УМК Начальная школа XXI века Технология

ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология».
Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС разработанной на основании примерной программы ООП НОО одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08.04.2015г. № 1015
Учебного плана ГБОУ школы на 2015-2016 учебный год
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа курса «Технология» составлена на основе авторской программы: Е.А. Лутцева. Технология. 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение 2013 г.
Е.А.Лутцева, Технология. Методическое пособие с поурочными разработками М., Просвещение 2013 г. в соответствии с ФГОС НОО.
Данная авторская программа основывается на концепции образовательной области «Технология», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
В начальной школе закладываются основы технологического образования. Школьникам предоставляется возможность получить первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники. Изучение курса позволяет создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).
Основные задачи курса в первом классе:
- формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром;
- развитие у учащихся технологического мышления, творческих способностей на уровне умения открывать и использовать приобретённые знания в самостоятельной и коллективной работе;
- формирование первоначальных основ технологического образования подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания;
- обучение умению работать с информацией в учебнике и в рабочей тетради;
- развитие у учащихся культуры труда, основ технологических и художественно-конструкторских знаний;
- формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения.
Место предмета «Технологии» в учебном плане ГБОУ школы определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе 33 ч в год, во 24 классах 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по технологии, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе «Технология» учтены требования адаптационного периода (перехода от дошкольного возраста): освоение материала в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе. Первые темы дают возможность учителю определить (диагностировать) имеющийся у школьников опыт деятельности освоения мира: умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, правильно владеть приёмами работы с материалами и инструментами. Первые практические работы направлены на развитие мелкой моторики рук учеников, знакомство с пластическими материалами (пластилин, солёное тесто) и изготовление изделий из них.
Продуктивная деятельность первоклассников на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Дети, включенные в специально организованную учителем проектную деятельность, могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт. Это способствует закладке основ трудолюбия и способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса – организация максимально творческой деятельности детей. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. На уроке дети научатся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации, будут развивать свои рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию; первоклассники постепенно осознают, что известно и неизвестно, научатся формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один из путей, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата. Результатом освоения содержания курса станет не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Информация об используемом УМК.
Тематическое планирование по технологии составлено по учебно-методическому комплекту:
Е.А.Лутцева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Лутцева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Лутцева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Для реализации программы выделено 33 часа в год (1 час в неделю).
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает следующие взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
с математикой – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем;
с родным языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.  
Формы организации учебного процесса:
проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии игровые и занимательные, активно чередующие в течение урока.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Формы организации урока:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса,
степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущему контролю подвергаются предметные, метапредметные и личностные результаты освоения темы. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии в начальной школе является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера обращается особое внимание на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечаются активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
1.9. Планируемый уровень подготовки выпускников за курс технологии в 1 классе

Результаты обучения содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками;
выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются:
1) начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
2) начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
В результате обучения в первом классе ученик будет иметь представление:
1) о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
2) о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
3) о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
4) о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
5) о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.
Знать:
1) что такое деталь (составная часть изделия);
2) что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
3) какое соединение деталей называют неподвижным;
4) виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия на уровне общего представления;
5) последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
6) способы разметки: сгибанием, по шаблону;
7) способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
8) виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
9) названия и назначение различных машин, ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
10) правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.
Уметь:
1) наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
2) различать материалы и инструменты по их назначению;
3) различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
4) качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
5) использовать для сушки плоских изделий пресс;
6) безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
7) выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
8) выполнять инструкции при решении учебных задач;
9) осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами;
10) соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
11) осуществлять декоративное оформление и отделку изделия.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) выполнения домашнего труда (самообслуживание);
2) соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами;
3) создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
4) осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Общетрудовые умения
Под контролем учителя:
рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Раздел II. Содержание тем учебного курса
Содержание программы

Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям:
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
2. Из истории технологии.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В первом классе основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности.
Содержание курса (33ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения.
Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность – цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала.
Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (10ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.


