Рабочая программа по литературе 10 класс (авторы Беленький Г.И., Снежневская М.А)


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для обучения в 10 «Б» классе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода, на 2016-2017 учебный год, которая составлена на основе рабочей программы по литературе, 10-11 класс, утвержденной приказом от 28 августа 2014 г. № 337.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторов Беленький Г.И., Снежневская М.А.), - М.: Мнемозина, 2013. За основу рабочей программы взята авторская программа Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького. – 4 изд. – М.: Мнемозина, 2009. Авторы-сост.: Г.И.Беленький, М.М.Голубков, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова).
В состав УМК входит учебник, книга для учителя с поурочным планированием, используемого для достижения поставленной цели, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 учебных часа в неделю, в том числе контрольные сочинения: классных сочинений – 4, домашних сочинений – 3 (всего 7 контрольных работ).
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, с учетом познавательных интересов учащихся, и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
В соответствии с государственным образовательным стандартом программа направлена на достижение следующих целей:

Целями обучения:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.


Описание методической системы достижений планируемых результатов

Формы организации образовательного процесса.
Групповая; парная; коллективная. Презентации, беседы, дискуссии, зачеты, монологические высказывания, диалоги, сообщения по темам.

Технологии обучения.
Технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение заданного предметного материала. личностно-ориентированные технологии обучения; технология индивидуализации обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы контроля
Контрольные сочинения, самостоятельная работа, тестирование, защита творческих работ, самостоятельный анализ произведений, читательские работы по внеклассному чтению, зачет.



Учебно-тематическое планирование
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклассное чтение

Введение.
1



Русская литература первой половины XIX века.
25
3
2

Русская литература второй половины XIX века:
69
8
7

Проза
22
3
3

Из поэзии середины XIX века
46
5
4

Зарубежная литература.
7



Итого
102
11
9








Календарно-тематическое планирование
10 класс 102 часа
№. п.п
Наименование разделов, тем
Сроки прохождения




Плановые
Фактические


Введение



Общая характеристика русской классической литературы ХIХ века
2.09






Русская литература первой половины ХIХ века (20ч.+3ч.+2ч.)



А.С.Пушкин (10+1+1) Жизненный и творческий путь: основные этапы. «Погасло дневное светило», «Элегия»
6.09




«Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы
7.09




«Вновь я посетил...», «Подражание Корану», «Брожу я вдоль улиц шумных». Религиозные мотивы и образы
9.09




«Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью
13.09




Отношение автора к личности Петра и Евгению
14.09




Особенности композиции. Выразительность деталей произведения
16.09




«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы («Пьеса без героя»). Особенности композиции
20.09




Образ Бориса Годунова.
21.09




Роль народа в трагедии
23.09




Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества
27.09




Р/р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина
28.09




Вн. чт. Поэты пушкинской поры: стихотворения К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского
30.09




М.Ю. Лермонтов (5+1+1)
М.Ю. Лермонтов. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен»
4.10




« «Отчего», «Валерик»
5.10




Выхожу один я на дорогу», «Сон»
7.10




Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
11.10




Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
12.10




Р/р. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
14.10




Вн. чт. «Демон»
18.10




Н.В.Гоголь (5+1)
Жизнь и творчество. «Невский проспект».
19.10




Контраст в изображении героев повести
21.10




Тема столкновения мечты и действительности.
1.11




Сочетание лиризма, юмора и сатиры
2.11




Р/р. Написание обучающего сочинения (ответ на проблемный вопрос) по произведению Н.В. Гоголя «Невский проспект»
4.11




Литературные направления первой половины ХIХ века – реализм и романтизм (общая характеристика)
8.11



Русская литература второй половины ХIХ века. (54ч.+8ч.+7ч.)



Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы»
9.11



Проза (16ч.+3ч.+3ч.)



И.А.Гончаров (5+1+1)
Жизнь и творчество. «Обломов»
11.11




«Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской
15.11




Трагический колорит в изображении судьбы Обломова
16.11




Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции.
18.11




Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание
22.11




Р.р. Контрольное классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»
23.11




Вн. чт. «Обыкновенная история»
25.11




А.Н.Островский (5+1+1). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга)
29.11




А.Н. Островский. «Гроза».
30.11




Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира
2.12




Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством»
6.12




Символика заглавия пьесы
7.12




Р.р. Контрольное классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
9.12




Вн.чт. «Бесприданница».
13.12




И.С.Тургенев (6+1+1)
Жизнь и творчество. «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц.
14.12




Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя
16.12




Нигилизм Базарова и нравственный максимализм. Отношение автора к герою
20.12




Проблемы поколений, жизненной активности и вечных ценностей в романе

21.12




Р.р. Подготовка к написанию домашнего контрольного сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
23.12




Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов).
27.12




Споры вокруг романа
13.01




Вн. чт. «Дворянское гнездо»
17.01



Из поэзии середины ХIХ века (37ч.+5ч.+4ч.)



