«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
628661,Российская Федерация, Тел./факс: 8(34669)7-32-73
Ханты Мансийский автономный округ-Югра
город Покачи, улица Ленина дом 6
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала БУ «Лангепасский
политехнический колледж» в городе Покачи
_________________ И.М. Габдуллина
«Использование на уроках иностранного языка современных образовательных технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 16-18 лет
Разработчик:
Хакимова З.К., преподаватель иностранного языка
Покачи - 2015
Оглавление:
Введение. ………………………………………………………………………. 2
Глава I. Понятие «духовность» и «нравственность» ………………………... 5
Глава II. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. …….................................................................................................... 6
Глава III. Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание молодёжи ………………………………………………………………………. 7
IV. Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка……... 10
Глава V. Использование на уроках иностранного языка современных образовательных технологий, обеспечивающих духовно нравственное воспитание молодежи …………………………………………………..……... 12
Практическая часть…………………………………………………………….. 14
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список использованных источников и литературы…………………………. 27
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л.Н.Толстой
ВВЕДЕНИЕ
В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания.
Базовыми понятиями для определения духовно-нравственного воспитания выступают «духовность» и «нравственность». Духовность является многоаспектным понятием и чаще всего используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Однако не следует отождествлять духовность с религиозностью, этим самым мы отлучаем от духовного развития значительную часть человечества. Духовность - это прерогатива не только религии, она всегда была связана с гуманистическими ценностями. Духовность - это интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.

Тема: «Использование на уроках иностранного языка современных технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи»
Цель работы – теоретически обосновать и апробировать педагогические условия осуществления духовно-нравственного воспитания студентов на уроках английского языка.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по духовно-нравственному воспитанию студентов.
2. Подобрать методологические основы изучения нравственных качеств подростков в процессе обучения иностранному языку.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственного воспитания студентов, применяемые преподавателем иностранного языка.
Гипотеза – духовно-нравственное воспитание студентов будет успешно осуществляться:
- при реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на уроке;
- при использовании преподавателем методов проектирования, способствующих формированию нравственных знаний, умений.
Логика исследования – теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, анализ и обобщение педагогического опыта духовно-нравственного воспитания студентов средствами иностранного языка.
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по духовно-нравственному воспитанию студентов.
Подобрать методологические основы изучения нравственных качеств подростков в процессе обучения иностранному языку.
Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственного воспитания студентов, применяемых преподавателем иностранного языка.
Самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать знания из различных областей наук, критически мыслить.
Методы – педагогические наблюдения, изучение передового педагогического опыта.
Научная новизна
в рассмотрении проектной методики использования на уроках иностранного языка современных образовательных технологий, обеспечивающих духовно- нравственное воспитание молодежи;
духовно-нравственное воспитание молодежи как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка;
в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий для студентов колледжа;
успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования.
Педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию духовно-нравственного воспитания молодежи такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения студентов на основе:
Взаимного доверия и уважения преподавателя и обучающегося;
Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации обучающихся как личности;
Принципа коллективного труда;
Осуществления единства мыслительной и практической деятельности студентов.
Глава I. Понятие «духовность» и «нравственность»
Если духовность - это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, нравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека, то под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации. В настоящее время гуманистическая тенденция в области нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями. Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России.
Глава II. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднее специальное учреждение оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы
Образование сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Духовно-нравственное развитие молодежи является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний.
Глава III. Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку. Для решения данной проблемы преподавателю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения иностранному языку.
Духовно-нравственное развитие студента является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современной молодёжи необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей-педагогов, то все отдают первостепенное значение духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания», – выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.
Процесс обучения современной молодежи иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».
Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности студентов, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Вместе с тем, применение страноведческой информации в практике преподавания связано с большим кругом вопросов, требующих серьезного научного подхода и обоснования.
При обучении речевому этикету важна интонация, которая выражает теплоту и искренность, что требует немало усилий со стороны преподавателя и студента.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения студента в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме.
Глава IV. Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка
Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, студенты выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашем колледже используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Студенты могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у молодёжи личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Колледж осуществляет подготовку студента к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом главная задача – воспитывать у студента толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта студента, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания студента могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для студентов живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур. Язык — зеркало культуры. Процесс обучения современных студентов иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
По мнению А. И. Шемшуриной, наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться молодёжи, следует считать:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет студентам осмысливать, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
- культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;
- способность к нравственному усилию, "усилию человека быть" (М.К. Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;
- чувство эмпатии – эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Глава V. Использование на уроках иностранного языка современных образовательных технологий, обеспечивающих духовно нравственное воспитание молодежи. Следующим эффективным приемом в духовно нравственном воспитании молодёжи является Проектная работа.
