Конспект открытого урока по осетинскому языку во 2-ом классе.
Конспект открытого урока по осетинскому языку в группе для детей, изучающих осетинский язык как второй. 2 класс.
Автор Магкаева Жанна Савельевна.
Тема урока: «Приготовим еду и накроем на стол. Х…ринаг ск…н…м …м… фынг …р…в…р…м.»
Возраст учащихся: 2 класс (8-9 лет)
Цель урока:
-формирование познавательных учебных действий, развивать внимание, мышление;
-отрабатывать разговорную речь;
-развивать творчество, воображение, умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ;
Задачи урока:
Предметно-содержательная:
- систематизировать лексику по теме: «Х…рин…гт…»
-повторить и систематизировать лексику по теме: «Нуазин…гт…»
-учить употреблять изученную лексику в диалоге – обмене мнениями;
Познавательная:
- формирование умения формулировать личностнозначимую цель, учебную задачу, овладение логическими операциями: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать, устанавливать аналогии, связи и отношения между объектами,
Деятельностно-коммуникативная:
- инициативное сотрудничество в анализе полученной словесной информации, владение диалогической и монологической речью;
Регулятивная:
- принятие и сохранение учебной задачи, планирование своей деятельности, самооценка;
Ценностно-ориентационная:
- развитие умения высказывать свою точку зрения и соотношение её с другими; - развитие умения самооценки своей образовательной деятельности; - воспитание осознания значимости учебного труда, коллективного труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока:
Учебник Корнаевой З. В.и Джибиловой И. М. «Говорим и читаем по-осетински»для 2 класса (2 часть),рабочие тетради на печатной основе, индивидуальные карточки, словесный материал, компьютер, интерактивная доска.
Цель применения средств ИКТ: повышение эффективности урока за счет наглядного предъявления зрительной информации.
Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные (частично). Ожидаемый результат: формирование универсальных учебных действий у школьников за счет применения средств ИКТ.
Структура урока:
1) Организационный этап2) Мотивация учебной деятельности учащихся-постановка цели и задач урока.3) Открытие новых знаний4) Обобщение новых знаний7) Информация о домашнем задании8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Эпиграф:
„рт…къахыг фынг баззад нын фыд…лт…й,
Й… хуыз …мдымбыл хур …м… з…ххау
Дзаг у н…ртон х…ринаджы б…рк…дт…й,
Ц…м…й фысымт… бахынцой с… уазджыты р…дау.
Ход урока:
1.Организационный эта(1-й слайд)
-Посмотрите, дети. А у нас гости! Давайте поздороваемся.-А теперь по – осетински: «Алыбоны 'гас н…м ц…ут»
-Дети, а какой у нас сегодня день?(праздничный день – б…р…гбон0
-А почему у нас праздник?(потому, что у нас гости)
-Хорошо, рассаживайтесь по местам.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Дети, вы знаете, что у нас в Осетии гостеприимство очень высоко ценится, очень почётно. „мбисонд…н баззад, бинонт… у…д цыдысты ад…мыл нымад, цалынм… с…м уазджыт… цыди. Семья считалась людьми до тех пор, пока к ним приходили гости. Вот теперь они пришли и к нам тоже и мы принимаем гостей. Ныр махм… д…р …бацыдысты уазджыт…, …м… мах ст…м фысымт….
-Ц…м…й н… уазджыты з…рдыл абоны бон с…мб…ла з…рд…хъ…лдз…г…й, уый тыхх…й цы бак…нын хъ…уы? Что нам надо сделать, чтобы наши гости остались довольны сегодняшним днём?( надо их пригласить за стол)
- А для того, чтобы пригласить гостей за стол, что нам нужно сделать?( приготовить еду)
-Так какая у нас сегодня тема урока?(приготовим еду и накроем на стол)
-А как тема нашего урока будет звучать по-осетински?( Х…ринаг ск…н…м …м… фынг …р…в…р…м)
-Есть в теме нашего урока очень важное слово: фынг. Ему посвящён даже эпиграф нашего урока(2 слайд)
„рт…къахыг фынг баззад нын фыд…лт…й,
Й… хуыз …мдымбыл хур …м… з…ххау
Дзаг у н…ртон х…ринаджы б…рк…дт…й,
Ц…м…й фысымт… бахынцой с… уазджыты р…дау.
Трёхногий фынг остался нам от предков.
Он круглый, словно небо и земля.
На нём так много нартских угощений,
Чтобы со щедростью могли принимать гостей.
-Запомните слова поэтессы. Мы к ним ещё вернёмся.
А) Обобщение пройденного материала:
-Мы сейчас с вами хозяева, фысымт…, и нам надо принять гостей. Как у вас дома принимают гостей? У…хим… та …рбац…у…г ад…мы куыд суаз…г к…нынц?
-А что нам надо, чтобы накрыть на стол? Цы бак…нын хъ…уы, ц…м…й фынг …р…в…р…м?
-Что потребуется для приготовления еды? Х…ринаг ск…нын…н н… цы бахъ…удз…н?
-Где нам взять продукты для приготовления еды? К…м с… райс…м?
