Урок окружающего мира зимняя пора в жизни животных


Технологическая карта урока окружающего мира в 3б классе в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Фияшкина М.А.                                                                                                             Дата 22. 12. 2016г                                                                  
Тема Зимняя пора в жизни животных
Цель темы Расширить представление детей о животном мире
Планируемый результат
  Предметные умения УУД
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста как зимуют разные животные;
- продолжить формировать умение работать с научно-популярным текстом;
-обобщать и систематизировать полученные знания;
- обосновывать роль животных в природе;
- использовать
информационные ресурсы для подготовки сообщений о развитии животного мира;
 
  Личностные: 
 
1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
2.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
 
Регулятивные: 
 
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
 
Познавательные: 
 
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2. Устанавливать причинно следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
 
Коммуникативные: 
 
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о жизни животных в зимнее время.
Основные понятия Дикие животные, млекопитающие
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Изобразительное искусство
Литературное чтение
Музыка
Русский язык Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Учебник О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д.Шилин «Окружающий мир. 3 класс», «Зимние изменения в живой природе» презентацияPowerPoint.
Раздаточный материал
Проектор
Компьютер
Презентация, разработанная учителем
Интерактивная доска
Доска
Снежинки
ЛепбукиТехнология проведения.
Этапы, цель Деятельность учителя Деятельность ученика Оборудование
1 Организационный момент.
 Цель – мотивация учения Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте продуктивной работы и хорошего настроения в течение урока. Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.
2.Подготовительная работа к изучению нового материала
Цель: Постановка проблемного вопроса
- О чем это стихотворение?
Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно. Тема урока «Зимняя пора в жизни животных» Чтение стихотворение учеником
Как прекрасен зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Приходи сюда скорей,
Наблюдай здесь жизнь зверей!
Жизнь лесная и зимой,
Бьет большим ключом.
Не спи…
Приходи и погляди,
Как тут все блестит!
- Это стихотворение о зимнем лесе, о животных.
- Тема сегодняшнего урока « Как зимуют дикие животные». На доске плакат со знаком вопроса, закрывающий тему урока
.
3. Актуализация знаний. Решение проблемной ситуаций.
а) Изучение новой темы.
 Цель: Дать представление о том как зимуют дикие животные.
б) Прием «Жокей и лошадь»
в) Физкультминутка для глаз.
4. Работа по учебнику.
Работа в группах.
5. Контроль знаний.
Игра «Да – нет»
6. Рефлексия.
Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Мы будем не просто учениками 3 класса, а настоящими юными натуралистами. Вы знаете, кто такие юные натуралисты?
-Натуралисты очень много знают о природе. Вы тоже исследовали жизнь некоторых животных. Давайте проверим ваши знания. В качестве разминки проведем игру «Узнай животного по описанию». Я буду описывать животного не называя его, а вы должны сказать, о каком животном идет речь. Готовы?
- Это маленький зверек. Если вы посетите лес осенью, то сможете увидеть шустрого грызуна, сжимающего в зубах гроздь ягод или орехов. Они прячут свои запасы в глубоких дуплах.
Правильно, это белка.
- Про этого животного говорят, что он – санитар леса. Он убивает слабых и больных животных. Правильно, это волк.
- С наступлением холодов этот зверек линяет. Он меняет привычную серую шерсть на белую шубку. Теперь многочисленным врагам грызуна будет не так – то просто заметить свою добычу.
Правильно, это заяц.
- Этот зверь очень осторожный и не зря в русских народных сказках она всегда хитра и умна, так как всегда старается запутать следы.
Правильно , это лиса.
- Осенью это животное ест особенно много и жадно, торопятся нагулять жир перед зимним сном. Жировые запасы помогут дожить до весны, согреют и накормят.
Правильно медведь.
- Это не просто красивое, но и полезное животное. Еще с давних времен это животное служило не только пищей для большинства людей, но и считалось символом величия и богатства. Основным кормом для него являются ветки и побеги деревьев и кустарников, а также лишайники, которые в народе так и называют «оленьим мхом».
Правильно, это олень.
- Молоды!
Итак, мы с вами отправляемся в лес, где нас ждут наши юные натуралисты.