Н.А.Некрасов (6+1)
Жизнь и творчество. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
18.01




Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии
20.01




Замысел и история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
24.01




Народно-поэтическая основа поэмы. Её композиция и стиль
25.01




Философия народной жизни («Крестьянка»)
27.01




Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
1.02




Р.р. Контрольное классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
3.02




Ф.И.Тютчев (3+1)
Ф.И. Тютчев. Поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия
7.02




«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим». Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека
8.02




«Не то, что мните вы, природа», «Предопределение», «Она сидела на полу», «К.Б». Пластическая точность образов, их символический смысл
10.02




Вн.чт. Ф.И. Тютчев. Лирика
1402




А.А.Фет (3)
Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество – и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А.А. Фет)
15.02




«Шепот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта». Изображение мимолетных изменяющихся состояний человеческой души и природы
17.02




«Сияла ночь. Луной был полон сад». Музыкальность лирики Фета
21. 02




А.К.Толстой (1+1)
«Средь шумного бала случайно», «Коль любить, так без рассудку». Стихия любви в лирике поэта. Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии в стихотворениях
22.02




Р. р Подготовка к написанию домашнего контрольного сочинения по поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого
24.02




Ф.М.Достоевский (8+2+1)
Жизнь и творчество.
28.02




Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
1.03




Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе
3.03




Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции
7.03




Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
8.03




Смысл теории Раскольникова
10.03




Р.р. Ответ на проблемный вопрос (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
14.03




Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира
15.03




«Двойники» Раскольникова и их художественная роль
17.03




Р. р Контрольное классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
21.03




Вн. чт. Ф.М. Достоевский. «Идиот
22.03




М.Е.Салтыков – Щедрин (4)
Жизнь и творчество.
24.03




М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
4.04




Замысел, проблематика и жанр произведения
5.04




Гротеск, черты антиутопии в произведении
7.04




Н.С.Лесков (2+1)
Жизнь и творчество. «Однодум». Тема праведничества в рассказе
11.04




Герой, который «возвышается над чертою нравственности» (Н.С. Лесков). Язык рассказа
12.04




Вн. чт. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
14.04




Л.Н.Толстой. (10+1+1)
Жизненный и творческий путь: основные этапы. «Война и мир» - роман-эпопея
18.04




Народ и личность – одна из главных проблем романа
19.04




Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями
21.04




Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиска ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя
25.04




Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия
26.04




«Мысль народная» в романе
28.04




Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных её героев – простых солдат – как художественное открытие Толстого
2.05




Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя
3.05




Психологизм романа. Роль портретных деталей и внутренних монологов
5.05




Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого
9.05




Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
10.05




Вн. чт. «Севастопольские рассказы»
12.05



Зарубежная литература (7ч.)




Байрон «Корсар»
16.05




В.Гюго «Собор Парижской богоматери»
17.05




О.де Бальзак «Шагреневая кожа»
19.05




Г. Флобер «Госпожа Бовари»
23.05




Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;

24.05




Э. По. «Убийство на улице Морг».






Рекомендации на летнее чтение




































Формы и средства контроля
№ п.п.
Тема
Кодификатор
Форма контроля



Р.р. Контрольная работа по по роману И.А.Гончарова «Обломов»


Особенности конфликта комедии, философскую проблематику романа, понимать личную драму Обломова. Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение
Классное сочинение



Р.р. Контрольная работа по сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»
Знать идейно - художественное своеобразие драмы А.Н.Островского «Гроза», составлять план сочинения в соответствии темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение
Классное сочинение



Р.р. Подготовка к контрольной работе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Знать текст романа, художественные особенности, нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.
Домашнее сочинение



Р.р. Контрольная работа по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученных произведений.
Классное сочинение



Р. р. Контрольная работа по поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,
А.К.Толстого
.
Знать содержание и проблематику изученного произведения, психологические особенности образа Печорина. Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением
Домашнее сочинение



Р.р. Контрольная работа по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.
Классное сочинение



Р.р. Контрольная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученных произведений.
Домашнее сочинение



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15