Конспект открытого урока истории в сдвоенном классе. 5 класс тема Ассирийская держава, 6 класс Столетняя война

урока,
дата
5 класс
6класс

Тема
Ассирийская держава
Столетняя война


Цели урока:
дать представление об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, об их нравах и обычаях;
Цели урока: формирование представлений, понятий и причинно-следственных связей картины самой долгой войны в истории.


З
А
Д
А
Ч
И

Планируемые результаты:
предметные: анализировать и обобщать данные учебного материала; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности; объяснять значения понятий держава, таран.
метапредметные УУД:
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Задачи:
Образовательная:
определить причины Столетней войны;
охарактеризовать организацию армии в Англии и Франции и назвать причины поражений Франции;
сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк.
Развивающая:
формировать умение извлекать историческую информацию,
логически мыслить, обобщать отдельные факты,
самостоятельно составлять рассказ,
участвовать в обсуждении, делать выводы.
развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные умения и способности.
Воспитательная:
воспитывать интерес к всеобщей истории,
воспитывать толерантность, чувство уважения к тем людям, которые сыграли неизгладимую роль в событиях тех лет,
прививать интерес к уроку истории»
воспитание патриотических чувств на примере героев войны

Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Тип урока
урок комплексного применения знаний

Основные
понятия:
держава, таран




I. Организационный
момент
Слайд 1.

Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.  Мы сегодня не одни,  Гости на урок пришли.  Повернитесь поскорей,  Поприветствуйте гостей!  Сядьте ровно, ножки вместе,  Руки положи на стол.  Подтянитесь, улыбнитесь  И тихонько все садите.  Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать. 

Дорогие ребята посмотрите у вас на столах лежат звезды – зеленые, желтые, красные. Работая на уроке, вы будите пополнять свою копилку знаний звездами, будите оценивать сами себя. Я буду помогать вам, пополнять корзину знаний новыми понятиями, датами, именами. Зеленая звезда ответ правильный, желтая звезда ответ с подсказкой или дополнениями ваших одноклассников, красная звезда надо повторить.


II. Актуализация
опорных знаний
Итак, начнем!
Игра «Реставрация»
-Сейчас я предлагаю поиграть в любимую нашу игру, игру – реставраторов. Вспомните, чем занимаются реставраторы?
Правильно это люди, которые занимаются восстановлением чего-либо, памятников, произведений искусства.
Задача 6 класса восстановить текст из предложений.
Если вы правильно составите текст из предложений, то узнаете тему урока.

Слайд 2.
Дорогие пятиклассники посмотрите на слайд, на слайде зашифрована тема вашего урока «ССР», можем мы узнать, что здесь написано?
– Нет! А почему, чего не хватает, чтобы мы могли прочитать слово.
- Гласных букв!
Как вы думаете, на языке, какого народа сделана запись?
- На языке египтян у них не было гласных букв.
Правильно молодцы!

-Чтобы прочитать тему, нам необходимо, что сделать? (найти гласные). Правильно, мы тоже займемся реставрацией.
-у каждого из вас на столах лежат необычные свитки, которые попали к нам на урок из древнейших хранилищ. Если вы правильно выполните задания, то гласные встанут на свое место, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись.

Гостей мы тоже просим присоединиться к нам и попробовать себя в роли реставраторов. Ну что ж приступим. Время пошло.






1. Евреи после долгих странствий и скитаний
Искали плодородную долину,
Ведь Моисей, согласно всем преданьям,
Привел их в область, названную (Палестиной).
Оцените себя
Пойдем дальше

2. У этой крепости решалась их судьба,
Все это было, правда, а не сон,
В едином крике завершилась та борьба,
Названье этой крепости (Иерихон).
Оцените себя
Работаем дальше

3. Есть главный город в каждом государстве,
Его столицей называют.
И таким для всех евреев Израильского царства
Стал город, называемый (Иерусалим).
Оцените себя
Читаем следующий текст.

4. В его правление на холме построен храм,
В честь бога Яхве появился он,
Народ был благодарен мастерам,
Правителя же имя (Соломон).
5.

С
В борьбе за объединение страны королю Франции пришлось столкнуться с английским королем.
М

Т
Больших успехов в борьбе за объединений Франции достиг короли Филипп II (1180-1223).
О

О
В ходе походов против еретиков-альбигойцев к королевским владениям было присоединено графство Тулузское.
Л

Л
Король Людовик IX Святой (1226-1270) запретил междоусобные войны.
О

Е
Филипп IV Красивый (1285-1314) расширял королевские владения: присоедини графства Шампань Наварру.
Д

Т
В 1302 году Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой разных сословий в борьбе против папы, впервые созвал Генеральные штаты.
Ц

Н
Это было собрание представителей сословий – духовенства, дворянства и бюргерства.
Ы

Я
В Англии раньше, чем во Франции, сложились более благоприятные условия для усиления королевской власти.