-В каком магазине мы их купим? Цав…р дуканийы с… балх…ндзыст…м?(хойр…гты дуканийы)
-Значит, мы идём в магазин.
Б) Фонетическая зарядка:
-Чтобы в магазине мы могли чётче и красивей говорить, поиграем в игру «Попугайчики». Ц…м…й дуканийы р…сугъд дзур…м, уый тыхх…й нырт…кк… ахъаз…м «Тутит…й»(слайд 3):
ХЪ, хъ, хъ. Хъо, хъа, хъу,хъи,хъ…. Хъобан, хъулон, хъыбыл, хъил, хъ…у. Хъ…уы ис дукани. Хъ…уты дуканиты ис бир… хойр…гт….
Гъ,гъ,гъ. Гъа,гъо,гъу, гъ…. „гъгъ…д, …гъдау, с…гъ. С…гъ…н й… с…ныкк алыгъд. Бир…гът… с…гъты хъ…др…бын…й хъахъхъ…дтой.
В) Работа с учебником.
-Ныр тынг р…сугъд дзурдзыст…м, ф…л… ма у…дд…р байхъус…м дикторм…. Байгом к…нут чингуыт… 54 фарсыл …м… ссарут фыцц…г…м ф…лт…р…н. Найдите в учебниках рубрику «Послушай».( прослушивание записи на диске)
-Ребята, куда идёт таму? К…д…м ц…уы Таму?
_-Зачем Таму идёт в магазин? Ц…м… ц…уы Таму дуканим…?
-Цав…р хойр…гт…м ц…уы?
-Ребята, в тексте есть слово, которое нам встречается в каждом предложении. Какое это слово?
-Прочитайте его в предложениях.
-Что с ним происходит? Что вы заметили?
-А почему оно так изменяется, мы узнаем, задав ему вопросы:к…д…м? к…м?
-Итак, ребята, что мы выяснили? Почему у одних слов окончание –м…; у других окончание –ы?
-А теперь давайте по этим же вопросам изменим другие слова. У вас на столе карточки. Посоветуйтесь со своей парой и решите, где должно быть какое окончание.
Парная работа.
-Что у вас получилось? Давайте результат работы проверим по слайду.(слайд 4)
4. Открытие новых знаний-Ребята, давайте вспомним, о каких продуктах мы говорили на прошлых уроках? (цай, хъ…дындз, уырыдзы, нуры, зети, къабуска, ц…х…ра, ц…хх, ссад,дзидза, цыхт, къ…дор, …йчыт…, н…лх…, …хсыр, мисын, суардон)
-Где всё это можно купить? К…м с… ис балх…н…н?
-Кто знает, что из этих продуктов можно приготовить, кам же надо накрыть на стол? Цав…р х…рин…гт… ис ск…н…н ацы хойр…гт…й? Перечислите их.
-А теперь посмотрите, что приготовили Абаевы из этих продуктов. „рк…сут ма, Абайт… цы х…рин…гт… скодтой.
-Из чего приготовлены эти блюда? Ацы х…рин…гт… цав…р хойр…гт…й скодтой?
-Ацы х…рин…гт…й у…хим… к…цыт… в…ййы? Какие блюда бывают у вас дом каждый день?
-Скажите, а то что мы готовим каждый день дома для себя, можно предложить гостям?
-Еда бывает праздничная, а бывает повседневная, то что у нас дома каждый день. Какие из этих блюд можно назвать повседневными, а какие праздничными?
-На рисунках есть блюда. Давно знакомые вам. Но есть такие, которые очень редко появляются у нас на столах. Например, дзыкка. Это блюдо из свежего сыра, сливок и муки. Посмотрите, как она плавает в масле. Так и говорят: ц…рвджын дзыкка.
-А ещё обратите внимание на чурек. Предки наши жили высоко в горах, где было мало земли и на той плохо росла нежная пшеница. Обычный хлеб из белой муки, который есть в каждом доме сегодня и мало ценится, был для них богатством. Из пшеничной муки, т.к. её было крайне мало, пекли только пироги по большим праздникам, на свадьбы. Зато там очень хорошо росла кукуруза. Она спасала семьи от голода. И название дали ей очень почётное – нартхор – зёрна нартов. Они сравнивали её с нартами – такая же, как нарты, сильная и выносливая культура. Из кукурузной муки делали чурек. А сейчас нам наш репортёр покажет и расскажет, как делают чурек и где он это видел.(просмотр видеоролика). Текст читает ученик:
«Жз тынг уарзын к…рдзын. Мам… мын тынг ар…х фелх…ны к…рдзынт… дуканийы. Иу хатт ц… райстам хъарм…й. Афта базыдтон, к…рдзынт… дуканийы к…й к…нынц.Жм… м… баф…ндыд фенын …м… н…къласы сыв…лл…тт…н радзурын, куыд к…нынц к…рдзын.»
7. Игра:
-Ф…йн…гыл фыст хъуыдый…дт…, к…ронм… фыст н… сты. Хъ…уы дзы й… нысаниу…гм… г…сг… бав…рын нывт…, ц…м…й хъуыдыйад ф…уа.