Раздел III. Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Количество часов

1
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. (адаптационный период)
5

2
Мир человеческих отношений (адаптационный период)
3

3
Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания)
4

4
Технология обработки бумаги
1

5
Свойства бумаги, способы соединения
2

6
Инструменты, механизмы, приспособления
1

7
Основы графической грамоты
3

8
Разметка деталей (по шаблону, сгибанием)
7

9
Технология обработки ткани
7


Итого
33



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты
В первом классе создаются условия для формирования следующих личностных умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
- бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
В первом классе создаются условия для формирования следующих метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
- группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
- понимание роли и места человека в окружающем мире;
- созидательная и творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения; осознание того, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы;
- называние нескольких профессий;
- самообслуживание во время работы: поддержание порядка на рабочем месте, ухаживание за инструментами, правильное хранение их;
- соблюдение правил гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
- узнавание и называние изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), знание их свойств (цвет, фактура, толщина и др.);
- способность различать материалы и инструменты по их назначению;
- знание последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- умение качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно размечать сгибанием, по шаблону; точно резать ножницами; собирать изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- владение способами разметки на глаз, по шаблону;
- использование пресса для сушки плоских изделий;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- знание правил безопасной работы с инструментами (ножницы, иглы) и правил хранения их;
- владение клеевым способом соединения деталей;
- выполнение с помощью учителя практической работы и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
- владение способами отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- называние ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), понимание назначения этих инструментов, владение правилами безопасной работы ими.
Конструирование и моделирование
- осознание того, что деталь является составной части изделия;
- различение разборных и неразборных конструкций несложных изделий, знание о неподвижном клеевом соединении деталей;
- узнавание строения конструкций (разборные и неразборные);
- конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку.

Раздел V. критерии и нормы оценки знаний
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Оценка деятельности учащихся осуществляется учителем в конце каждого урока. В условиях безотметочного обучения учитель определяет уровень овладения предметными результатами, заполняя сводную таблицу. Таблица заполняется по мере прохождения разделов программы. Учитель вписывает фамилии учеников, либо кодирует их. Условные обозначения: «+» («уровень достигнут»), «-» («требует дополнительной работы»).
Сводная таблица оценивания результатов освоения программы «Технология»
Раздел программы

Предметные результаты
Фамилия, имя ученика







Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
понимание роли и места человека в окружающем мире, созидательной и творческой деятельности человека и природы как источника его вдохновения





осознание того, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы





называние нескольких профессий





самообслуживание во время работы:





- поддержание порядка на рабочем месте





- ухаживание за инструментами





- правильное хранение их





- соблюдение правил гигиены труда




Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
узнавание и называние изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), знание их свойств (цвет, фактура, толщина и др.)





способность различать материалы и инструменты по их назначению





знание последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка





умение качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:





- экономно размечать сгибанием, по шаблону





- точно резать ножницами





- собирать изделия с помощью клея





- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием





- эстетично и аккуратно отделывать изделия аппликацией





- эстетично и аккуратно отделывать изделия прямой строчкой





владение способами разметки на глаз, по шаблону





использование пресса для сушки плоских изделий





формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием





знание правил безопасной работы с инструментами (ножницы, игла) и правил хранения их





владение клеевым способом соединения деталей





выполнение с помощью учителя практической работы и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон





владение способами отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка





называние ручных инструментов (ножниц, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), понимание назначения этих инструментов, владение правилами безопасной работы с ними




Конструирование и моделирование
осознание того, что деталь является составной части изделия





различение разборных и неразборных конструкций несложных изделий, знание о неподвижном клеевом соединении деталей





узнавание строения конструкций (разборные и неразборные)





конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку





Текущие достижения школьников фиксируются в таблице «Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся».
Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Критерии оценки деятельности учащихся
Учащиеся, наиболее отличившиеся на уроке
Учащиеся, имеющие наибольшие затруднения



Предметные
Качество выполнения нового технологического приёма:
а) высокое;
б) с недостатками;
в) очень низкое
а)
а)








б)
б)








в)
в)







Качество выполнения работы в целом:
а) высокое;
б) с недостатками;
в) очень низкое
а)
а)








б)
б)








в)
в)







Творческие решения:
а) открытие нового знания;
б) конструктивное предложение;
в) технологическое предложение
а)
а)








б)
б)








в)
в)








Метапредметные
Самостоятельность выполнения отдельных этапов и всей работы:
а) полная;
б) частичная;
в) не может без посторонней помощи
а)
а)








б)
б)








в)
в)







Коммуникативность:
а) высокая;
б) низкая
а)
а)








б)
б)







Работа с информацией (учебник, рабочая тетрадь):
а) свободно;
б) с затруднениями;
в) не умеет
а)
а)








б)
б)








в)
в)







Личностные
Активность:
а) высокая;
б) низкая
а)
а)








б)
б)






При достижении первоклассником устойчивого высокого уровня делается отметка в сводной карте личностного развития учащихся. Если достижения ребёнка долгое время остаются в графе низких показателей, учителю следует выяснить причины его затруднений.
Сводная карта личностного развития учащихся
Фамилия и имя ученика
Учебная четверть
Качество выполнения работы
(изделия)
Творческие способности
Личностные качества
Умение работать с информацией
Коммуникабельность (умение общаться)