Я
Опираясь на рыцарей, духовенство и горожан, королевская власть Англии одержала победу в борьбе со знатью.
Р


На престоле утвердился король Генрих II (1154-1189), основавший династию Плантагенетов.
Е

В
После смерти Ричарда I (сына Генриха II) королем стал младший сын Генриха II Иоанн Безземельный (1199-1216).
Б

О
В 1215 году Иоанн подписал Великую хартию вольностей. Первую конституцию в Европе.
Я

Й
В 1258 году бароны собрали королевский совет в Оксфорде, по решению которого власть короля была ограничена
Т

Н
В 1265 году в Англии по инициативе графи Монфора было созвано сословное собрание получившее название парламент.
А

А
Английский парламент имел большее влияние на государственные дела, чем Генеральные штаты во Франции
!



III. Постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности обучающихся

























Слайд 4 .
Проверяем. Читаю вслух, дети отвечают и дописывают ответ

Оцените себя!

А теперь проверьте, правильно ли вы записали слова, если все слова без ошибок, возьмите еще одну зеленую звезду, если ошибок одна или две возьмите желтую, если больше двух, то красную.

Слайд 5 .

- Итак, прочитаем тему урока. «Ассирия», прикрепляю табличку к доске
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, что мы должны узнать на уроке, определите цели.
Где находится Ассирия?

Какие занятия были у жителей этой страны в древности?

Как управлялось это государство?

Воевало ли оно с другими странами?
Молодцы, ребята!

Слайд 6 .
Нам необходимо изучить географическое положение Ассирии и выяснить чем прославилась эта страна.


Итак, 6 класс справился с заданием. Кто озвучит тему урока.

Правильно тема урока «Столетняя война». Слайд 3
Оцените себя.

На прошлом уроке мы с вами остановись на том, что Англия и Франция превратились в централизованные государства, но процесс объединения еще не был завершен, ни в Англии, ни во Франции. Война, начавшаяся в XIV веке между ними, получила название в истории – «Столетняя война». Поэтому нам, сегодня предстоит выяснить, почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной.
Вспомните алгоритм изучения войны. (На какие вопросы мы всегда ищем ответы, изучая войну?)
каковы ее причины, основные события и итоги.
Молодцы!


- Свою работу вы продолжите в парах. На столах у вас лежат карточки с заданиями, и рабочие листы, посмотрите задания, если вам все понятно можете приступать к выполнению.
Помните об условиях успешной работы, будьте внимательны и корректны с товарищами.
Учащиеся, работая в группах, ведут исследование.


Изучение нового материала
Послушайте внимательно задачу.
Слайд 7 .

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего более 3 тысяч лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук.

Вопросы:
1. Почему железных изделий было так мало?

Предполагаемый ответ: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Слайд 8 .

2. Посмотрите на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?

Египет – медные орудия
Вавилонское царство - бронза
Ассирия – железо

Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии –железо.

В 10 веке до н. э. ремесленники Ассирии стали широко использовать железо. Запомните эту дату. – прикрепляю табличку к корзине.

Работа со сравнительной таблицей
Слайд 9 .

Цель работы: самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор

Ребята, давайте попробуем оценить преимущества и недостатки железа, меди и бронзы. Возьмите рабочие листы и отметьте в таблице знаком «+» - достоинства, а знаком «-« недостатки.

Медь, бронза
Железо

Легко поддается обработке +
Прочный металл +

Мягкий металл -
Стоит дешево +

Встречается редко +
Встречается чаще в природе +

Стоит дорого -
Нужны специальные печи для обработки -


Особые навыки кузнецов -





- Как справились с работой Слайд 10 .


- Оцените свою работу звездочкой



Молодцы!
- ребята теперь я предлагаю вам продолжить работу и провести исследовательскую работу по карточкам – заданиям.

Работа с карточками-заданиями Слайд 11.

Слушайте друг друга внимательно и приготовьтесь оценивать друг друга
Карточка 1
Работая с текстом учебника п. 18 стр.86 – 87 пункт 2 )

Определите местоположение Ассирийской державы.
Природно-климатические условия.
Назовите основные занятия ассирийцев.
Из каких родов войск состояла ассирийская армия?
Чем была вооружена армия Ассирии?
Какие новые технические средства они использовали во время боя?
Сделайте вывод.