- Испокон веков люди с большим уважением относились к природе. Они называли ее – Матушка природа. Ей посвящали песни, стихи. Художники писали замечательные картины, композиторы сочиняли красивые музыкальные произведения. Не забыл народ и про братьев наших меньших. Сколько стихов, сказок, загадок, пословиц и поговорок написано о животных. Каждая группа, исследуя животного, тоже не обошлась без народного фольклора. Давайте посмотрим, какие пословицы и поговорки вы подобрали про своего животного.
- Молодцы! Много подобрали пословиц. Над ними мы с вами поработаем на следующем уроке литературы.
На прошлом уроке окружающего мира на экскурсии мы исследовали снежинки. Что вы можете про них сказать.
Молодцы! Как и в настоящем зимнем лесу у вас на партах тоже лежат снежинки. Но это е простые снежинки, а загадочные. На обратной стороне каждой из них есть загадка. Прочитав ее, вы узнаете о каком животном идет речь. Ваша задача состоит в том, чтобы отгадав загадку, перейти к той парте, где стоит фото этого животного.
- Откройте учебник на странице 139. Прочитайте параграф «Зимняя пора в жизни животных» со страницы 139 по страницу 141.
- Давайте поработаем в группах. Каждая группа заполнит лист исследования, а потом мы все вместе проверим, как вы усвоили материал учебника.
- Давайте проверим. На слайде вы видите правильные ответы. Сравните их со своими.
-Поднимите руку, кто ни сделал ни одной ошибки.
-Кто сделал 1 ошибку?, 2?3 и более?
А теперь проверим, что вы запомнили про жизнь животных зимой. Перед вами таблицы с номерами вопросов. Я буду задавать вопрос, а вы под номерами вопросов, в другой строке если согласны – ставите «+», если не согласны - «-».
Правда ли что у зайцев и белок зимой происходит линька?
Медведь запасает на зиму мед?
Можно ли увидеть в зимнем лесу ежа?
Правда ли, что лиса слышит мышиный писк за 400 метров?
Волк и лиса – хищники?
Правда ли, что волки зимой меняют шубку?
Можно ли в зимнем лесу увидеть медведя?
Правда ли, что зимой у медведя появляется потомство?
Правда ли, что заяц – хищное животное?
Правда ли то, что все животные о которых говорилось на уроке – млекопитающие?
- А теперь проверим свои ответы по таблице. За каждый верный ответ поставьте себе по одному баллу.
- Кто поставил себе 10 баллов? 9? 8?
Итак, давайте подведем итог урока. Что нового мы узнали на уроке? Какой вывод можно сделать?
А как помогает животным человек?
- Что общего между этими животными?
- И в заключении нашего урока я попрошу вас составить синквейн про того животного чье фото стоит у вас на парте.
- Посмотрите какой синквейн составила я.
- На этом наш урок окончен. Я поздравляю всех вас с наступающим новым годом, а наши волшебные снежинки с новогодними пожеланиями мы подарим нашим гостям. всем спасибо за урок. Это юные любители природы. Они исследуют природу и описывают ее в своих статьях, фотографируют интересные моменты из жизни животных, растений.
Белка.
Волк.
Заяц.
Лиса.
Медведь.
Олень.
Выступления учащихся. Сообщения о белке, лисе, волке, медведе, зайце, олене.
Крутится, как белка в колесе.
Белку ловить — ножки отбить.
Охотник вверх смотрит, а белка — вниз.
Бояться волка — бегать и от белки.
Волка бояться, так и в лес не ходить.
Сколько волка ни корми, он все в лес глядит.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
И волки сыты, и овцы целы.
Лиса сытнее волка живет.
Лиса семерых волков проведет.
Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!
Лисица — старая льстица.
Заяц трус — и тот охотиться любит.
Заяц самого себя боится.
Зайца на барабан не выманишь.
Заяц трус — и тот охотиться любит.
С медведем дружись, а за ружье держись.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Кошка лапкой, а медведь всей пятерней.
Медведь в лесу — что боярин в городу.
Волки и олени одном стаде не бывают.От оленя останутся рога, от человека - имя.
Охотник, преследующий оленя, не видит леса.
Глупец и коня за оленя принимает.
Снежинки- это маленькие кусочки льда. У них нет одинаковой формы. Все они индивидуальны. У каждой снежинки 6 лучиков.
Дети отгадывают загадки и переходят к другим партам.
Дети читают материал учебника.
Дети работают в группах и заполняют листы исследования.
Учащиеся проверяют и сравнивают свои ответы со слайдом.
Индивидуальная работа с таблицей.
+
-
-
+
+
-
+
+
-
+
Самооценка работ учащихся.
Барсук, медведь, еж, летучая мышь и хомяки залегли в спячку.
Горностай, белка и заяц поменяли летние шубки на зимние.
Белка запасает на зиму орехи, желуди, грибы, шишки.
Он устанавливает специальные кормушки, раскладывает сено. Лосям, оленям, косулям нужна подкормка. При дефиците поваренной соли животное теряет силу, у него ухудшается обмен веществ, плохо растут рога и шерсть. Для них устраивают солонцы в пне, вырубив воронку.
Все эти животные дикие и млекопитающие.
Дети составляют синквейн. Карточки с вопросами.
Презентация.

Слайды 1-6
Снежинки с загадками.
Слайд 7.
Учебник О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д.Шилин «Окружающий мир. 3 класс»,
Листы исследования.
Слайд 8
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.