Статья Оказание дополнительной платной услуги по художественно-эстетическому направлению в детском саду


ОКАЗАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ
УСЛУГИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ.
Григоренко Н.Т., воспитатель по изобразительной деятельности,
Филатова Л.А., воспитатель д/с №115 «Салют» АНО ДО «Планета детства «Лада».
445037, Самарская область, город Тольятти, улица Свердлова, дом 27.
Рабочий телефон 600-215, e-mail –metod115@pdlada.ru В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие такой «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
За последнее время соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки.  Несмотря на то, что поделки из теста являются древней традицией, им находится место и в современном мире. Ведь именно сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста наш детский сад побудило то, что соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Тесто очень эластичное, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Детям работа с ним доставляет удовольствие и радость, оно более удобно детской руке, легко отмывается и не оставляет следов. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку. Все элементы из теста лепятся из шара, колбаски, вырезаются с помощью кондитерских формочек. Скрепление деталей поделки, происходит путем склеивания водой, а объемная форма достигается при помощи различных наполнителей из фольги, картона, пластика.
Организовывая данную деятельность по развитию творчества, были изучены литература и материалы для определения программы обучения. Для планирования кружковой работы по лепке из соленого теста с детьми, используются программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Художественный труд и дизайн» Конышевой З.М. и Шининой Н.А., «Мукасолькины сказки для малышей и малышек» Мирной Ю.А., Сергеевой Л.В., Лапшиной Т.В.
Любая деятельность современного педагога уже невозможна без использования различных технологий. Основой воспитания в нашем дошкольном учреждении являются здоровьесберегающие технологии, кейс - технологии, педагогика сотрудничества, технология интегрированного подхода, технология развития самостоятельности детей и другие.
В рамках кружковой работы были поставлены следующие задачи:
• развивать технические умения и навыки при работе с пластическим материалом;
• развивать творческие способности, фантазию, воображение;
• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе;
• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Кружок проводится один раз в неделю, продолжительностью:
вторая младшая – 15 мин.
средняя группа – 20 мин.
старшая группа – 25 мин.
подготовительная группа – 30 мин;
в подгруппах по 8 – 10 человек, в помещении изостудии детского сада.
В работе с детьми по тестопластике используем три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Наши темы связаны с перспективным тематическим планированием возрастной группы. Тематика подбирается исходя из интересов детей, сезонности, праздников календарного года, а также проектов, которые реализуются с детьми в группах.
В детском саду кружковая работа по лепке из соленого теста начинается уже с детьми 3 – х летнего возраста. Ребенка в этом возрасте привлекает и доставляет удовольствие сам процесс, а не результат. Поэтому интерес к нему растёт постепенно – через привлечение внимания близких и взрослых к результату работы. Если малыш с интересом создавал поделку, то он с интересом будет ее рассматривать и называть, что он изобразил.
С младшими детьми (вторая младшая, средняя группа) проводится в основном предметная и декоративная лепка.Старшие дети, помимо декоративной и предметной лепки, выполняют сюжетные работы объемного или рельефного характера.
Для лепки с детьми используем уже окрашенное тесто, так как это помогает сразу достичь необходимого результата в цвете, работа выглядит более аккуратной, нежели раскрашенная красками.
Предлагаемые темы понятны, доступны, близки детям, обеспечивают положительный эмоциональный настрой. Одна и та же тема имеет в каждой возрастной группе разные задачи, предусмотрены усложнения в приемах руководства, к технике и качеству детских работ.
Каждое занятие кружка начинается с чего-то удивительного и волшебного; учитываются особенности познавательного развития детей разных возрастов; используется интеграция разных видов изобразительного искусства.
Наиболее любимы и интересны детям темы, связанные с животным миром и сказочными героями. Как интересно потом поиграть с разноцветной черепашкой или маленьким котенком, разыграть сюжет из любимой сказки проКолобка или трех поросят. Особый восторг у детей вызывает ожидание Нового года. Поэтому праздничные сувениры по данной теме дети создают с огромным удовольствием и интересом. Ведь Новый год – это ожидание чуда. А чудо можно сделать своими руками, слепив веселого Деда Мороза, нарядную Снегурочку или забавного Снеговика. А нарядная елочка может украсить кукольный уголок.
В старших группах дети могут выполнять работу в течение 2-3 занятий, включая в себе разные виды изобразительной деятельности. Например, на первом занятии дети создают основу образа, которую необходимо высушить. А на следующем дополняют её мелкими деталями и декором. Дети с большим интересом ждут следующего занятия, чтобы продолжить или закончить работу. У детей младшего возраста интерес поддерживается в течение короткого времени, поэтому все темы в данных группах используются на одном занятии. Но иногда предметная лепка может сложиться в небольшой сюжет. Так, для слепленной мышки, можно сделать уютный маленький домик, а для колючего ежика – ягодки и грибочки на полянке.
Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания, мы внимательно наблюдаем за поведением ребёнка и, если видим, что ребёнок потерял интерес к работе, выясняем причину потери интереса. Важно успокоить, поправить неудачные места в работе или деликатно заменить задание на посильное, нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.