Ассирия была расположена в верхнем течении реки Тибр.
Большую часть территории составляли предгорья и горы.
Ассирийцы в основном занимались охотой и скотоводством, так как земли пригодной для земледелия практически не было.
Армия ассирийцев состояла из пехоты и конницы. Слайд 12.
Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.
Всадники были вооружены длинными копьями и луками.
Во время боя воины использовали кожаные мешки, на Слайд 13 .
которых переправлялись через реки, Воины-силачи использовали таран – тяжелое бревно, с помощью которого крошили и дробили стены крепости, это было бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме, наконечник бревна был окован железом.
Итак, ребята из рассказа Даши мы узнали, что ассирийцы впервые стали использовать конницу, кожаные мешки, таран. Прикрепляю слова к доске и уточняю,что в 8 веке до н.э. армия стала самой сильной в мире.

Карточка 2
Работая с текстом учебника п.18 п. 3 стр. 87-88 и картой стр. 86
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?
С какой целью ассирийские цари совершали военные походы в соседние страны?
Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Сделайте вывод.
Слайд 14 .
Ассирийские цари завоевали Вавилон, города Финикии Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, совершали походы в Египет, и на севере в горное царство Урарту.
С целью обогащения
Воинов, оружие, коней, домашний скот
Война носила захватнический, грабительский, несправедливый характер.
После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу.
Слайд 15 .
Держава – это большое и сильное государство. Прикрепляю слово к доске

Карточка 3
Работая с текстом учебника п.18 п. 5 стр. 89
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
1. Как звали последнего ассирийского царя
2. Чем прославилась Ассирия.
3. Что произошло с городом с, библиотекой.

Последнего ассирийского царя звали Ашшурбанопал. В годы его правления Ассирия прославилась тем, что он собрал большую библиотеку, где хранились мифы, молитвы, сочинения мудрецов. В 612 году до нашей эры столица Ассирии Ниневия была сожжена врагами. Дворец сгорел, погиб и сам царь, но библиотека уцелела, потому что глиняные книги не горят.
Слайд 16 .
Прикрепляю слово к доске Ашшурбанопал, Ниневея, 612 год до н.э.
Ребята, класс посмотрите сколько много новых слов мы узнали сегодня на уроке

Физминутка

Я буду называть различные имена, понятия, названия чего-либо, если это слово из истории древнего мира, то ребята 5 класса хлопают в ладоши, а если из истории средних веков, то ребята 6 класса топают ногами, а потом меняемся.
Итак, внимание
Нил,
Карл Великий,
Двуречье,
Хлодвиг,
Хаммурапи,
Юстиниан,
меняемся
Египет,
Мухаммед,
Фараон,
Феодал,
Крестоносцы,
Вавилон,
Индульгенция
А теперь,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем


Теперь я предлагаю ребятам 5 класса решить кроссворд по теме нашего урока., если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочтете название главного города ассирийской державы, данное ему покоренными народами.

5 класс работа по учебнику и решение кроссворда, ребята, если кто-то справится быстро, у вас есть дополнительные задания по выбору.



Самостоятельная работа в группах.
1 группа
2 группа
3 группа






















































































































































































Слайд 17 .
6 класс готов отвечать. Итак, ребята вам необходимо было выяснить почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной выяснить причины, основные события и итоги.

Пожалуйста, группа № 1.


Карточка для группы № 1

Внимательно прочитайте задания, подготовьте ответы на вопросы.
Сделайте краткие записи в тетради

1. Какие отношения были между Англией и Францией в XI-XIII в.в. (учебник с. 153-155 п.2 и карта с. 154). Какая территория Англии и Франции в XIV в. была спорная и почему ? (учебник с. 167 п.1, карта с. 177 и дополнительный материал).
«Филипп II сделал попытку присоединить Фландрию (в этой области успешно развивались ремесло и торговля), которая являлась союзником Англии. Филиппу IV удалось захватить эту область, но высокие налоги и постоянные грабежи солдат вызвали у местного населения волну сопротивления. В 1302 г. у г. Куртре рыцарское войско короля было разгромлено крестьянами и ремесленниками. Часть Фландрии была утеряна французским королем. Города Фландрии стремились развивать торговлю и экономические связи с Англией: Фландрия была основным покупателем английской шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах».
Четко сформулируйте три причины Столетней войны.
2. Определите повод к Столетней войне, изучив учебник с. 167 п.1 и схему:
Король Англии __ родственники _____ король Франции
Эдуард III __ династические споры ___ Филипп Валуа
3. Сравните армии Англии и Франции. Какая армия была сильнее? Почему? (учебник с.167-168 п.2).
4. Прочитайте с. 168-169 п.3 и охарактеризуйте 1 этап столетней войны 1337-1360 г.г. дайте название данному этапу войны
Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?
5. Запишите основные события и пополните «корзину знаний»
5. Определите условия договора и сделайте вывод (учебник с.169 п.4
1-ый абзац). 

