Тема урока: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ « ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия города Зернограда
Тема урока:
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ « ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»
6 класс
Учитель математики
гимназии города Зернограда
Красникова Наталья Николаевн
2016 год
Тема урока: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ « ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний о десятичных дробях.
Закрепление умений и навыков действий над дробями
Контроль знаний учащихся, полученных ранее.
Формирование устойчивого интереса к предмету «математика»
ХОД УРОКА.
Предварительная работа.
Найти ответы на вопросы:
Определение десятичных дробей;
Способ изображения десятичной дроби на числовом луче;
Определение разряда числа в записи десятичной дроби;
Действия с десятичными дробями:
Сравнение десятичных дробей;
Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.;
Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.;
Умножение десятичных дробей на 0,1 ; 0,01; 0,001 и т.д.;
Деление десятичных дробей на 0,1 ; 0,01; 0,001 и т.д.;
Свойства умножения и деления на 1; на 0;
Законы умножения и сложения.
Учащиеся класса разбиваются на три группы.
Ведущий объявляет станцию, и группы получают задания.
Ответы оцениваются жюри.
Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ».
С древних времен людям приходилось измерять длину, вести расчеты за купленные и проданные товары. Но не всегда результат удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби. Вавилоняне пользовались дробями со знаменателем 60, римляне пользовались дробями со знаменателем 12.Римский оратор Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. Десятичные дроби и действия с ними описал среднеазиатский ученый Джемшид Гиясэдин ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427г.) Ал-Каши Джемсид Ибн Масуд , работавший В Самарканде в обсерватории, записывал дробную часть красными чернилами или отделял вертикальной чертой. В Европе учение о десятичных дробях впервые изложил фламандский ученый Симон Стевин в книге «Десятая» (1585 г.). Число 35.912 Стивен записывал так 35(0)9(1)1(2)2(3), где (0)-ЗАПЯТАЯ, (1) ДЕСЯТАЯ, (2) –СОТАЯ, (3)- ТЫСЯЧНАЯ. Ал-Каши и Стевин записывали целые и дробные части в одной строке, но без десятичной записи. Десятичную запятую ввели в употребление английский математик Дж.Непер (1550-1617) и немецкий астроном И.Кеплер (1571-1630). В русском языке слово «дробь» появилось в 18 веке, оно происходило от глагола «дробить»- разбивать на части. Дроби в первых учебниках так и назывались- «ломаные числа». В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Вначале в записи не использовалась черта, дробь записывали так : 1 1 1 2
--- = 2 --- = 1
5 5 3 3Первым стал распространять современную запись дробей итальянский купец и путешественник сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Он ввел слово «дробь». Названия числитель и знаменатель ввел в XII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый математик.
Задание трем группам: Рассказать об истории дробей.
Станция «БИОЛОГИЧЕСКАЯ»
Задание 1. На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты.
Они такой величины, что дети могут кататься,
сидя у них на панцире.
Найдите название этих черепах, решив задания.
А)
Б)
Найдите дробь на рисунке А, дополняющую каждую дробь , на рисунке Б до единицы. Выпишите соответствующую букву. Определите название самой крупной в мире черепахи.
Ответ: (дермахелис).
Задание 2. На земном шаре обитают птицы - безошибочные определители погоды на лето.
Как зовут этих птиц?
Решите примеры и вы узнаете.
4,5:1,8 21:0,15 4,2:2,8 4,25:2,5
36:0,8 490:14 3,15:0,15 60:2,5
45 1,7 140 2,5 1,5 24 35 21
л г а фи о м нОтвет: (Фламинго. Они строят гнезда в виде конуса, высокие- к дождливому лету, низкие- к сухому )
Станция «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ».
Задание : Кот Леопольд попал в болото. Друзья послали ему воздушный шар, но его держит за лапы чудище болотное. Улетит ли он из болота, зависит от Вас.
Каждый член команды должен по очереди выполнить математические действия. Команда, которая быстрее справится с заданием, поможет коту Леопольду.
4082415463551)1,27* 31- 18,07 :3+ 17,9 :2,5
2)3,44* 12 * 5 + 43,6 - 91,4 :12,2
3)23 * 6,4- 5,4 + 93,4 : 2,1 :5,6
Кафе «ПОДУМАЙ-КА»
Число уменьшили на 10%. Потом еще на 10%. Увеличилось или уменьшили число за два раза.
Можно ли 20 р. разменять семью монетами ? (10+5+1+1+1+1+1=20)
Старейший магический квадрат был составлен в Китае 4-5 тысяч лет до н.э.. В девяти клетках этого квадрата вписаны числа (рис 1). Другой магический квадрат был составлен в Индии в 1 веке н.э. Сравните суммы чисел в строчках, столбцах и диагоналях квадратов, скажите. В чем заключается магическое свойство этих квадратов.
4 9 2
3 5 7
8 1 6
1 14 15 4
12 7 6 9
8 11 10 5
13 2 3 16
4.Назовите самое большое число.
5.Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?
6.Сколько концов у трех палок ? У четырех с половиной палок?
Станция «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ».
Для работы можно взять картины, например, сказки Пушкина. Разрезаем ее на 15 частей-прямоугольников. На обратной стороне записать ответы заданий. На доске прикрепляем с помощью магнитов прозрачные пакетики того же размера. что и прямоугольники.
Задание: Каждый получает карточку с заданиями. Решив свой пример, подойти к доске , найти свой ответ, перевернуть прямоугольник. Если примеры будут правильно решены, то вы увидите картину. Дополнительный балл получает та команда, которая расскажет об этой картине, назовет автора.
21,46:5,8+24,94:5,8 14.28:1,7-9,18:1,7 3,8*(8,57+9.585:4,5)
(2.3*1,18-1,419):3,7 (32.526:3,9+2,26)*5,4 (2,4*1,23-1,937):3,5
6,7*(35,712:4,8+3,36) (2,6*1,34-2,269):4,5 (3,81+59,427:9,3)*8,6
(2,7*2,55-2.55):6,8 38,76:6,8+36,04:6,8 75,46:4,9-31,36:4,9
20,64*4,3+22,36:4,3 24,57:2,7-8,37:2.7 24,18:2,6-5,98:2,6
Учащимся , которые не заняты в этом конкурсе, можно предложить ответить на вопросы в форме кроссворда, учащиеся зарабатывают балл.
Вопросы:
Знак для обозначения числа.
В русском языке это слово появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить-разбивать-ломать на части».
Вид арифметической дроби.
Результат деления чисел
Элемент обыкновенной дроби.
Результат умножения чисел.
Станция «ИТОГОВАЯ»
После того как все учащиеся справились с заданиями, жюри подводит итоги. Проводится награждение команд и особо отличившихся учащихся.