Внеклассное мероприятие по литературе
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне»
Оформление сцены: костер, брёвна, на брёвнах сидят солдаты, одетые в форму разных лет: ВОВ, Афганской войны, современную.
(«В лесу прифронтовом», на фоне музыки ученик в форме солдата читает стихотворение)
Послушай меня¸ я оттуда приехал,
Где, кажется, люди тверды, как гранит,
Где гневной России громовое эхо,
Вперед продвигаясь, над миром гремит.
Где слева – окопы, а справа – болота,
Где люди в соседстве воды и гранат
Короткие письма и скромные фото,
Как копии счастья, в планшетах хранят.
Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,
Крикливые песни совсем не в ходу.
Любимую песню здесь люди заводят -
Бывает у смерти самой на виду!
Выходят парни и девушки исполняют песню « Катюша», один солдат дарит цветок девушке. Все садятся на брёвна.
-Ну,что,дорогие слушатели,узнали знаменитую “Катюшу”?
-Не многие из вас,уважаемые слушатели, знают,что год сочинения этой песни 1938,т.е.еще до войны .Незатейливые слова и простая лирическая мелодия, близкая народной, сделали эту песню о девушке-Катюше,которая ждет своего друга –пограничника со службы, очень популярной в те годы, она завоевала сердца не только пограничников,но и стала всенародно-любимой песней.В тяжелое военное время ее распевали бойцы на фронте в короткие часы отдыха,причем придумывали все новые и новые слова,которые соответствовали новому,уже не мирному,.а военному времени. А еще интересно то, что песня эта стала дорога нашим землякам, ушедшим на фронт из Викторополя. В годы войны на фронт ушли 606 викторопольцев. Домой вернулось 249. Пали на полях сражения 357 человек.
…Ерыгин Иван Митрофанович………..ушедший на войну из Викторополя , даже сочинил несколько строк о полюбившейся песне
Все мы любим милую “Катюшу”, Любим слушать как она поёт Из врага выматывает душу, А друзьям отваги придаёт…! С такими словами пели мирную ласковую песню наши земляки, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору.
(Появляются ведущие праздника: юноша и девушка)
- И сегодня, как вы догадались, наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. О войне в Афганистане, и той, что совсем недавно полыхала на нашей земле – о Чечне.
- Когда мы готовили этот материал, нас одолевали сомнения, неуверенность. Не причиним ли мы кому-то боль? Имеем ли мы право, не видя войну собственными глазами, говорить о ней, а тем более препарировать чьи-то души? Точнее же – души ребят, вынесших свои песни с фронтов ВОВ, из опаленного войной Афганистана, из многострадальной Чечни.
- Но ведь эти ребята – почти наши ровесники! В 41-м им было столько, сколько нам. И по Афганским тропкам шагали 18 летние парни, и такие же пацаны воевали в Грозном. А потому мы будем говорить о них, о том, что они пережили, и об их песнях! Потому что песня – это их душа! И потому что песни – это наша память!
(«Журавли», на фоне музыки – стихи)
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих умерших оживи,
А друзьям живущим, молодость верни.
Память… Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.
Память… Память… Память.
(звучит школьный вальс без слов, выпускники в школьных формах выходят на сцену и разговаривают друг с другом)
1 выпускник: Ребята, а как вы думаете, после нашего выпускного, что будет дальше?
3 выпускник: Что? Что? Поступим в институты, заведём семьи, будем работать на благо нашей Родины.
4 выпускница: А что, Миша, ты уже и о семье задумываешься? Не рановато ли?
3 выпускник: Конечно, задумываюсь, а почему нет? У меня будет трое детей, а работать я буду на стройке.
2 выпускница: А я буду учителем, уж больно хорошие у нас в школе педагоги были, всю душу в нас вкладывали.
6 выпускник: А учителя у нас и, правда, были хорошие. Вот в следующем году придём на вечер встречи и расскажем им, кто, где сейчас учится и какие планы строит на будущее.