Открытие нового знания
Конструктивные предложения
Технологические предложения
Самостоятельность
Активность
Инициативность
Обобщение результатов опытных исследований
Работа с текстом
С детьми
Со взрослыми

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
I













II













III













IV












2
I


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·В конце каждой темы проводится самостоятельная работа. Если кто-то из учащихся не знает правильного ответа, то можно предложить им найти ответы в учебнике. В дальнейшем, через несколько уроков, необходимо дать этим ученикам ещё одну попытку выполнить задания. Как только школьник правильно выполнит эту работу, результат нужно зафиксировать в учётных записях.
Критерии оценивания в баллах
Качество выполнения работ и изделий:
1-низкий уровень;
2-средний уровень (с недостатками);
3-высокий уровень.
Творческие способности:
репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи);
частично-продуктивный уровень (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью);
продуктивный уровень (самостоятельно открывает новые и использует известные знания в незнакомых ситуациях).
Личностные качества: умение работать с информацией; коммуникабельность; проектная деятельность:
1-низкий уровень;
2-средний уровень;
3-высокий уровень.
Годовым показателем развития являются результаты к концу IV четверти (не суммарные).
Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце первого года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся. Важно, чтобы совокупность работ первоклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото- и видео- изображения продуктов практической, проектной и исследовательской деятельности, аудио- записи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии, видеофильмы, презентации и т.п.

Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебные пособия:
Технология: Ступеньки к мастерству: 1 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ/ Е.А.Лутцева; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Технология: учимся мастерству: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебно-методическая литература:
Технология. 1-4 кл. Программа (+ CD-диск) / Лутцева Е.А. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Органайзер для учителя, сценарии уроков. Технология: Ступеньки к мастерству: 1кл.: методическое пособие/ Е.А.Лутцева; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.- сост. Е.Н.Тюшкина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование)
1) индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
2) инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой т цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой;
3) материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, копировальная, калька, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, солёное тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор». Календарно – тематическое планирование
предметной линии «Технология» в рамках УМК «Начальная школа XXI века» в 1 классе
(33 часа в год, 1 час в неделю)
Предметная линия учебников под редакцией Е.А. Лутцевой.


Дата
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания урока
Планируемые результаты обучения учащегося
Вид контроля,
измерители


План
Факт




Предметные
Метапредметные
Личностные


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. (адаптационный период)


02.09

Что ты видишь вокруг?

1
Урок-экскурсия
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.
Наблюдение за предметами окружающего мира.
Классификация предметов по признакам (природные и рукотворные).
Обобщение сведений о мире естественной природы и рукотворном мире.

Понимает роль и место человека в окружающем мире; созидательную и творческую деятельность человека и природу как источник вдохновения.
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать результат своей деятельности.
Познавательные ориентируется в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя, умеют играть в игру «Назови предметы, созданные природой. Назови предметы, созданные руками человека»
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю; уметь слушать и вступать в учебный диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем
Положительно относится к учению. Осознаёт уязвимость, хрупкость природы, понимает положительные и негативные последствия деятельности человека
·° "$с.
Текущий
контроль, совместное обсуждение.



09.09

Мир природы

1
Урок-экскурсия.
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.
Осознание красоты природы, всех её составляющих. Различение мира естественной природы и рукотворного мира. Наблюдение за предметами окружающего мира. Классификация по признаку.
Создание гербарной папки (засушить листья между листами газеты).

Осознаёт, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: ориентируется в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя, умеют играть в игру «Назови предметы, созданные природой. Назови предметы, созданные руками человека»
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; признавать возможность существования различных точек зрения
Проявляет интерес к содержанию предмета технологии. Осознаёт уязвимость, хрупкость природы, понимает положительные и негативные последствия деятельности человека
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


16.09

Мир рукотворный

1
Урок-экскурсия.
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.
Знакомство с предметными кабинетами, работниками школы, профессиями.
Изучение оборудования кабинетов, столовой.
Рассказ о своём любимом занятии.
Осознаёт, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы. Называет несколько профессий.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем или самостоятельно.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных, практических и творческих задач.
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем
Принимает одноклассников. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников.
Текущий
контроль, совместное обсуждение.


23.09

Окружающий мир надо беречь

1
Урок-экскурсия.
О взаимоотношении окружающего мира и человека.
Различение мира естественной природы и рукотворного мира. Наблюдение за предметами окружающего мира.
Рассуждение о зависимости растительного и животного мира от поведения человека. Составление и анализ композиции из листьев.

