Рабочая программа по литературе 9 класс Беленький
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебска средняя общеобразовательная школа №4
г. Борисоглебска Воронежской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор МБОУ БГО СОШ №4
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
_____________ / / _____________ / О.В. Гринькова/
Программа принята школьным МО учителей русского языка
Протокол №1 от «___» _________ 2016 г.
Председатель МО ___________ /О.А. Горобец/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
основное общее образование, 9 класс «Б»
(начальное общее/ среднее (полное) общее образование)
Количество часов: 102 Уровень: базовый
Учитель Шаталова Т.И.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 9 классе – 105 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основное содержание программы
Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем.
Выяснение своеобразия личности писателя.
В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество – государство».
Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм).
Изучение литературы в 9 классе строится на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Обучающиеся постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. Школьники определяют место художественной литературы в общественной жизни и культуре России, национальную самобытность русской литературы, эпохи её развития.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по литературе
В результате изучения литературы обучающийся должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей – классиков XIX - XX веков, этапы их творческой эволюции ( А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя);
основные теоретико-литературные понятия;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. 1 ч
I Литература Древней Руси – 4+1Р/Р часа
Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
II Литература XVIII века – 13 часов
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова. Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев).
Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед
«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
III. Литература XIX века – 54+4Р/Р часа
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в. А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения
Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...».
Свобода, творчество, любовь три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Теория литературы: понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
Лирика: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.
Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».
Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения
«Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
«Давно отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).
Теория литературы: понятие о лирическом герое.
Для самостоятельного чтения
«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.
Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственною совершенствования человека.
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту основной критерий писателя в оценке людей.
Теория литературы: особенности повествования от первого лица.
Литература XX века – 24 часа
Литература великих и трагических лет
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
Лирика: «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство вечной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной ними поэта с лучшими традициями русской культуры.
Для самостоятельного чтения
«Лениво и тяжко плывут облака...», «Мы встречались с тобой на закате...» и др. стихотворения.
В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
Новаторство Маяковского в стихосложении.
Для самостоятельного чтения
«Гимн обеду», «Красавицы», «Я счастлив!», «Подлиза» и другие стихотворения.
С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
Лирика: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
Для самостоятельного чтения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.
М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковшина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
VI Итоговый урок – 1 час
Рекомендация литературы для чтения на лето.
Формы и средства контроля
Устно
правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа; устный пересказ подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.
подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно
письменные ответы на вопросы; развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 59 классах.
классные и домашние сочинения разных жанров.
Учебно-методические средства обучения
Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011
Литература. Начальный курс. 9 кл. Учебник – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. / под ред. Беленького Г.И. - Москва: Мнемозина, 2015.
Беленький Г.И. Литература: 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2001.
4. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. Автор-составитель Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение, 2000.
Календарно - тематическое планирование по литературе 9 класс (по программе Г.И. Беленького)
№
Изучаемая тема, количество часов
Тема урока
Оборудование
Практическая часть
Формы контроля
Домашнее задание
Дата проведения
По плану/
Фактически
1
2
3
4
5
6
Введение (1 ч.)
1.
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.
Прочитать с.1-6 учебника. (Часть 1).
I. Литература Древней Руси (5 ч.)
2.
Общая характеристика древнерусской литературы. (Урок-лекция).
1.Выучить основные положения лекции.
2.Прочитать статью учебника, с. 7-10. (Часть 1).
3. Перечитать «Слово о полку Игореве». (С.4-15 часть 2).
3.
Для чтения и изучения.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.
Иллюстрации к «Слову» разных художников.
1.Прочитать материалы учебника на с.10-14. (Часть 1).
2.Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.
4.
Для чтения и изучения.
Художественные особенности «Слова о полку Игореве». (Построение «Слова», связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого прославляет и осуждает автор?)
Иллюстрации к «Слову» разных художников.
Прочитать материалы учебника на с. 14-24.
5.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Чем интересно «Слово» современному читателю?» или «Образ Русской земли на страницах «Слова»»
1.Закончить работу над сочинением.
2. Перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
6.
Внеклассное чтение.
«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
II. Литература XVIII века (13 ч.)
7.
Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. (Урок-лекция).
Классицизм
1.Выучить основные положения лекции.
2.Прочитать статью учебника «Классицизм», с.34-38. (Часть 1).
3.Инд.задание: подготовить сообщение о М.В.Ломоносове.
8.
М.В.Ломоносов – учёный, реформатор русского языка, поэт.
Портрет М.В.Ломоносова
1.Прочитать материалы учебника на с. 39-44. (Часть 1).
2.Перечитать оды Ломоносова, с. 16-29. (Часть 2).
9.
Ода «На день восшествия» - типичное произведение в духе классицизма.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вишнякова
1. Выучить наизусть отрывок из оды 1747 года.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о Г.Р.Державине.
10.
Г.Р.Державин – крупнейший поэт XVIII века. Новая эра русской поэзии (поворот поэзии к реальной жизни).
Портрет Г.Р.Державина
1. Прочитать статью учебника, с.59-62. (Часть 1).
2.Прочитать произведения Г.Р.Державина, с. 67-72. (Часть 2).
11.
Для чтения и бесед.
Стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
Выучить наизусть стихотворение «Памятник».
12.
Развитие речи. Работа над рефератом по творчеству М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
1.Выполнить реферат.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И.Фонвизине.
13.
Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед.
«Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.
Портрет Д.И.Фонвизина
1.Перечитать комедию «Недоросль».
2.Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)?» (по плану характеристики литературного героя).
14.
Образы положительных героев пьесы. Образование и воспитание в комедии.
Подготовиться к анализу эпизода.
15-16.
Развитие речи. Классное сочинение-анализ эпизода.
1.Закончить работу над сочинением.
2.Инд. задание: подготовить сообщение об А.Н.Радищеве.
17.
Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Портрет А.Н.Радищева
Перечитать избранные главы, с. 30-49. (Часть 2).
18.
Для чтения и бесед.
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Портрет Н.М.Карамзина
1.Изучить материалы учебника, с. 71-72. (Часть 1).
2.Перечитать повесть «Бедная Лиза», с. 50-64. (Часть 2).
3.Инд. задание: подготовить сообщение о Н.М.Карамзине.
19.
Н.М.Карамзин – писатель и историк.
Портрет Н.М.Карамзина
III. Литература первой половины XIX века (47 ч.)
20.
«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. (Урок-лекция)
1.Выучить основные положения лекции.
2.Изучить материалы учебника, с. 76-84. (Часть 1).
3.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский и Пушкин».
4.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский – переводчик».
21.
Романтическая лирика В.А.Жуковского.
Портрет В.А.Жуковского
1.Составить датированный план жизни и творчества В.А.Жуковского.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Н.Батюшкове.
3.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Ф.Рылееве.
4.Инд. задание: подготовить сообщение о Е.А.Баратынском.
22.
Внеклассное чтение.
Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский (на выбор).
Портреты поэтов
1.Составить датированный план жизни и творчества А.С.Грибоедова. (По материалам учебника, с. 93-100, часть 1).
2.Вспомнить особенности комедии как жанра драмы, черты комедии классицизма.
23.
А.С.Грибоедов: личность и судьба. Творческая история комедии «Горе от ума».
Портрет А.С.Грибоедова
1.Перечитать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2.Проанализировать список действующих лиц.
24.
Для чтения и изучения.
Художественное совершенство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Персонажи, исходные мотивы сюжета.
Иллюстрации к I действию комедии
Заполнить таблицу «Чацкий и фамусовское общество».
25.
«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт комедии.
Иллюстрации ко II действию комедии
1.Перечитать III действие комедии. Проследить движение конфликтов.
2.Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова (на выбор).
3.Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.
4.Дать характеристику гостям Фамусова в порядке их прибывания.
26.
Чацкий в поединке с «обществом».
Иллюстрации к III действию комедии
1. Ответить на вопрос: «Есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?»
2.Перечитать IV дейсвие комедии.
