Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, 5 класс Беленький


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
5 класс
2014-2015 учебный год
г. Нижневартовск
2014
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Приложение:
- практическая часть рабочей программы
- алгоритм работы с текстом
- отчет по экскурсии
- требования к проектной работе

Пояснительная записка
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2х частях,М.: Просвещение, 2011); авторской программы Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/под редакцией Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М.: Мнемозина, 2009); УМК состоит из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2х частей/ авт.-сост. М.А. Снежевская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М.: Мнемозина, 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19, 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя/поэта (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащихся. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы 19-20 веков, причем, не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи…», «сравни…», «найди…». Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух, про себя, классному и домашнему.
Основные цели и задачи обучения в организации учебного процесса по литературе в 5 классе
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; любви к русской литературе и культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в количестве 105 часов, в том числе реализацию интегрировано регионального компонента и профориентационной деятельности 5 часов. На выполнение инвариантной части отводится 5 часов в неделю (175 часов в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
Личностные универсальные учебные действия
умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Регулятивные универсальные учебные действия
ставить и адекватно формулировать цель деятельности
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Познавательные универсальные учебные действия
формулировать проблему
выдвигать аргументы
строить логическую цепь рассуждения
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
осуществлять библиографический поиск
извлекать необходимую информацию из различных источников
определять основную и второстепенную информацию
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия
владеть всеми видами речевой деятельности
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
адекватно воспринимать устную и письменную речь
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Содержание программы учебного предмета
Введение (2ч)
Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
Мифы (9ч)
Мифы Древнего Египта
Для чтения и бесед
«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.
Мифы Древней Греции
Для чтения и бесед
О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок их 9 песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
Мифы древних славян
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
Устное народное творчество (10ч)
Народные сказки
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.
Для чтения и бесед
«Белая уточка», «Кот и Лиса».
Сказки народов мира: «Коршун и Кошка» (египетская сказка).
Легенды и предания
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
Для чтения и бесед
«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки)
Для чтения и бесед
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Народный кукольный театр
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для чтения и бесед
«Петрушка Уксусов»
Для самостоятельного чтения
«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.
Сказочные события и герои в литературе (20ч)
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
А.С. Пушкин. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Руслан и Людмила» (фрагменты)
Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
Х.К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.
Для чтения и изучения
«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Ш. Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
П.П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
Для чтения и бесед
«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.
Для самостоятельного чтения
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша «Три толстяка», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов «Приключения Барона Врунгеля», Х.К. Андерсен «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро Сказки, Братья Гримм Сказки, Р. Киплинг «Маугли», Л. Керрол «Алиса в стране чудес», В. Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»
Басни (6ч)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных
наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их
языка к разговорной речи. Афористичность.
И.А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.
Для чтения и изучения
«Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне».
Для чтения и бесед
«Кукушка и Петух», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Лжец» (по выбору учителя)
Басни Эзопа «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград» и Лафонтена «Лисица и виноград»
Для самостоятельного чтения
И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна», Эзоп. Басни
Человек перед лицом жизненных испытаний (30ч)
М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании, образность языка, звукопись. Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы 7-8), А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл.7, строфы 36-37. «Как часто в горестной разлуке…»)А.В.Кольцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и челядью. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения. В.М. Гаршин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.
Л.Андреев. сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.
А.И. Куприн. Сведения о писателе.
Для чтения и изучения
«Белый пудель» Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж)
Для самостоятельного чтения
А.В. Кольцов «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи», Л.Н. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек», Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей), К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей)
Поэзия природы (12ч)
Для чтения и изучения
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С. Пушкин «Обвал». К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде принимаю…». Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…». Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…». К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»
Для самостоятельного чтения
А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», А.Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень» (отрывок), В.В. Бианки «Лесная газета на каждый год», К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни», М.М. Пришвин. Сборник рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», сборник стихотворений «Родные поэты»
«Идет война народная, священная война!..» (6ч)
Для чтения и бесед
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», О.Ф. Берггольц «Разговор с соседкой», Р. Гамзатов «Журавли, В.М. Шукшин «Жатва»
Для самостоятельного чтения
В.П. Катаев «Сын полка»
Рассказы о твоих сверстниках (9ч)
Для чтения и изучения
«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мститель». Рассказ как жанр литературы Для самостоятельного чтения Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес», «Ночь», «Тедди»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ Раздел, название темы, интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений К-во
часов Дата Региональный
компонент ИКТ УИТМ Основные виды учебной деятельности Прим.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Введение 2ч
1 О художественной литературе и чтении. 1 Организация совместной учебной деятельности Беседа «Поэт, писатель, критик…»
2 Р.р. Проекты «Путешествие в Книгоград» 1 Организация совместной учебной деятельности Беседа «Кто делает книгу?»