Проектная методика является одной из форм организации исследовательской, познавательной деятельности, в которой студенты занимают активную субъективную позицию.
Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами молодёжи. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны студенты выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашем колледже используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы.
Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту студентов и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Широко применяются литературные дискуссии, они помогают отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
Часто используются сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.
Систематически применяется форма обсуждения, ролевая игра, уроки-исследования, беседы, семинары.
Очень эффективны приемы нравственной активизации личности. Студенты могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы студентам предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Использование метода проектов в учебных и внеклассных занятиях по различным темам: "Туманный Альбион", " Короли и Лорды", "Субкультуры и Молодежь".
Практическая часть.
Использование метода проектов по теме “Literary Tour Around Russian ”
Теоретические основы разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме “ Literary Tour Around Russian  ”
В результате исследования проблемы использования проектной методики на старшей ступени обучения мною был разработан и апробирован проект заключительного занятия по теме:
“Literary Tour Around Russian”.
Тема проекта: “Literary Tour Around Russian”
Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный.
Цель проекта:
- знакомство с писателями;
- развитие самостоятельности, творческих способностей, умения проводить исследовательскую работу;
- воспитание уважения к культуре других народов, осознание национальной самобытности, гордости и любви к своей родине;
- развитие речевых умений по теме (говорить, переводить, писать);
- сопутствующая задача – скрытый контроль сформированности речевых умений.
Цель потребовала решения следующих задач:
1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания студентов по заданной теме “Literary Tour Around  Russian”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитие иноязычной речевой компетенции.
2. Повысить уровень автономности студентов посредством самоорганизации в проведении творческой работы.
3. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
4. Вовлечь студентов данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром обучающихся.
Направленность проекта: познавательная.
Продолжительность проведения: 3 академических часа.
Возраст: 1-2курс (16-17 лет).
Место проведения: филиал Лангепасского политехнического колледжа.
Оборудование и оформление: портреты известных писателей: Льва Николаевича Толстого, Анны Ахматовой, Сергея Александровича Есенина, Стихотворение “My lovely writer.”
Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по теме “ Literary Tour Around Russian ” и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом. Занятие строится по типу ролевой игры.
Языковый материал:
-лексический и грамматический материал по программе;
- лексика, дополнительно используемая в индивидуальных проектах.
Оснащение урока: литературная карта России с портретами писателей, практико-ориентированные проекты студентов, идентификационные карточки, аудиозапись песни «Там, вдали за рекой…». На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы
3.2 Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме “ Literary Tour Around Russian  ”
Проект “ Literary Tour Around Russian ” состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.
Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:
1. Введение (Introduction);
2. Основные задачи занятия (Objectives);
3. Необходимая информация (Materials);
4. Пошаговое описание действий (Procedures);
5. Факультативные задачи (Extensions).
Activity 1. ( Подготовительный этап).
Introduction.
Занятие начинается с краткого введения преподавателя: педагог приветствует всех участников проекта, знакомит студентов с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта – “ Literary Tour Around Russian  ”.
Objectives:
1. Сформулировать проблему исследования;
2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;
3. Организовать группы студентов, определить роли каждого члена группы.
Procedures:
Учитель: Russian is known to be a nation of great readers. Is it true? Let’s share our opinions about reading and books in our life.
1. Do you like reading?
2. Who is your favorite writer?
3. Why?
4. What kind of books do you prefer?
5. Where do you get books to read?
6. Do you have a lot of books at home?
7. Do you have any books in English?
8. Is it difficult for you to read English books?
Студенты высказывают свое мнение о значении книг в жизни человека.
Pupils: We cannot live without books. Reading plays a great role in our life despite the increase in watching TV and using computers. It is the best way to obtain knowledge. It is great to learn by reading. You can imagine everything you are reading about…
Activity 2. (Основной этап).
Introduction: Занятие начинается с краткого введения преподавателя:
педагог приветствует всех участников, формулирует цели урока. На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.
Objectives:
1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.
2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
3. Определить формы и способы представления результатов проектов.
Procedures:
С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме (“Literary Tour Around Russian  ”) студентам предлагаются различные виды речевых упражнений:
1. преподаватель демонстрирует студентам фотоиллюстрацию по данной тематике (“Literary Tour around Russian”).