3.Выписать из текста комедии 10 крылатых выражений.
27.
Смысл названия комедии. Пьеса в восприятии критики.
Иллюстрации к IV действию комедии.
1.Выбрать тему сочинения из предложенных учителем, продумать будущее сочинение.
2. Ознакомиться с критическим этюдом И.А.Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи по предложенным учителям пунктам.
09.11.10 г.- 9 «а»
09.11.10 г.- 9 «б»
28.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Темы на выбор: «Век нынешний и век минувший», «А судьи кто?», «Проблема «ума» в комедии А.С.Грибоедова», «Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого», «Чацкий и Молчалин», «Образ Софьи Фамусовой»).
1.Закончить работу над сочинением.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
3.Инд. задания: подготовить сообщения о пушкинских местах.
29.
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Путешествие по пушкинским местам. (Мультимедийный урок).
Портрет А.С.Пушкина
М.И.Цветаева «Мой Пушкин» (фрагменты).
30.
Развитие речи. Изложение с творческим заданием по отрывкам из статьи М.Цветаевой «Мой Пушкин».
Групповые задания: собрать материалы о лицейских друзьях А.С.Пушкина (Пущин; Дельвиг; Кюхельбекер; лицеисты и памятник Пушкину, уход лицеистов из жизни).
31.
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.
Портреты друзей А.С.Пушкина
1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».
2. Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».
32.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.
2.Искать информацию по теме: адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.
33.
Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина.
Портреты любимых женщин А.С.Пушкина
1.Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье» или «Мадонна».
2.Читать стихи А.С.Пушкина «К другу стихотворцу», «Жуковскому», «Поэт и толпа», «Арион», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг»
34.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Философская лирика А.С.Пушкина.
1.Выучить стихотворение «Я памятник себе воздвиг»
2.Перечитать роман «Евгений Онегин».
35.
Развитие речи. Обучение анализу лирического стихотворения. «Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка».
1.Закончить работу.
2. Перечитать роман в стихах «Евгений Онегин».
36.
«Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.
Иллюстрации
к роману
Задания по группам: 1-ая группа – «Моё представление об Онегине», 2-ая – «Моё представление о Ленском», 3-я – «Моё представление о Татьяне».
37.
Жизнь столицы и мир деревни.
Иллюстрации
к роману
1.Подготовиться к выборочному чтению.
2.Подготовить характеристику Онегина.
38.
Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе.
Иллюстрации
к роману
1. Для юношей: выучить наизусть письмо Онегина.
2.Подготовить характеристику Татьяны.
3. Статья учебника, с. 170-173, часть 1.
39.
«Татьяны милый идеал».
Иллюстрации
к роману
1. Для девушек: выучить наизусть письмо Татьяны.
2. Статья учебника, с. 173-174, часть 1.
40.
Роль лирических отступлений в романе.
Иллюстрации
к роману
Подготовиться к выразительному чтению отрывков из романа.
41.
Художественные открытия в «Евгении Онегине». Богатство и красота языка. «Онегинская строфа».
Иллюстрации
к роману
Статьи русских критиков о романе.
42.
«Евгений Онегин» в русской критике. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.
Иллюстрации к роману, запись вальса из оперы Чайковского.
Статьи учебника, с.175-178; вопросы, с.178-179, часть 1.
43.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1.Написать сочинение на выбранную тему.
2. Перечитать «Пиковую даму» А.С.Пушкина, с.73-97 учебника, часть 2.
44.
Для чтения и бесед.
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Власть денег и богатства над людьми. Фантастический элемент в повести.
1.Статья учебника, с.179-180, часть 1.
2. Перечитать «маленькую трагедию» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», с.97-106, часть 2.
45.
Для чтения и бесед.
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
Инд.задание: подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове.
46.
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Портрет М.Ю.Лермонтова, его рисунки.
Статья учебника, с.181-184, часть 1.
47.
Для чтения и изучения.
Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы и особенности лермонтовской лирики.
По сборникам избранной лирики Лермонтова подобрать стихотворения, где ведущей темой является Родина, выбрать цитаты для работы по теме.