Понимает роль и место человека в окружающем мире; созидательную и творческую деятельность человека и природу как источник вдохновения. Осознаёт, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задаче и рационально выстраивать самостоятельную деятельность. Познавательные: повторение того, что запомнили на прошлом уроке и поняли об окружающем мире. Проведение дид.игры.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии
Принимает помощь одноклассников и учителя. Осознаёт уязвимость, хрупкость природы, понимает положительные и негативные последствия деятельности человека.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


30.09


Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?

1
Урок-экскурсия.
Как окружающий мир и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище.
Изучение гнёзд и нор животных. Обсуждение назначения и конструкции жилищ у разных народов.
Сравнение особенностей конструкций или внутреннего убранства своей квартиры (дома). Подбор разных по форме и по размеру листьев согласно задуманному образцу.
Составление композиции из засушенных листьев (тема «Животные»).

Осознаёт, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы.
Регулятивные УУД: сравнивает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделий.
Познавательные УУД: Преобразует информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД: Совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Оказывает помощь одноклассникам. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Мир человеческих отношений (адаптационный период)


07.10

Помогаем дома. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок»

1
Урок-игра
Значение трудовой деятельности для человека.
Рассуждения о родном доме, уюте, красоте родного дома. Использование слов: трудолюбие, аккуратность, упорство, обязательность, упорство, обязательность, ответственность, уважение. План уборки рабочего места, расстановка книг на полке. Свойства пластических материалов (солёного теста, пластилина).

Выполняет правила самообслуживания во время работы. Поддерживает порядок на рабочем месте. Узнаёт и называет изученные виды материалов. Называет свойства изученных видов материалов. Конструирует и моделирует изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Регулятивные: соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций в работе.
Познавательные: сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество
Отзывается на помощь от взрослого и детей. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


14.10

Готовим праздник
1
Урок-практикум
О радости общения и совместного труда.
Работа по образцу с опорой на рисунки объектов.
Организация рабочего места для работы с пластилином (солёным тестом).

Называет свойства изученных видов материалов. Конструирует и моделирует изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Регулятивные: активизировать и концентрировать силы энергии и волевые усилия для преодоления затруднений.
Познавательные сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений.
Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; осуществлять взаимный контроль
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


21.10

Пластилин –волшебник.
1
Урок -практикум
О радости общения и совместного труда.
Работа по образцу с опорой на рисунки объектов.
Организация рабочего места при работе с пластилином (солёным тестом).
Украшение изделия по собственному замыслу.

Выполнять правила самообслуживания во время работы. Поддерживает порядок на рабочем месте. Называет свойства изученных видов материалов. Конструирует изделия из различных материалов по образцу, рисунков.
Регулятивные: активизировать и концентрировать силы энергии и волевые усилия для преодоления затруднений.
Познавательные: сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений.
Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; осуществлять взаимный контроль
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания)


28.10

Общее представление о материалах

1
Урок-исследование
Какие свойства у материалов?
Определение свойств материалов опытным путём.
Обобщение понятий: «материал», «свойства материала». Знакомство с понятием «изделие», разнообразием материалов окружающего мира, свойствами (физическими и механическими). Источники получения материалов.

Узнаёт и называет изученные виды материалов. называет свойства изученных видов материалов. Различает материалы и инструменты по их назначению. Конструирует и моделирует изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Регулятивные: предвосхищать результат; принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений
Коммуникативные: формулировать собственную позицию; уметь участвовать в диалоге; слушать и понимать собеседников; высказывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.

Текущий
контроль, совместное обсуждение.


11.11

Общее представление о конструкции изделий

1
Урок-исследование
Как устроены разные изделия? Изделие и его детали.
Определить из чего сделаны предметы из пенала. Назвать разъёмные и неразъёмные предметы. Работа с шаблоном.
Изготовление «пряника» из пластилина в соответствии с порядком работы в учебнике.

Осознаёт, что деталь является составной частью изделия. Различает разборные и неразборные конструкции несложных изделий. Узнаёт особенности строения конструкций (разборные и неразборные). Конструирует и моделирует изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Регулятивные: вносить дополнения в случае расхождения с эталоном.
Познавательные: сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Самостоятельно определяет и объясняет свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


18.11

О способах соединения материалов

1
Урок-исследование
Как соединяют детали?
Определить с опорой на реальные предметы материалы, их свойства, способы соединения деталей в изделии.
Проверить склеивающие свойства варёного картофеля. Сравнить с опорой на опыт разные соединительные материалы.
Изготовить барельеф на картонной основе.

