы образования, организованной в соответствии с ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся навыков учебной деятельности, направленных на реализацию компетенции «научить учиться». Именно данная компетенция, а не только освоение конкретных учебных дисциплин,  должна стать основополагающей в условиях «Новой школы», чьи основы в настоящее время закладываются в связи с требованиями динамично развивающегося современного мира, предъявляющего новые, более высокие требования к учащимся.
В свете активного внедрения ФГОС нового поколения, в которых закреплено положение о равной роли процессов обучения и воспитания в деле формирования гармоничной личности, наиболее четко осознаются те возможности, которые открывает интеграция урочной и внеурочной деятельности в сфере формирования положительной мотивации учащегося, его понимания значимости и полезности получаемых знаний, всестороннего развития его личности. Результат интегрированного обучения - повышение уровня знаний, изменение уровня интеллектуальной деятельности, эмоциональное развитие учащихся, включение учеников в творческую деятельность, рост познавательной самостоятельности школьников. Одним из средств интенсификации интегрированного обучения является использование проектной деятельности. Проектная деятельность является универсальным средством для достижения целей современного образования. Поскольку основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Соответственно, цель данного проекта - проанализировать применение проектной деятельности как средства интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС.
Данная цель  проекта позволяет сформулировать  следующие задачи:
Изучить возможности и особенности использования проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся;
Исследовать актуальность использования проектной деятельности в процессе иноязычного образования;
Показать значимость проектной деятельности в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности;
Новизна данного проекта заключается в переосмыслении применения проектной деятельности в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию, что на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Основная часть
Проектная деятельность - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Применительно к иноязычному образованию, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. 
Но обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Прежде всего, еще раз подчеркнем мысль о том, что  мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:
       Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
        Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
        Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к проектной деятельности на этапе творческого применения языкового материала. Только проектная деятельность может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям  стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
Можно наметить следующие типы проектов:
 - исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности  предмета исследования  для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.
     - творческие
Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае  следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.).
     - ролево- игровые
В таких проектах структура также только намечается и  остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является  ролево-игровая, приключенческая;
     - информационные проекты
Этот тип  проектов  изначально  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении  ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории.   Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.) -  презентация (публикация,  в том числе  в сети, обсуждение в телеконференции, пр.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
     - практико-ориентированные
Эти проекты  отличает  четко  обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих  участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).        Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта  имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
1. Определение темы проекта.
2. Определение проблемы и цели проекта.
3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
6. Работа в группах.
7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Таким образом, основной целью использования проектной деятельности в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, в понятие которой входят:
·      речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
·        социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;·        языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
·        учебно – познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
·        компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств;
·        информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Работа по формированию ключевых компетенций осуществляется главным образом на уроках. Однако благоприятной почвой для решения этих задач является внеурочная работа учащихся. Интеграция материала урочной и внеурочной деятельности дает возможность выхода на более интересные, глубокие темы. Немаловажной задачей в современной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Проектная деятельность – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС 2010 года определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.
Заключение
В заключении хочется отметить, что внедрение в практику проектной деятельности в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности является перспективной образовательной технологией. Это необходимо для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся. Следовательно:
1. Проектная работа — это творческая работа. Она развивает воображение, познавательную деятельность, активизирует исследовательскую составляющую обучения.
2. Проектная работа — это личностная деятельность, вовлекающая учащихся писать о себе, своей семье, своем мнении и т. д. Они могут написать эссе, рассказы, сценарий фильма, дневник, газетную статью, рекламу, создавать плакаты и т. д. 3. Проектная работа предполагает активизацию работы учащихся — они пишут, вырезают, наклеивают, ищут фото и картинки, консультируются со справочниками, энциклопедиями, проводят интервью — в итоге активизируется изученный материал учебника, отдельного раздела.
4. Проектная работа подходит для учеников разных психотипов — аудиалов, визуалов и кинестетиков, т. к. имеет в арсенале деятельность разных видов.
5. Проектная работа — это коммуникативный вид деятельности, представляя проект, учащиеся открывают для себя ценность общения на иностранном языке. Проектная работа готовит учащихся для реального общения. Проектная работа на уроке английского языка неразрывно связана с навыком письма. Прежде чем приступать к проектной работе, учащиеся должны пройти через несколько этапов написания своей творческой работы. Рассмотрим этапы письма на уроке английского языка.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.