Карточка для группы № 2

1. Прочитайте п. 4 с. 169-170 и определите: как была реорганизована французская армия, и как это повлияло на итоги 2-го этапа войны (1360-1396 гг.) дайте название данному этапу войны.
2. Прочитайте п. 5-6 с. 170-176 и дополнительный материал и охарактеризуйте 3 этап войны ( 1415-1424)- 
3. Запишите основные события и пополните «корзину знаний»

«В 1415 году боевые действия возобновились.   У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер».


Карточка для группы № 3

1. Прочитайте п. 6-8 с. 172-176 охарактеризуйте 4 этап 1428 - 1453 гг. войны, дайте название данному этапу и объясните, какую роль сыграла Жанна Д. Арк в ходе войны.

2. Почему даже после гибели народной героини Жанны Д. Арк Франция одерживала победы? Какой вклад в победу внес простой народ? 
Чем объясняются причины успехов Жанны д'Арк в борьбе с англичанами?
В чем смысл подвига Жанны д'Арк?
Что вам особенно нравится в характере, действиях и поведении народной героини?
Почему феодалы и король не пытались выручить ее из плена?
Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д'Арк, современники считали чудом французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане - вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда?
5. Запишите основные события и пополните «корзину знаний»

Слайд 18. Территории Англии во Франции

Слайд 19. Армии Англии во Франции

Слайд 20. Основные сражения

Первый этап (1337-1360 гг.) - победы англичан Англия:
Англичане полностью уничтожили флот французов;
Сильная и организованная армия.
Англичане одержали ряд побед над Францией.
Прикрепляют к доске .
Второй этап (1360-1420 гг.) - проблемы Англии и победы Франции.
Слайд 21. Этапы 2 и 3
Слайд 22. Основные сражения
Франция:
реорганизация армии;
появилось огнестрельное оружие;
оттеснили англичан к морю;
междоусобная война.
Англия:
разорение землевладельцев и ремесленников ( высокие налоги)
наступление при Азенкуре;
разгром французских рыцарей.
Франции не удалось закрепить свои военные успехи.
Прикрепляют к доске .
Слайд 23. Основные сражения
Четвертый этап ( 1428-1453)- Жанна д, Арк спасает Францию.
Франция:
- складывается единый французский народ;
- появление Жанны д, Арк;
- освобождение Орлеана;
- коронация Карла 7, появление законного короля;
- освободить Париж не удалось;
- казнь Жанны д, Арк.
Англия:
- осада Орлеана.
Окончание войны.
Прикрепляют к доске .
Вывод: Англия и Франция воевали между собой потому, что возникли династические противоречия и спор из-за территорий.
Французы рассчитывали отвоевать последние английские владения во Франции, а англичане хотели вернуть богатые утраченные земли во Франции.
Слайд 24. Итоги войны


Закрепление материала
Решение кроссворда










Какое слово получилось в выделенных клетках.
Почему ГОРОД КРОВИ
Город крови потому что ассирийцы были очень жестокими и в городе очень часто устраивались казни.


Теперь я предлагаю вам обменяться рабочими листами и проверить друг у друга правильность решения кроссворда и оценить соответствующей звездой. Слайд 25. Итоги войны


Раздаю распечатку ответов.
Проверили




А, вы подумайте, сначала про себя, затем можно вслух:
«А смог бы я спасти страну? Или остался глух к страданьям, слезам, бедам, горю? Или, все-таки помог бы своему народу?»

Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!



Итак, ребята и 5 и 6 класс откройте дневники и запишите Д/З Слайд 26


IV.Домашнее задание:

П. 18, читать, Даня задания № 72-73 рабочей тетради.
Карина – нарисовать рисунок по теме урока.
Даша – составить рассказ по рисунку стр. 88 учебника.
П. 20, учить даты.

Рефлексия
Давайте составим Синквейн
Слайд 27



А сейчас я предлагаю пятиклассникам сосчитать свои звезды и заполнить лист самооценки

Слайд 28 я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось

А ребята 6 класса составят синквейн по теме урока

1 строка. Урок истории
2. строка. Оцените, какой был урок для вас
3. строка. Что делали на уроке.
4. строка. Выразите свое отношение к уроку
5 строка. Синоним



Прозвенел опять звонок, вот закончился урок
Вы ребятки отдохните, до свидания скажите дорогим гостям.
А гостей мы, всех попросим нам ответить на вопрос
Вам запомнился урок?
Два кружочка перед вами.
Белый значит все о кей,
Если синий – то не страшно, замечания учтем


Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше, очень этого я жду!
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Всем спасибо за работу!







 4X
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ђ Заголовок 115