Осознаёт, что деталь является составной частью изделия. Различает разборные и неразборные конструкции несложных изделий.
Узнаёт особенности строения конструкций (разборные и неразборные).
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей; соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретно поставленной задачей.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для реализации поставленной задачи. Сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; договариваться и элементов разных животных, птиц и даже растений
Отзывается на помощь от взрослого и детей. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


25.11

Общее представление о технологии изготовления изделий

1
Урок-исследование
Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?
Наблюдение за зависимостью технологии изготовления изделия от свойств используемого материала. Особенности выполнения отдельных технологических операций.
Обобщение полученных на уроке сведений.
Планирование работы в группе. Соотнесение задуманного с результатом.
Контроль/ поддержка порядка на рабочем месте при работе с пластилином (солёным тестом).
Оценка аккуратности выполнения изделия.
Выполняет правила самообслуживания во время работы.
Поддерживает порядок на рабочем месте. Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы.
Регулятивные УУД: проговаривает последовательность действий на уроке. С помощью учителя объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
Познавательные УУД: Выполняет контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Коммуникативные УУД: Слушает и слышит учителя и одноклассников, совместно обсуждает предложенную или выявленную проблему.
Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Технология обработки бумаги


02.12

О выборе материалов

1
Урок-исследование.
Нужны ли нам бумага и картон?    
Наблюдение за свойствами бумаги и картона.
Исследование свойств бумаги и сравнение её свойств в разных изделиях.
Обосновывание своего ответа. Исследование конструкции изделия.
Использование известного умения в новой ситуации (точечное наклеивание).
Координация движения при выполнении практической работы. Аккуратное нанесение клея на деталь. Работа по инструкционной карте.
Приведение в порядок рабочего места после окончания урока.
Соблюдать последовательность изготовления несложных изделий. Качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий. Собирать изделия с помощью клея.
Владеть клеевым способом соединения деталей. Выполнять с помощью учителя практическую работу. Контролировать выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.
Регулятивные УУД: Сравнивает конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделий.
Познавательные УУД: сравнивает изучаемые материалы по их свойствам, анализирует конструкции предлагаемых изделий, делает простейшие сообщения.
Коммуникативные УУД: совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на образец. Соблюдать самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Свойства бумаги, способы соединения


09.12

Новогодняя мастерская    
1
Комбинированный урок
Рассказ на основе наблюдений об особенностях конструкции изделий.
Обсуждение возможных вариантов их изготовления.
Изготовление подвески с использованием шаблона.
Украшение изделиями класса или квартиры.
Собирает изделия с помощью клея. Владеет клеевым способом соединения деталей. Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.
Регулятивные УУД: готовит рабочее место, с помощью учителя отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Познавательные УУД: Высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД: делает выводы о результате совместной работы всего класса.
Чувствует удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


16.12

Клеевое соединение бумажных деталей

1
Урок-практикум
Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?
Рассмотреть и назвать особенности выполнения аппликаций.
Освоить приём наклеивания мелких деталей на основу. Нарезать/нарвать мелкие бумажные детали. Работа по инструкции.
Соединение деталей изделия клеевым способом.
Изготовление изображения ежа и дерева в технике отрывной аппликации.

Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий. Собирает изделия с помощью клея. Владеет клеевым способом соединения деталей. Выполняет с помощью учителя практическую работу.
Регулятивные: концентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений; оценивать процесс и результат собственной деятельности.
Познавательные сравнение изделия  по образцу учителя, анализ работы, поисковые- определение как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей. Выбор вариантов различных соединений
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; владеть навыками коллективной деятельности
Бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Инструменты, механизмы, приспособления

16
23.12

Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы ножницами.
1
Комбинированный урок
Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Какие бывают аппликации?
Организация рабочего места и поддерживание на нём порядка во время работы. Рассмотреть и назвать назначение инструментов.
Исследовать особенности работы с ножницами.
Открытие новых знаний об устройстве ножниц, правила безопасного с ними обращения и хранения.
Резать самостоятельно бумагу ножницами, координировать движения и глазомер.
Различает материалы и инструменты по их назначению. Поддерживает порядок на рабочем месте. Ухаживает за инструментами. Правильно хранит инструменты. Соблюдает правила гигиены труда.
Регулятивные: адекватно использовать речь в регуляции деятельности.
Познавательные: общеучебные - определение свойств бумаги, формулирование вывода о бумаге-материале или инструменте, закрепление навыка резания ножницами, умение составлять композицию,  логические  - сравнение бумагу по свойствам, классификация предметов по заданным критериям. Формировать аккуратность, усидчивость; раскрыть содержание понятий «берёста», «волокно».
Коммуникативные: строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач
Самостоятельно определяет и объясняет свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Основы графической грамоты

17
13.01

Ножницы профессионалов.