48.
Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.
1.Прочитать материал учебника «Отчизна в лирике Лермонтова» (с.206-210, часть 1).
2.Стихотворение «Родина» выучить наизусть.
49.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.
Рисунки автора
к стихотворениям.
Выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу»
50.
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.
1.Выразительное чтение стихотворений.
2. Материалы учебника, с.201-206, часть 1.
51.
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.
Выучить наизусть стихотворение «Смерть Поэта».
52.
Развитие речи. Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Письменный анализ стихотворения «Дума» или «Бородино».
1.Завершить работу.
2.Перечитать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
53.
Для чтения и изучения.
«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Особенности композиции романа.
Иллюстрации
к роману
Групповые задания - выборочный пересказ глав с элементами анализа:
1-я группа – повесть «Бэла», «Печорин в представлении Максима Максимовича»;
2-я группа – повесть «Максим Максимович», сделать художественный пересказ портрета Печорина, сохранив композицию описания;
3-я группа – повесть «Тамань», аналитически сжатый пересказ;
4-я группа – повесть «Княжна Мери», выборочный пересказ на тему: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким;
5-я группа – повесть «Фаталист». Сжато пересказать повесть ответить на вопрос: «Сделался ли Печорин фаталистом?» (словами текста).
54.
Печорин в отношениях с другими персонажами.
Иллюстрации
к роману
Ответить на вопросы по содержанию романа, с.212-213, часть 1.
55.
Печорин в отношениях с другими персонажами.
Иллюстрации
к роману
Ответить на вопросы по содержанию романа, с.213-216, часть 1.
56.
Психологизм романа. Автор и его герой.
Иллюстрации
к роману
Составить в группах вопросы для проверки знания текста повести «Тамань».
57-58.
Развитие речи. Классное сочинение по анализу эпизода «Роль главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени»».
1.Инд.задание: сообщение о Н.В.Гоголе.
2.Перечитать поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
59.
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества.
Портрет
Подготовка к семинарскому занятию по циклу «Петербургские повести» (задания по группам). Повесть «Шинель» читает весь класс, с.107-137, часть 2.
60.
Для чтения и изучения.
Н.В.Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Тема «маленького человека» в повести «Нос».
Изучить материалы учебника, с. 231-235, часть 1.
61.
Для чтения и изучения.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.
Иллюстрации к поэме
1.Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мёртвые души».
2.Определить, чем похожи главы, повествующие о посещении Чичиковым помещиков.
62.
Россия «мёртвых душ». Изображение поместного дворянства.
Иллюстрации
к поэме.
Жанровое своеобразие «Мёртвых душ», статья учебника, с.240-242, часть 1.
63.
Россия «мёртвых душ». Изображение поместного дворянства.
Иллюстрации
к поэме.
Обзор содержания поэмы.
64.
Развитие речи. Деталь как средство создания образов.
1.Сочинение «Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина».
2.Подготовиться к диспуту «Чичиков – это беда или надежда России?»
65.
Диспут Чичиков и чичиковщина.
Статья учебника, с.247-248, часть 2.
66.
Тайны поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Перечитать комедию А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся», с.138-191, часть 2.
IV. Литература второй половины XIX века (13 ч.)
67.
Расцвет реализма в русской литературе.
Выучить основные положения лекции.
68.
Для чтения и изучения.
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Комедия «Свои люди – сочтёмся».
Портрет драматурга
1.Вопросы учебника, с.252-254, часть 1.
2.Ролевое чтение отдельных сцен комедии.
69.
Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения.
70.
Мораль купеческой среды. Герои пьесы, «перешагнувшие» рамки своей эпохи (Подхалюзин, Большов, Липочка).
Статья учебника о Н.А.Некрасове
71.
Для чтения и изучения.
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».
Портрет поэта
Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
72.
Для чтения и бесед.
Новизна мотивов интимной лирики в творчестве Н.А.Некрасова.
1.Выразительное чтение стихотворений.
2.Выбрать стихотворение для анализа.
73.
Развитие речи. Анализ стихотворений.