Мифы 9ч
3 Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. 1 Организация совместной учебной деятельности Историк, археолог
4-5 Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи» 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 6 Мифы Древней Греции. О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 7-8 Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».
Герои мифов в поэме «Одиссея» (отрывок из песни). Особенности стихотворной речи поэта. 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 9 Мифы древних славян.
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 10 Р.р. Устное сочинение. Представление о добре и зле, которые нашли отражение в мифах. 1 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 11 Вн.чт. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» 1 Легенды народов ханты и манси Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 12 Народные сказки.
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные, бытовые). 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 13 Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 14 «Белая уточка», «Кот и лиса» 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 15 Сказки народов мира
«Коршун и кошка» (египетская сказка) 1 Сказки народов Югры Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 16 Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) 1 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 17 Легенды и предания.
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 18-19 Малые жанры фольклора.
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 20 Народный кукольный театр.
Сатира в кукольной комедии «Петрушка Уксусов» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах «Профессии театра»
21 Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. 1 Понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 22 Стартовая контрольная работа. 1 Самостоятельная работа Сказочные события и герои в литературе 20ч
23 Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 24-25 А.С. Пушкин. Сведения о жизни поэта.
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 26 Вн.чт. «Руслан и Людмила». 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 27 Сказочные образы и мотивы в произведении. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 28 Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 29 Х.К. Андерсен
Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 30 Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 31 Выражение авторского отношения к героям в их портретах. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 32 Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 33-34 Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Шварца и «Золушка» Шарля Перро. 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 35 Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 36 Р.р. Сочинение по сказкам Андерсена «Снежная королева» и Шварца «Золушка». 1 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 37-38 П.П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. 2 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 39-40 Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок» 2 Интегрированный проект с предметом Русский язык «Основная мысль текста» Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 41 Герой сказа Бажова – труженик и художник. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 42 Вн.чт. В мире литературных сказок. 1 В мире литературных сказок народов ханты и манси. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах Басни 6ч
43 Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.
И.А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. «Демьянова уха». 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 44 И.А. Крылов. «Волк и Ягненок» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 45 И.А. Крылов «Кукушка и Петух». 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 46 «Волк на псарне», «Квартет». Аллегория, мораль басни. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 47 Контрольная работа за 1 полугодие. 1 Самостоятельная работа 48 Вн.чт. Басни Эзопа и Лафонтена. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах Человек перед лицом жизненных испытаний 30ч
49 М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 50 «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании, образность языка, звукопись. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 51 Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 52 А.В.Кольцов. Сведения о жизни поэта. «Косарь». 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 53 Близость стихотворения к народной песне. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 54 1 Поэтизация природы в произведениях поэтов югорской земли. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 55 Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 56 И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 57 Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 58 Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и челядью. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 59 Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 60-61 Р.р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» 2 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 62-63 Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. 2 Жанр были в произведениях писателей Югры. Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 64-65 Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 66 Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 67-68 Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения. 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 69 В.М. Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал». 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 70 Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 71 Л.Андреев «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 72 А.И. Куприн. Сведения о писателе. «Белый пудель» 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 73-74 Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 75-76 Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж) 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 77-78 Р.р. Сочинение по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель» 2 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики Поэзия природы 12ч
79 Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С. Пушкин «Обвал» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 80 К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде принимаю…» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 81 Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 82 Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 83 Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 84 Р.р. Конкурс чтецов. 1 Организация совместной учебной деятельности 85 К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона» 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 86 Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 87 Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 88 Р.р. Изложение 1 Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 89 1 Гармония природы и человека в произведениях Ю.Шесталова, М. Анисимковой, В. Мазина и других поэтов и писателей Югры. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 90 Вн.чт. Е.И.Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах «Идет война народная, священная война!..» 6ч
91-92 К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…» 2 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах «Есть такая профессия – Родину защищать…»
93 О.Ф. Берггольц «Разговор с соседкой» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 94 Р.Гамзатов «Журавли» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 95 Муса Джалиль. Лирика. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 96 Вн.чт. В.П. Катаев «Сын полка» 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах Рассказы о твоих сверстниках 9ч
97 Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя.
