«Т?н дыбыстар ?ле?де» «Специфические звуки в стихах»
«Зырян қаласы №2 бастауыш мектебі» КММ
КГУ«Начальная школа №2 г. Зыряновска»
Тема проекта:
«Тән дыбыстар өлеңде»
«Специфические звуки в стихах»
Работу подготовили:
Ученицы 2 «А» класса
Брост Полина
Раджанкызы Дина
Руководитель: Смаилова У.К.
ТЕМА ПРОЕКТА: «Специфические звуки в стихах»
«Тән дыбыстар өлеңде»
Авторы проекта:Руководитель - учитель казахского языка Смаилова У.К.
Учащиеся 2 А класса Брост Полина, Раджанқызы Дина
Цель проекта:
Создать книжку раскладку для учащихся начальных классов.
Задачи проекта:
Закрепление знаний букв казахского алфавита.
Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.
Осознание необходимости знания казахского языка.
Развития интереса к изучению казахского языка.
Развитие творческих способностей.
Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации.
Совершенствование навыков групповой и индивидуальной работы.
Развитие коммуникативных и организаторских способностей.
Информацию для изучения темы искали:
в фондах домашней, школьной и городской библиотек;
в интернете.
совместно с учителем провели экскурсии.
для оформления результата исследования использовали: фотографии, картинки и иллюстрации, схемы, таблицы. Сочиняли стихи.
В тексте выступления использовали стихи собственного сочинения учителя.
Гипотеза (ученицы 2 «А» класса):
Если будем знать специфические буквы, то сможем:
читать и писать на казахском языке;
составлять словосочетания, предложения;
разговаривать на казахском языке;
находить нужную книгу в библиотеке.
Гипотеза исследования (учительская). Если я правильно организую работу над проектом, то данная работа обеспечит активное и осознанное усвоение учащимися темы. Поможет развить самостоятельность, мышление, инициативность, интеллектуальные возможности, волевые качества, творческие способности, умения вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения, уверенно держать себя во время выступления, оценивать работы своих товарищей.
Были определены следующие этапы работы над проектом «Специфические звуки в стихах»:
Выбор тем ученических исследований (по предложению руководителя).
Создание групп учащихся, распределение обязанностей.
Составление плана работы.
Выполнение исследования.
Подбор соответствующей литературы (самостоятельно).
Анкетирование.
Проведение экскурсий – защита работы (самостоятельно).
Оформление результатов работы (при помощи учителя).
Создание презентации по итогам работы.
Составление черновика выступления и его корректировка (самостоятельно, с учителем).
Перепечатка исправленных материалов (самостоятельно, с учителем).
Репетиция выступления (самостоятельно, с учителем).
Наш проект состоит из двух частей:
1 часть: Рассказ об алфавите.
2 часть: Презентация книжки- раскладки “Тән дыбыстар өлеңде” («Специфические звуки в стихах»).
1 часть
Исследуя нашу тему мы узнали:
Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же.
Азбука – славянское название букв.
Алфавит – греческое название букв; альфа (а) + вита (в)
Азбука бывает:
Морская. Ее разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Макаров.
У моряков - сигнальщиков буквами являются флажки. Определенное положение флажков в руках сигнальщика – это определенная буква алфавита. Так корабли «разговаривают» друг с другом.
Азбука Морзе изобрел англичанин - Самуил Морзе.
Эта азбука передается специальными звуковыми сигналами: точка - один сигнал, тире - два. Каждой букве алфавита соответствует определенный набор данных сигналов. Люди, передающие сообщения с помощью азбуки Морзе, называются радистами (или связистами).
В каждом языке существует свой алфавит. Казахский язык – язык нашего Государства, Республики Казахстан.
Об алфавите казахского языка.
Ахмет Байтурсынов – автор первого казахского букваря, изданного в Оренбурге в 1912 году.
Казахский алфавит содержит 42 буквы: 33 буквы русского алфавита и 9 специфических букв казахского языка Ә, Ғ, Қ, Ң, Ө, Ү, Ұ, һ, І.
2 часть
Книжка- раскладка
Әә
Ә дыбысы -
Ұқсайды ол айға.
Қант болса,
Салар едім шайға.
Ғғ
Зообақта торғай,
Торға кіріп оңай.
Тауып жеді тамақтыҚомағай, ол, қомағай!
Ққ
Қ деген ол қаламым,
Қолға алып жазамын.
ң
Түйе басты маң,
Ізін басты шаң.
Ойлап-ойлап сұрады:
- Емес пе, мен, аң?
Өө
О мен Ө – егіз,
Мө-ө-ө!
Өлеңді айта алмай,
Мөңірейді өгіз.
Өө
О мен Ө – егіз,
Төртті төртке қоссам
Болады сегіз.
Үү
Ү дегенім үш,
Бойға жинап күш.
Алатыным бес,
Алмаймын мен үш.
Ұұ
Ұшты-ұшты,
Құс ұшты.
Бұлтты барып құшты.
һ
А-һа, а-һа, аһ,
Оқыған оңай-ақ!
Іі
І дыбысын алсам,
Секіреді тиін.
Секір, секір тиін
Болмайды еш тиым.
Полученные результаты:
В результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв.
Дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.
На заключительном этапе дети познакомились с разными азбуками:
В школьной библиотеке дети увидели, какое количество
книг хранится в школе.
Учащиеся 1 и 2 класса получили опыт исследовательской работы, а также опыт проведения различных мероприятий.
Выводы:
Результаты проведённого исследования дают возможность изучить казахские специфические звуки. Разработанное пособие «Тән дыбыстар өлеңде» поможет ученикам в изучении государственного языка.
«Тән дыбыстар өлеңде»