1
Урок-исследование
Какие ножницы у мастеров?
Исследование натуральных объектов и рисунков в учебнике.
Изучение особенностей конструкции ножниц в зависимости от их назначения и от особенностей их удержания. Изготовление аппликации из природных материалов.
Координирование движения и глазомера при точечном наклеивании деталей.
Называет ручные инструменты (ножницы). Знает правила безопасной работы с инструментами (ножницы) и правила их хранения. Ухаживает за инструментами. Соблюдает правила гигиены труда.
Регулятивные УУД: Делает выводы о результате совместной работы всего класса.
Познавательные УУД: Группирует предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному).
Коммуникативные УУД: совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.

Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.


20.01



Понятие «линия». Виды линий.

1
Урок-исследование
Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?
Выполнение рисунка на листе бумаги по собственному замыслу или образцу учителя. Изучение следа, который оставляют разные инструменты или письменные принадлежности. Разные виды линий. Провести на нелинованной бумаге прямую, кривую и ломаную линии.
Освоение приёма крепления ниток к бумажной основе. Поддерживание порядка на рабочем месте.
Понимает назначение инструментов. Владеет правилами безопасной работы инструментами. Поддерживает порядок на рабочем месте. Ухаживает за инструментами. Правильно хранит инструменты. Соблюдает правила гигиены труда.
Регулятивные УУД: Делает выводы о результате совместной работы всего класса.
Познавательные УУД: Группирует предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному).
Коммуникативные УУД: совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, , совместное обсуждение.


27.01

Соединения разных материалов.

1
Урок-практикум
Как нарисовать разные фигуры?
Организация рабочего места, поддержание на нём порядка, работа ножницами по правилу.
Называние свойств ниток и пряжи при соединении с бумагой.
Выполнение аккуратного склеивания деталей.
Составление с помощью учителя технологической последовательности выполнения аппликации по контурному рисунку. Подбор необходимой пряжи.
Наклеивание ниток по нарисованным линиям.
Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Качественно выполняет операции и приёмы по изготовлению несложных изделий. Владеет клеевым способом соединения деталей. Выполняет с помощью учителя практическую работу.
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи.
Познавательные: общеучебные - виды шаблонов, использование шаблона для разметки деталей, возникновение трудностей: смещение, неровная линия обводки, разметка на лицевой стороне., обсуждение недочетов и их исправление: составлять композицию,  логические  - сравнение шаблонов  по свойствам (плотность, жесткость)классификация предметов по заданным критериям; выполнение практической работы.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности
Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Разметка деталей (по шаблону, сгибанием)


03.02

Резание бумаги ножницами по размеченным линиям.

1
Урок-практикум.
Как точно резать ножницами по линиям?
Разрезание бумаги ножницами по намеченным линиям (справа от неё). Ножницы держать неподвижно, поворачивать материал в любом удобном направлении. Во время резания смотреть на концы ножниц.
Рассказ о правилах резания бумаги ножницами.

Осознаёт, что деталь является составной частью изделия. Различает разборные и неразборные конструкции несложных изделий. Называет ручные инструменты (ножницы). Знает правила безопасной работы с инструментами (ножницы) и правила хранения их.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа сказочного героя по его изображению.
Познавательные общеучебные - беседа-рассказ об искусстве оригами, демонстрация образцов изделий, наблюдение и анализ:  как сделаны игрушки; упражнения по складыванию и контролю сгибов, знакомство с базовыми формами, изготовление базовых форм
Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, совместное обсуждение.

21
17.02

Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.

1
Урок-практикум
Шаблон. Как разметить круги?
Рассмотреть и сравнить изделия круглой формы.
Исследовать приём разметки деталей с помощью шаблона круглой формы и правил экономной разметки деталей. Понятие слова «шаблон». Сделать разметку и оценить качество изделия (точность разметки и вырезания, аккуратность наклеивания изделия).
Размечает сгибанием, по шаблону. Точно режет ножницами. Собирает изделия с помощью клея.
Эстетично и аккуратно отделывает изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой.
Владеет способами разметки на глаз, по шаблону. Использует для сушки плоских изделий пресс.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа сказочного героя по его изображению.
Познавательные общеучебные - беседа-рассказ об искусстве оригами, демонстрация образцов изделий, наблюдение и анализ:  как сделаны игрушки; упражнения по складыванию и контролю сгибов, знакомство с базовыми формами, изготовление базовых форм. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения
Бережно относится к результатам своего труда одноклассников. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

22
24.02

Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы.