«Тихое утро». 1 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 98 Р.р. Сочинение-миниатюра «Поэтическое изображение жизни» 1 Интегрированный проект с предметом Русский язык «Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова» Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики 99 Смысл заглавия рассказа. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 100-101 В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы. 2 Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач 102 1 Современники на страницах произведений писателей Югры. Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах 103 Вн.чт. Рекомендации на лето. 1 104 Итоговая контрольная работа. 1 Самостоятельная работа 105 Анализ контрольной работы. 1 Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
Беленький Г.И., Снежковская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2х частях. М.: Мнемозина, 2011
Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Рольф, 2001
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М.: Дрофа,2007
Снежковская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии: в 2х частях. М.: Мнемозина, 2011
Литература для обучающихся:
Снежковская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2х частях. М.: Мнемозина, 2011
Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Сканер
Копир
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами при изучении предмета «Литература» являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников школы состоят в следующем:
познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка
собственная интерпритация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений
понимание авторской позиции и свое отношение к ней
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Интегрированный курс с учебной программой по предмету «Литература» 5 класс
«Литература коренных малочисленных народов Севера
Цель: пробудить интерес к жизни и быту коренных малочисленных народов Севера, к знакомству с носителями этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Развивать и укреплять стремление учащихся к самостоятельному знакомству с литературным наследием коренных малочисленных народов Севера. Создать условия для изучения литературы народов Севера, включения учащихся в творческую работу с элементами исследования, направленную на расширение кругозора учащихся.
№ Дата Раздел, в рамках которого изучаются вопросы интегрированного курса, в том числе регионального Вопросы интегрируемого курса Примечание
1 Мифы Легенды народов ханты и манси 2 Сказки народов Югры 3 Сказочные события и герои в литературе В мире литературных сказок народов ханты и манси. 4 Человек перед лицом жизненных испытаний Поэтизация природы в произведениях поэтов югорской земли. 5 Жанр были в произведениях писателей Югры. 6 Поэзия природы Гармония природы и человека в произведениях Ю.Шесталова, М. Анисимковой, В. Мазина и других поэтов и писателей Югры. 7 Рассказы о твоих сверстниках Современники на страницах произведений писателей Югры. Приложение № 1
Практическая часть рабочей программы

ппНазвание работы Количество часов
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
1 Развитие речи 3 1 2 3 9
2 Контрольные работы: - стартовая контрольная работа 1 - - - 1
- тематические контрольные работы - 1 - - 1
- контрольная работа в рамках промежуточного контроля - - - 1 1
- контрольная работа в рамках итоговой аттестации - - - - -
3 Зачет - - - - -
4 Учебные экскурсии - - - 1 1
5 Проектные работы Приложение № 2
Алгоритм работы над текстом
Схема работы
1.Формулировка проблемы.
2.Комментарий к сформулированной проблеме.
3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.
4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.
5.Аргументация собственного мнения по проблеме.
6.Общий вывод.
Работа с текстом автора. Анализ авторского текста
Внимательно, медленно прочитайте текст.
Определите стиль текста.
Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).
Определите тему текста.
Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)
Определите основную мысль текста.
Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.
Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).
Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции
Работа над созданием собственного текста
1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;
сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).
2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.
3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.
4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.
5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.
6.Продумайте вступление и заключение к работе.
Приложение № 3
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. Ответы на вопросы
2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Ф. И./________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.
Оценка: _________(______________) / Ф. И.О./________________/
Приложение № 4
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.