8. Рубрика «составление диалога»:
-Обратите внимание на упражнение 3. Какая это рубрика?( составление диалога)
-Как выполнить задание рубрики? Как вы спросите друг друга?
-Жз уарзын хъ…бынт…. Ды та цы уарзыс?
- Жз тынг уарзын плау. Ды та цы уарзыс?
-Жз та уарзын гуылт…. Ды та цы уарзыс?
-Жз д…р уарзын гуылт…. Ды та цы уарзыс?
8.Работа в тетрадях:
-Какая цель была перед нами в начале урока?
-Достигли ли мы своей цели, будет понятно из работы в тетрадях. Запишите возле каждой картинки название блюда.
9. Физминутка. Мелодия «Хонга» и несколько танцевальных движений.
10. Продолжение новой темы «Нуазин…гт…».
- Сыв…лл…т…, н… фынгыл …рм…ст х…рин…гт… куы уа, у…д уыдон уазджыт…н …гъгъ…д сты?Дети, если на столе будет только еда, этого достаточно для угощения?
-Что нам не хватает? ( нуазин…гт…,напитков)
-Конечно же что кроме еды, на столе бывают ещё и разные напитки.Жм… цав…р нуазин…гт… зонут? Какие напитки вы знаете? Перечислите.
-Посмотрите какие виды напитков нам предложили авторы учебника. Прочитайте их названия.
-Из предложенных нам напитков самым удивительным является минеральная вода – суардон. Осетия – очень маленькая республика, но в ней очень много природных богатств. К этим богатствам относятся и осетинские минеральные источники. Это и Бухардон, и Тиб, и Зарамаг, Заманкул, Б…гъиат…, Урсдон. Знамениты наши минеральные воды по всей России, и съезжаются к нам со всех концов нашей необъятной Родины. Воды наши очень полезны, содержащиеся там минералы оказывают большое благотворное влияние на организм и здоровье человека.
-И конечно же нельзя не сказать о другом напитке – б…г…ны. Оно всегда пользовалось особым почётом. Пивом в Осетии освящались и освящаются три пирога на празднествах, свадьбах. Во времена наших предков не всякий человек допускался варить пиво. Варили его мужчины, уходили они для этого к самым истокам родника, в пещеры, для того, чтобы знать, что не ступала возле родника ни нога человека. Ни животного. Только такой родник считался «чистым», пригодным для пива. Посмотрите, в каких огромных котлах варился этот напиток. Говорили, что варить пиво научили Нарты, а кто первый сварил у Нартов, вы сейчас увидите.
11. Игра:
-Ребята, у нас перепутались еда и напитки. Надо нам их разделить строго по местам.
12. Закрепление нового материала:
-Ребята, ну вот мы приготовили разную еду из наших продуктов. Есть у нас и напитки. Мах …рц…тт… кодтам н… хойр…гт…й алыхуыз…н х…рин…гт…, ис н…м нуазин…гт… д…р. У…д… уазджыты раз цы …р…в…рдзыст…м? Что мы поставим перед гостями, какую еду? Подумайте.
-Посмотрите, какой стол мы накроем для наших гостей. Какой он?
-Это фынг, почётный трёхногий стол для гостей. Ему посвящены и строки нашего эпиграфа.
Жрт
·къахыг фынг баззад нын фыд
·лт
·й,
Й
· хуыз
·мдымбыл хур
·м
· з
·ххау.
Дзаг у н
·ртон х
·ринаджы б
·рк
·дт
·й,
Ц
·м
·й фысымт
· бахынцой с
· уазджыты р
·дау.
«Трёхногий фынг остался нам от предков.
Он круглый, словно небо и земля.
На нём так много нартских угощений,
Чтобы со щедростью могли мы принимать гостей».
-Вы поняли, почему он круглый?(потому, что автор сравнивает его с землёй и солнцем).
-Ребята, обратите внимание, что фынг был не только круглый, но и невысокий. И стулья возле фынга тоже были низкие. Почему, кто нибудь это знает?
-Для этого было несколько причин. Во – первых, осетины в каждый момент своей жизни старались проявит культуру на высоком уровне,
·гъдау. Гости в доме осетина всегда были самыми почётными людьми, и сидеть им нужно было не склоняясь к столу, прямо. Признаком большой невоспитанности считалось объедаться.
Во-вторых, сам фынг предназначался только для гостей. Его вынимали только тогда, когда в доме был гость, то есть за общий стол его не сажали. А теперь подумайте и перечислите, какую еду и напитки нам поставить таким почтенным людям. Как гости, нам на стол
13. Работа в тетрадях:
-Какая цель была перед нами в начале урока?
-Достигли ли мы своей цели, будет понятно из работы в тетрадях. Запишите возле каждой картинки название блюда.
14. Рефлексия. Лист самооценки.
15. Итог урока.
-Урок наш завершается. Какая тема урока у нас была?
-Что вы узнали нового?
-Спасибо вам за ваш урок и давайте поблагодарим наших гостей, что пришли к нам в гости.
15