2. Учитель предлагает прочитать текст “The famous is writer in the world”, раздает экземпляры на парты.
Далее педагог организует небольшую дискуссию.
Преподаватель: “Whom is about this text?”
Выполнение данных упражнений способствует активизации студентов в малых группах, подводит к сбору необходимой информации, анализу и синтезу идей. В конце занятия обучающиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад), а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.
Teacher: You have learned about famous British writers and Russian authors, about their works and how they are remembered and honored in their countries and all over the world Russian. is the birthplace of Lev Nikolayevich Tolstoy ,Anna Akhmatova, Sergey Esenin our great and famous writers.
You have done great research work and have created lovely projects about our great writers. We shall do a role-play “Meeting with British Publishers”. The main characters are you, Russian students, and foreign visitors from the United Kingdom.
Meet your guests and try to do your best. (в этот момент заходят «гости» - учащиеся другой группы).
Все учащиеся приветствуют друг друга, затем «руководитель» британской группы сообщает цель визита:
Visitor: We have come to Russian because we are going to make reference book about Russian culture “. We are particularly interested in North Region. Your governor has invited us. We have heard you study some humanitarian subjects in a proper way.
Student: You have come just at right time. We invited you to join us in our exciting tour around our country.
Презентация творческих работ происходит у карты в форме рассказов о жизни и творчестве писателей и поэтов. По ходу путешествия гости задают вопросы, уточняя информацию для своей книги. Игра проходит в соответствующем эмоциональном настроении, участники адекватно реагируют на ситуацию, употребляют различные речевые клише, междометия, выражают свое отношение к услышанному и увиденному.
Примерные вопросы гостей: Could you tell us where was born Lev Nikolayevich Tolstoy?
When Sergey Esenin married? How many children did have Anna Akhmatova? Can you tell us about their great works?
Visitor: It is great pleasure to meet you. We hadn’t expected teenagers Russian to be so intelligent and hard working. You are girls so active. Boys are so handsome. You are great patriots.
Student: Thank you for your compliments.
Visitor: These are not compliments. We mean it. Oh, we must go. Your headmaster is waiting for us. We will let you know about the publishing of our reference book.
Visitor I: Thank you for your work in the lesson. I will give you two marks for your research work: one for the story and other is for your design your projects. Today we have only talked about some great people from the North Region. We should learn about our culture.
Activity 3. (Заключительный этап).
Introduction: Вводное слово преподавателя: Преподаватель приветствует всех студентов, формирует цели урока.
Objectives:
1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.
2. Презентация проекта (реферата, доклада и т.д.).
3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Procedures:
1. Подготовка.
Педагог предоставляет время студентам (5 мин) для завершения проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов.
Наблюдает, координирует деятельность студентов.
2. Защита проекта
I. Группа: – Лев Толстой
Студенты данной группы провели большую исследовательскую и творческую работу по жизни и деятельности Льва Толстого.
II. Группа: – Анна Ахматова.
Итогом ее работы был доклад, составленный студентами и обобщенный лидером этой группы. Доклад сопровождался презентациями.
III Группа: - Сергей Есенин.
Во время защиты студенты задают своим одногруппникам различные вопросы.
3. Оценка результатов
Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими студентами, так и преподавателем. После объяснение домашнего задания обучающиеся разгадывают кроссворды.
Проект «Научно-практическая конференция» состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.
Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:
1. Введение (Introduction);
2. Основные задачи занятия (Objectives);
3. Необходимая информация (Materials);
4. Пошаговое описание действий (Procedures);
5. Факультативные задачи (Extensions).
Activity 1. ( Подготовительный этап).
Introduction.
Предложение темы конференции: «The portrait Gallery of outstanding People» (Галерея портретов выдающих людей). На данном этапе я попыталась заинтересовать студентов и предложила выбрать каждому самый любимый предмет, в котором обучающийся чувствует уверенность, знает его лучше других и желает своими знаниями поделиться с друзьями.
Objectives:
1. Сформулировать проблему исследования.
2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами.
3. Организовать группы, определить роли каждого члена группы.
Procedures:
Далее требовалось выбрать выдающихся людей в данной области. Единственным условием было то, что все выдающиеся люди должны быть англичанами. Затем вырисовывается «скелет» нашей конференции. Студентами были предложены следующие учебные предметы:
физика- М.Фарадей, И.Ньютон;
биология- Ч.Дарвин;
география – Д. Ливингстон, М.Парк, Ф. Дрейк;
история – У.Черчилль, М.Тэтчер, Елизавета II;
литература – Ч. Диккенс, А.Кристи, О.Уайльд, Д.Дефо, Т.Мор, Р.Бернс, У.Шекспир, Дж. Байрон;
живопись – У.Тернер, У. Хогарт, Д.Рейнольдс, Г.Спенсер;
музыка – Б.Бриттен, группа «Битлз».