На занятиях кружка дети осваивают приём раскатывания теста скалкой, вырезывание фигурки при помощи трафарета и стеки или формочек для печения, осваивают прием создания объёма при помощи разного наполнителя, учатся украшать вылепленные изделия с помощью простейших приспособлений, особенно всем нравятся выдавливать тесто через чесночницу. С большим удовольствием дети украшают поделки различным декоративным материалом (бусинки, пайетки, ракушки), радуются результатам своего труда. Готовые работы дети используют в игре, украшают группу, дарят своим близким.
Приведем примерную тематику кружка 1 квартала для детей второй младшей группы (с 3-х до 4-х лет):
«Что умеет соленое тесто»
«Орешки для белочки»
«Аппетитные бараночки»
«Морковки для зайчат»
«Разноцветные листочки»
«Ежик - тонкие иголки»
«Поможем ежику запастись грибочками»
«Веселые цыплята»
«Нарядные мышки»
«Домик для мышки»
«Золотые рыбки»
«Птичка - Невеличка»
Зимняя тематика кружка для детей средней группы:
«Снежная баба-модница»
«Елочка пушистая»
«Нарядим елочку»
«Зайчик под елочкой»
«Волшебная снежинка»
«Нарядные рукавички»
Весенние темы кружка для детей 5 – 6 лет:
«Цветы для мамы»
«Кошка на окошке»
«Расписной чайник»
«Веселые клоуны»
«Космический корабль»
«Дымковский петушок»
«Цветущая яблонька»
«Разноцветные жучки»
«Попугай Кузя»
Тематика кружка для художественного творчества детей подготовительной к школе группы:
«Осенняя композиция»
«В царстве золотой рыбки»
«Сказочный домик»
«Снежный городок»
«Необычная посуда»
«Украшение для мамы»
«Подарок любимому садику»
Рассмотрим пример одного занятия кружка для детей подготовительной группы.
Тема: «Дымковская кукла»
Цель: Закреплять у детей представление о характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки, отметить пластичность, выразительность ее формы, силуэта. Обратить внимание на характер узоров, его цветовую гамму. Формировать умение создавать объемный образ конструктивным способом при помощи наполнителя из фольги; совершенствовать технические навыки при выполнении мелких деталей. Развивать наблюдательность, аккуратность, творческую активность.
И.О.О. Чтение художественной литературы: Развивать способность творчески воспринимать народную игрушку и особенности ее отражения в художественном произведении.
И.О.О. Коммуникация: Развивать у детей эстетическую оценку созданного образа – как у самого ребенка, так и его сверстников.
И.О.О. Музыка: Вызвать эмоциональный настрой при прослушивании народных мелодий.
Материал:
Цветное соленое тесто, наполнители из фольги конусообразной, овальной и круглой формы, стеки, клеенки, макет дымковского села, дымковская кукла, алгоритм последовательности выполнения работы, наглядный материал по разным видам дымковских кукол (водоноска, барышня, няня, работница). Документальный фильм «Как создаётся дымковская игрушка».
В рамках взаимодействия с родителями по данному занятию, к ним была просьба обратить внимание детей на изделия народных промыслов в магазинах, посетить краеведческий музей, художественные салоны, рассмотреть дымковские куклы на сайтах в интернете.
В процессе работы использовались следующие методические приемы:
рассматривание изделий народных промыслов,
чтение потешек,
просмотр документального фильма «Как создаётся дымковская игрушка»,
обсуждение последовательности выполнения лепки при помощи алгоритма (компьютерная презентация),
индивидуальная помощь детям, затрудняющимся в работе,
В конце кружка обсуждаются готовые работы с разных позиций: цвет, композиция, техника исполнения, с детьми старшего возраста – качество выполненной работы. После просушки вылепленного предмета создается игровая ситуация для обыгрывания.

Лепка из солёного теста это настолько увлекательный процесс, что им заинтересовались не только воспитанники детского сада и их родители. Поэтому мы подготовили и провели открытые мероприятия и консультации для родителей, гдепознакомили со всеми хитростями и секретами лепки из солёного теста. Мамы и папы, вместе с детьми, вылепили из теста различные сувениры. Родители и дети получили огромное удовольствие от совместной творческой работы. Для тех родителей, которые не смогли посетить данные встречи, мы предложили небольшие брошюрки по ознакомлению с соленым тестом. Также в детском саду регулярно проходят выставки изделий из соленого теста, где все родители могут увидеть результаты работы не только своего ребенка, но других детей детского сада.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Он берет кусочек солёного тестаи пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в поделке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, работа станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Используемая литература:
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2011 год.
Одинокова Г.Ю. Статья «Тяп-туча,ляп-лужа»; Цветной мир, Лепка и тестопластика, 2/2008.
Ю.А. Мирная, Л.В. Сергеева, Т.В. Лапшина, «Мукасолькины сказки для малышей и малышек», Тольятти, 2010 год.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз - дидактика, М., 2007.