1.Перечитать повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», с.192-240, часть 2.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о Ф.М.Достоевском.
74.
Ф.М.Достоевский как писатель-психолог.
Для чтения и бесед.
Повесть «Белые ночи».
Портрет писателя
Ответить на вопросы учебника, с.269-270, часть 1.
75.
Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей.
Инд. задания:
1.Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом.
2.Обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».
»
76.
Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого.
Портрет писателя
1.Перечитать главу «Comme il faut».
2.Составить вопросы для анализа главы.
77.
Подлинные и мнимые ценности жизни.
Перечитать главу «Я проваливаюсь», подготовить пересказ, близкий к тексту.
78.
Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь».
Подготовиться к сочинению.
79.
Развитие речи. Классное сочинение «Мой ровесник в произведениях Л.Н.Толстого».
Прочитать статью учебника «Литература великих и трагических лет», с.281-283, часть 2.
V. Литература XX века (16 ч.)
80.
Пути русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.
Выучить основные положения лекции.
81.
Пути русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.
Инд. задание: подготовить сообщение об А.А.Блоке.
82.
А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве. Женские образы в лирике поэта.
Портрет поэта
1.Выучить наизусть стихотворение А.Блока (по выбору).
2.Выбрать стихотворение А.Блока о России.
83.
Тема родины в творчестве А.Блока.
Прочитать статью о В.Маяковском, с.299-301, часть 1.
84.
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»
Портрет поэта
Работа над материалами учебника, с.303-307, часть 1.
85.
В.В.Маяковский. Метафорический строй стихотворения «Необычайное приключение»
1.По желанию: прочитать сатирические стихотворения В.Маяковского.
2. Инд. задание: подготовить сообщение о С.А.Есенине.
86.
Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта.
Портрет поэта
Выучить наизусть стихотворение Есенина (по выбору).
87.
Тема любви в лирике С.А.Есенина.
1.Выразительное чтение понравившегося стихотворения.
2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.А.Булгакове.
88-89.
Развитие речи. Классное сочинение «Родина в творчестве Блока, Есенина, Маяковского».
1.Перечитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», с.311-358, часть 2.
2.Инд. задание: подготовить сообщение М.А.Булгакове.
90.
М.А.Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. История создания и судьба повести «Собачье сердце».
Портрет писателя
Работа над вопросами и заданиями учебника, с.340-343, часть 1.
91.
Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
1.Перечитать рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», с.359-388.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о М.А.Шолохове.
92.
Для чтения и изучения.
Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Портрет писателя, иллюстрации
к рассказу
Работа над вопросами и заданиями учебника, с.346-348, часть 1.
93.
Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. «Судьба человека» на экране.
Художественный фильм (фрагменты)
1.Перечитать рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
2.Инд. задание: подготовить сообщение об А.И.Солженицыне.
94.
А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед.
Смысл «праведничества» героини рассказа «Матрёнин двор».
Портер писателя
Работа над вопросами и заданиями учебника, с.354-355, часть 1.
95.
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщённость).
1.Перечитать трагедию У.Шекспира «Гамлет».
2.Инд. задание: подготовить сообщение об У.Шекспире.
Из зарубежной литературы (3 ч.)
96.
Для чтения и бесед.
У.Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Гамлет».
Портрет драматурга, иллюстрации
к трагедии
Ролевое чтение отдельных сцен.
97.
Трагедия У.Шекспира «Гамлет».
Портрет драматурга, иллюстрации
к трагедии
1.Перечитать поэму Гёте «Фауст».
2.Инд.задание: сообщение об И.В.Гёте.
98.
Для чтения и бесед.
И.В.Гёте. «Фауст» (обзор содержания, фрагменты).
Портрет поэта
Подготовиться к итоговой контрольной работе по курсу литературы 9 класса.
Повторение и обобщение (4 ч.)
99.
Итоговая контрольная работа (тест).
100.
Анализ контрольной работы.
101.
Читаем летом
Читать рекомендованные произведения.
102.
Итоги года.
13PAGE 15
13PAGE 141315
Заголовок 315