1
Урок -практикум
Шаблон. Как разметить прямоугольники?
Рассмотреть аппликацию, в которой детали имеют прямоугольную форму.
Планирование работы по разметке деталей прямоугольной формы по шаблону.
Рациональная разметка нескольких деталей одинаковой формы.
Координация движений и глазомера.
Знать:
Владеет способами разметки на глаз, по шаблону. Точно режет ножницами. Собирает изделия с помощью клея. Эстетично и аккуратно отделывает изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой. Использует для сушки плоских изделий пресс.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи.
Познавательные общеучебные - беседа-рассказ об искусстве оригами, демонстрация образцов изделий, наблюдение и анализ:  как сделаны игрушки; упражнения по складыванию и контролю сгибов, знакомство с базовыми формами, изготовление базовых форм. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач; предлагать помощь в сотрудничестве
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

23
02.03

Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников.

1
Урок-практикум.
Шаблон. Как разметить треугольники?
Перенос известных знаний в сходные ситуации.
Рассмотреть аппликацию, в которой детали имеют треугольную форму.
Планирование работы по разметке деталей треугольной формы по шаблону. Рациональная разметка нескольких деталей одинаковой формы. Координация движения и глазомера.
Осознает, что деталь является составной частью изделия. Владеет клеевым способом соединения деталей. Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение.
Познавательные: общеучебные - умение работать в группе, распределение обязанностей и осознание того., что от труда каждого зависит  качество выполненной работы, изделия.
Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности
Самостоятельно определяет и объясняет свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

24
09.03

Разметка деталей сгибанием

1
Урок-практикум.
Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?
Рассмотреть конструкции. Изделий, выполненных в технике оригами.
Рассказать, как они изготовлены.
Освоение приёма сгибания. Совмещение стороны и угла листа.
Проглаживание сгиба разными способами.
Сравнение игрушки-оригами со сгибами разного качества. Поддерживание порядка на рабочем месте.
Координация точности движений.
Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Качественно выполняет операции и приёмы по изготовлению несложных изделий.
Размечает сгибанием, по шаблону. Понимает назначение инструментов.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы; предлагать свои варианты решения поставленной задачи; опираться на имеющиеся знания.
Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности
Отзывается на помощь от взрослого и детей. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

25
16.03

Преобразование квадратных заготовок

1
Урок -исследование.
Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
Исследование, как путём складывания разделить квадрат на равные и неравные части.
Организация рабочего места самостоятельно, поддерживание на нём порядка.
Разметка по шаблону.
Пользование ножницами по правилам.
Склеивание деталей аккуратно.
Оценивание работы по критериям, выработанным совместно с учителем.
Владеет клеевым способом соединения деталей.
Выполняет с помощью учителя практическую работу.
Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон. Поддерживает порядок на рабочем месте.
Ухаживает за инструментами. Правильно хранит инструменты. Соблюдает правила гигиены труда.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; контролировать процесс и результат деятельности.
Познавательные Закрепить приемы работы: сгибание, складывание, резание по прямой линии, вырезание ножницами, наклеивание, распределение деталей..
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для
партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач
Самостоятельно определяет и объясняет свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

26
30.03

Создаём объём.
1
Урок-практикум
Делим лист бумаги на квадраты. Складываем бумагу.
Анализ назначения изделия, материалов, особенностей конструкции (устройства). Разметка и выделение заготовки.
Определение собственного замысла.
Подбор материала для изделия.
Характеристика способов соединения деталей в изделии.
Планирование самостоятельной работы. Обсуждение готовых работ по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.
Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Качество выполняет операции и приёмы по изготовлению несложных изделий. Размечает сгибанием, по шаблону. Точно режет ножницами. Собирает изделия с помощью клея.
Регулятивные УУД: проговаривает последовательность действий на уроке. С помощью учителя объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. Ориентируется в материале на страницах учебника.
Коммуникативные УУД: слушает и слышит учителя и одноклассников, совместно обсуждает предложенную или выявленную проблему.
Принимает одноклассников. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Бережно относится к результатам своего труда одноклассников.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

Технология обработки ткани

27
06.04

Свойства ткани.