5 выпускница: Ребята, хватит вам спорить время 4 утра, хоть бы дома не попало!
(звучит пение птиц, утро, петух кричит)
7 выпускница: Да не волнуйся ты, у нас сегодня праздник, выпускной, да и ночь, какая прекрасная ночь, тёплая, июньская, давайте лучше танцевать!
(звучит школьный вальс без слов, выпускники танцуют вальс)
Голос об объявлении войны ( все встают и уходят за кулисы)
Сразу звучит песня « Священная война»( все выходят и встают)
И сразу своеобразным гимном ВОВ стала «Священная война», созданная Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Впервые она прозвучала на шестой день войны на Белорусском вокзале, откуда эшелоны уходили на фронт.
- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
- В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они,
И в памяти о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Горят сегодня вечные огни.
(«Соловьи» , Соловьев-Седой, Фатьянов)
- Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Мы знаем о войне лишь по рассказам, а большинство – по книгам и кинофильмам. Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военных лет. Среди них, конечно, песни. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ.
- Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
- С первых же числах войны поэт Борис Ковынев сложил строчки на полюбившуюся до войны мелодию польского музыканта Ежи Петербургского:
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.
( Песня « Синий платочек»)( дети поют песню)
От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой.
- Так с первого дня песня воевала вместе с Красной армией, вместе с народом. И в походе, и на привале, и даже в бою она вдохновляла бойцов. Потому у многих в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
- Но самой популярной песней войны оказалась «Песня смелых», которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды» 22 июня 1941 года.
-Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
Песня – крылатая птица
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
- В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда…
(«Смуглянка»)
- А потом были песни победы, мирная жизнь, и песни мирные, счастливые, радостные!
(«День победы» /фонограмма/)
Отгремели радостные залпы победы, но материнское сердце не переставало ждать сына домой. Вот откроется дверь, и войдёт он- самый долгожданный, самый родной сын- не погибший , живой!
(Баллада о матери»)
Постарела мать за много лет,А вестей от сына нет и нет.Но она всё продолжает ждать,Потому что верит, потому что мать.И на что надеется она?Много лет, как кончилась война.Много лет, как все пришли назад,Кроме мёртвых, что в земле лежат.Сколько их в то дальнее село,Мальчиков безусых, не пришло.
…Раз в село прислали по веснеФильм документальный о войне,Все пришли в кино — и стар, и мал,Кто познал войну и кто не знал,Перед горькой памятью людскойРазливалась ненависть рекой.Трудно было это вспоминать.Вдруг с экрана сын взглянул на мать.Мать узнала сына в тот же миг,И пронёсся материнский крик;— Алексей! Алёшенька! Сынок! —Словно сын её услышать мог.Он рванулся из траншеи в бой.Встала мать прикрыть его собой.Всё боялась — вдруг он упадёт,Но сквозь годы мчался сын вперёд.— Алексей! — кричали земляки.— Алексей! — просили, — добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.Просит мать о сыне повторить.И опять в атаку он бежит.Жив-здоров, не ранен, не убит.— Алексей! Алёшенька! Сынок! —Словно сын её услышать мог…Дома всё ей чудилось кино…Всё ждала, вот-вот сейчас в окноПосреди тревожной тишиныПостучится сын её с войны.
-Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много – их миллионы: начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получается немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.
-Они рано повзрослели, ведь их родители либо непосредственно участвовали в военных действиях, либо отдавали все свои силы на трудовом фронте, являясь надёжным тылом Советской Армии. «Всё для фронта! Всё для победы!» – главный лозунг тех времён.- Детям войны посвящена современная песня на стихи Ильи Резника. (Песня « Дети войны» в исполнении Демидова Д. и Кравченко М.)
(Раздаются выстрелы, взрывы, свист пуль)
- Вновь о войне в нашей стране заговорили в конце семидесятых, когда началась Афганская эпопея, мы, 17- летние и об этой войне знаем тоже больше понаслышке. О ней много говорят, и больше – плохо, да война – это и есть плохое, война – это зло.