Activity 2. (Основной этап).
Introduction: Занятие начинается с краткого введения Преподавателя:
педагог приветствует всех участников, формирует цели урока. На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.
Objectives:
1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.
2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
3. Определить формы и способы представления результатов проектов.
Procedures:
Составление подробного плана по подготовке конференции. Вместе с детьми я приступила к подбору материалов для рефератов. В работу были включены все студенты: искали материалы, портреты, переводили тексты, стихи английских поэтов, разучивали песни «Битлз», делали компьютерную презентацию, обсуждали результаты поисков. Само выполнение данной работы заставило студентов думать, анализировать, активизировать внимание и память. При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, обсуждении собранной информации обучающиеся использовали разные виды иноязычной речевой деятельности: чтение найденного материала, письмо, говорение. Также совершенствовался навык работы на компьютере при оформлении собранного материала, монтирование компьютерной презентации.
Activity 3. (Заключительный этап).
Introduction: Вводное слово учителя: Преподаватель приветствует всех студентов, формирует цели урока.
Objectives:
1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.
2. Презентация проекта (реферата, доклада и т.д.).
3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Procedures:
Окончательное оформление реферата и демонстрирование собранного материала аудитории. Следуют отметить, что необходимую информацию студенты искали самостоятельно, а обсуждение итоговой презентации проводилось под контролем преподавателя.
Во время защиты реферата обучающиеся выбрали следующие формы: доклад, компьютерную презентацию с комментированием материала, предлагали собственные переводы стихов английских поэтов. Одним из основных умений, которые демонстрировали студенты, была устная речь.
Самый интересный этап – презентация своей работы. Презентация проекта, реферата важна для самосознания каждого обучающегося.
Известно, что устные доклады могут вызвать затруднения. Поэтому преподавателю заранее необходимо обсудить с каждым выступающим на конференции тему, план, общие фразы для начала и завершения речи. Когда доклад закончен, студенты задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии на английском языке.
Последним этапом явилось обобщение работы, обсуждение успехов и недочетов конференции, тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться при подготовке к данному мероприятию.
Предполагаемый результат
- Усвоение студентом добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.


Заключение
Современная жизнь диктует необходимость коренных изменений, как в практике преподавания, так и в методической науке. Одной из важнейших задач среднего специального заведения является приобщение подрастающего поколения к универсальным глобальным ценностям, формирование у студентов умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным студентам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Сегодня на новом этапе развития социума возникает необходимость в теоретическом и методологическом переосмыслении духовно-нравственного воспитания. Все это связано с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, незаметно потеряли свою важность. Возникает необходимость воспитания такой личности, которая способна не только потреблять, но и созидать. Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды.
Восстанавливается важнейшая функция образовательного учреждения – воспитательно-образовательная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры

Список использованной литературы
 1. Ангеловски Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / Крсте Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 17-22.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989. – 190 с.
4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С.5-8.
5. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5.
6. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.
7. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
8. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин //
Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.
9. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9- 15.
10. Игнатова Т.Ю. Английский для общения: Интенсивный курс / Т.Ю. Игнатова. – М.: Высшая школа, 1997. – 402 с.
11. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9-14.
12. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
13. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
16. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
17. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.
18. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987.
19. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М.: Русский язык, 1990.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
21. Биятенко-Колоскова С.Е., Дядиченко О.В. Русская версия международной программы e-mail тандем. Изучение иностранных языков через Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. - http:// iol.spb.osi.ru
22. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
23. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 1.
24. Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.
25. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.
26. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
27. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003.
28. Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень, 2003.
29. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.
АВТОР: Неробеев А.Б. сайт (www.superinf.ru)
30. Журналы «Справочник классного руководителя» за годы.
31. Программа курса английского языка М. З.Биболетова, Н. Н.Трубанева, издательство «Титул» 2006 год, стр.5
32. Кузовлев В. П. УМК по английскому языку. Москва «Просвещение» 2004, стр. 4-16
33. Арапова Е. М. «Нравственное воспитание на уроках иностранного языка. Москва 2009.
34. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. Москва, Глосса-Пресс, 2010, стр. 6-40
35. Примерные программы по учебным предметам. Иностранные языки, Москва «Просвещение» 2010.