1
Урок-исследование.
Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани?
Сравнение свойств бумаги и ткани на основе личных наблюдений и рисунков в учебнике.
Исследование механических свойств ткани (сминаемость, эластичность, пластичность).
Изготовление игрушки (помпона) с опорой на инструкционную карту.
Перенесение известных знаний в сходную ситуацию.
Узнаёт и называет изученные виды материалов. Называет свойства изученных видов материалов (цвет, фактура, толщина и др.). Различает материалы и инструменты по их назначению.
Регулятивные УУД: с помощью учителя определяет и формулирует цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД: выполняет контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Сравнивает изучаемые материалы по их свойствам, анализирует конструкции предлагаемых изделий, делает простейшие обобщения.
Коммуникативные УУД : Делает выводы о результате совместной работы всего класса.
Отзывается на помощь от взрослого и детей. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

28
13.04

Швейные приспособления.

1
Урок-исследование.
Иглы и булавки.
Исследование способов соединения деталей из ткани.
Рассматривание и сравнение нескольких видов игл. Группировка игл по назначению.
Рассказ о назначении приспособления для шитья – булавки.
Анализ конструкции готового изделия.
Определение собственного замысла при изготовлении игольницы.
Оценивание готового изделия (по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность).
Знает правила безопасной работы с инструментами (иглой) и правила хранения их. Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи.
Познавательные: проводить сравнение и анализировать выполненные творческие работы участвовать в анализе.
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью
к учителю, партнеру
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

29
20.04

Отделка изделий из ткани – прямая строчка.

1
Урок-практикум
Что умеет игла? Прямая строчка.
Отмерять для шитья нитку нужной длины.
Закрепление нитки на ткани. Выполнение прямой строчки и перевивов.
Разметка «пути» иглы.
Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон.
Регулятивные: выбирать учебное действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач.
Коммуникативные: проявлять активность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль
Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

30
27.04

Отделка изделий из ткани – прямая строчка.

1
Урок-практикум.
Что умеет игла? Прямая строчка.
Обсыпание края заготовки. Оценивание работы по качеству обсыпания, выдёргивания нитки, выполнения строчки. Сравнение результата изготовления салфетки и закладки.
Называет ручные инструменты (ножницы, игла) и приспособления (шаблон, булавки). Понимает назначение инструментов. Владеет правилами безопасной работы инструментами.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после завершения.
Познавательные выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач.
Коммуникативные: определять общую цель сотрудничества и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, партнеру
Бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

31
04.05

Отделка изделий из ткани – прямая строчка.

1
Урок-практикум
Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?
Закрепление нитки на ткани. Выполнение прямой строчки и перевивов. Разметка «пути» иглы.
Обсыпать края заготовки. Оценивание работы по качеству обсыпания, выдёргивания нитки, выполнения строчки.
Сравнение результатов изготовления салфетки и закладки.
Узнаёт и называет изученные виды материалов. Называет свойства изученных видов материалов (цвет, фактура, толщина и др.). Различает материалы и инструменты по их назначению. Соблюдает последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения.
Познавательные УУД: высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Группирует предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному).
Коммуникативные УУД: слушает и слышит учителя и одноклассников, совместно обсуждает предложенную или выявленную проблему.
Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

32
11.05

Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту.
1
Урок-практикум.
Бант-заколка.
Организация рабочего места и поддерживание на нём порядка.
Выполнение прямой строчки. Закрепление нитки узелковым способом в начале и в конце строчки, следуя инструкционной карте в учебнике.
Самостоятельная работа по графической инструкции.
Выполняет с помощью учителя практическую работу. Контролирует выполнение своей работы с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон. Владеет способами отделки: прямая строчка. Называет ручные инструменты (игла) и приспособления (булавка). Понимает назначение инструментов. Владеет правилами безопасной работы инструментами.
Регулятивные УУД: с помощью учителя определяет и формулирует цель деятельности на уроке. Ориентируется в материале на страницах учебника. Находит ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользуется памятками (даны в конце учебника).
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии
Чувствует уверенность в себе, верит в свои возможности. С помощью учителя планирует предстоящую практическую деятельность.

Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.

33
18.05

Комплексная работа «Книжкина больница»
1
Урок-практикум
Назвать возможные повреждения книжки.
Отобрать книги для ремонта.
Составление правил склеивания страниц.
Планирование и проговаривание последовательности выполнения ремонта.
Оценивание качества ремонта.
Выполняет правила самообслуживания во время работы. Поддерживает порядок на рабочем месте. Ухаживает за инструментами. Правильно хранит инструменты. Соблюдает правила гигиены труда.
Регулятивные: формулировать и удерживать задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: с помощью учителя объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. Группирует предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно- художественному).
Коммуникативные УУД: делает выводы о результате совместной работы всего класса.
Принимает помощь одноклассников. Под контролем учителя выполняет предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников.
Текущий
контроль, выставка работ, совместное обсуждение.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Заголовок 2 Заголовок 515