- Но сколько бы мы не спорили - нужна была эта война, или нет, герои те, кто там воевал, или совсем наоборот, бесспорно одно: ребята, которые шли в бой, не за свою, кстати, землю, свято верили в то, что выполняют свой долг, и так же свято его выполняли.
- Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,
Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.
Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы, проверяя, а все ли мы живы.
Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,
И в минуты отчаянья мы научились смеяться,
И с друзьями, которых на целую жизнь полюбили,
Мы привыкли надолго прощаться.
Время медленно шло, только быстро усы отрастали.
Снились ночью нам дети, любимые жены нам снились,
Но когда, расставаясь, с друзьями прощаться мы стали,
Почему-то опять загрустили.
По афганским дорогам пришлось нам проехать немало.
Мы тряслись в бэтээрах , нам небо служило палаткой.
И надолго под звездами твердым законом нам стало –
Не искать на земле жизни сладкой.
И отсчитает кто-то
Последний шаг и вздох,
И получишь пулю
На вздохе в твой живот…
Вот почему, ребята,
Мы постарели там,
Мы – раненые в душу
Тобой, Афганистан…
(«Афганистан»)
- Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть… Нет! Они не нуждаются в жалости. А вот без мужества и гордости им не обойтись… Это проникло с войной в их сердца и сознание.
Сигнал «Подъем»
- С утра в строю
Не в счет дожди и ветры,
И зной – не в счет,
И лютый посвист вьюг.
Зовут судьбы солдатской километры,
На запад, север, на восток, на юг.
Ровесник штатский
Молвит с удивленьем:
Ты что за долю выбрал, старина?
Тебя со службы и по воскресеньям
До поздней ночи мать ждет и жена…
Что я отвечу? Да, покоя нету,
Скупа судьба на радости порой.
Но, предложи мне выбор, - снова эту
Я изберу, не пожелав иной.
Я знал вчера и повторю сегодня:
Солдатской честной службы суть строга,
Но я не мыслю дела благородней,
Чем защищать Отчизну от врага!
- Конец 90-х… И вновь на нашей земле полыхает пожар. На нашей, потому что мы не делили и не делим землю на русскую, чеченскую, украинскую – это была наша общая земля- Чеченская война…И как тут снова разобраться, кто прав, а кто виноват. И снова гибнут мальчики. А те, кто выжил, слагают стихи и песни.
(« На Моздок »под гитару исполняют участники)
( клип с музыкой « Поклонимся великим тем годам)
- Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну – такую войну! – добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине! Поклонимся тем, кто шагал по выжженным тропкам Афганистана, тем, кого подстерегала пуля на каждом шагу, тем, кто горел в танках в Грозном, всем тем, кто лежит в солдатских могилах и всем тем, кто уцелел в этих войнах!
- Пусть в домах не гаснет свет, сохраняется тепло. А если кто-то из вас столкнется с этими ребятами, участниками войн, с их песнями, относитесь к ним так, как они этого заслуживают.
Так песне с далеких времен суждено –
Родившись, внезапно умчится в окно
И ходит по свету сама.
То в сердце твое застучит горячо,
То ласково тронет тебя за плечо,
То горе разделит с тобой.
Теплом из далекого дома пахнет.
И силу в солдатскую душу вольет,
На подвиг, ведя боевой.
И где б ни случилось – в походном строю,
В землянке, у смерти на самом краю.
Иль в мирном девичьем окне, -
Что может быть большей наградою мне,
Чем песню подслушать свою!
Пускай ни один из ее запевал
Не знает того, кто ее создавал,
Пусть только, народному сердцу верна,
Кому – нибудь в жизни поможет она
( Звучит песня«Журавли», парни приглашают девушек на вальс, и ,кружась в танце, покидают актовый зал)